Проект "Русские богатыри"
проект (старшая группа) на тему

Рыхлова Людмила Константиновна

Материал содержит презентацию "Богатыри Земли Русской", беседу по патриотическому воспитанию "Мы-россияне", конспект спортивного развлечения, направленные на расширение кругозора об исторических событиях нашей Родины, воспитания интереса к национальной культуре, чувства гордости за своих предков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkie_bogatyri.doc458 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русские богатыри», старший дошкольный возраст

Проект создала: Воспитатель V логопедической группы ГБДОУ №9 Московского района Рыхлова Людмила Константиновна

Тип проекта:

Познавательно-творческий;

Краткосрочный.

Участники проекта:

дети и воспитатели старшей группы, специалисты ГБДОУ Д/С №9, родители.

Проблема:

КАКИМИ БЫЛИ ПЕРВЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

Цель проекта:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, истории Руси.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

                                                                                                                                                                                                                          Задачи:  

1. Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;

2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников;

3. Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества;

4. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук) ;

5. Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;

6. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа;

7. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Подготовительный этап:

Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.

Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.

Внести в книжный уголок книги, альбомы о защитниках Отечества.

просмотр презентации «Богатыри земли русской»; беседа «Мы – Россияне»; рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей; пословицы.

Просмотр мультфильмов: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич».

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

Реализация проекта:

Беседа о богатырях;

Экскурсия в Русский музей по теме : « Богатыри»

Рассматривание иллюстрации картины «Богатыри» В. Васнецова;

Организованная образовательная деятельность на тему «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Рассматривание альбома «Богатырское оружие»;

Чтение былины «Илья Муромец», отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

Просмотр  мультфильма  «Добрыня Никитич»;

Просмотр мультфильма «Илья Муромец»

Изготовление подарков папам и дедушкам «Богатырь»;

Слушание песни в грамзаписи «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова;

Разучивание танца с мальчиками «Богатырская сила»;

Строительная игра «Застава»;

Д/и «Кому что нужно»;

Просмотр презентации «Защитники Руси»;   Отгадывание загадок о богатыре, богатырских доспехах.

Участие родителей в реализации проекта:

Разучивание с детьми стихов;

Изготовление богатырских доспехов (меч, щит, одежды (кольчуга). Булав, дротики, воздушные шары.

Презентация проекта:

Праздник ко Дню защитников Отечества «Богатырские забавы».

Использованная литература:

1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, конспекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005;

2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;

3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г.

4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004.

Праздник ко Дню защитников Отечества «Богатырские забавы».

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА: Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской;

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

Развивать двигательные навыки детей;

Создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА: I часть  (флешка «папка богатыри»)

Под звуки «славянской» музыки в зал входят дети.

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.        Видеофильм «Русские пейзажи»
 дети: Наша Родина большая, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Ничего нет лучше, краше
Милой Родины моей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.                                                                                                                                                                                                           Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(
Н. Кончаловская)

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?  (Презентация «Богатыри земли русской)

Дети. «Славяне» похоже на слово «слава». (Показать слайд 1)

Педагог. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

 (Показать слайд 2)

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями (слайд 3)

Слайд 4 В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства (Включить Звук колокола щелчком).

Ведущий (?):Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям! И если богатырь стоит на страже,     То может быть из вас уверен каждый,     Что от врагов любых защищены. Все рубежи родной страны!  Слайд 5

Педагог.  Вы узнали русских богатырей? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

Дети: В центре картины на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

Дети: По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Дети: Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. Далее слайды озвучивает ведущий

Игра викторина « Назови оружие» Иллюстрации.

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:                                                      Хоровод «Поклонение дубу»

- У нас рос дубок - Вот таков! (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

 Корень его - Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную защищать от врага!

-Этот обычай сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков. Подарить листочки дуба

II часть в спортивном зале

Ведущая: Да я гляжу, у вас тут добрых молодцев полным-полно, хочу испытать вашу силушку, юные защитники. В стародавние времена, существовал на Руси обычай – посвящения в воины. Для этого проводили для мальчиков состязания, где они могли показать свою силу, удаль, отвагу да смекалку. Готовы ли вы к богатырским состязаниям?

Ну, коли так, разудалы добры молодцы!

Делитесь-ка вы на 2 дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким! А вы, девицы-красавицы за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Ведущий: Рассудить бои ратные, забавы молодецкие мы попросим судей неподкупных, княгинь русских…

княгиня Баринова Анна Сергеевна

княгиня Конева Ирина Михайловна… .

Ведущий: Начнем забавы богатырские. Поприветствуем дружины наши славные.                                                                                     Приветствие команд                                                                                                                                                                                                                «Витязи»:Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок

Мы зовём богатырей!

«Богатыри»:

Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

 И От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Ведущий: Для начала испытаем вашу силу молодецкую. Традиционно на Руси битвы начинались с боя богатырей – поединщиков, так и мы начнем состязания наши.

Забава первая. «Силушка русская» (игроки соревнуются парами - отжимаются, меряются силой на руках, перетягивают друг друга при помощи палки, поднимают набивные гири, перетягивают друг друга в обруче)

Забава вторая. «Проскачи на коне» (каждый участник скачет на «коне» до «кургана» и обратно, передавая «коня» (хоп с ушками) следующему участнику. Побеждает дружина, которая быстрее выполнит задание, сделав меньшее количество ошибок.)

Ведущий: Молодцы! Сильные, ловкие, настоящие воины, но есть у меня для них ещe испытания, а пока пусть добры молодцы отдохнут, а девицы красавицы для них хоровод заведут.

Девочки в русских костюмах исполняют хоровод с венками .

Ведущий: А теперь я вас испытаю на ловкость.

Забава третья. «Борьба с булавами». (участники из двух групп становятся на скамью и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, столкнуть соперника на пол.)

Ведущий: Хочу проверить ваш ум да смекалку.

Забава четвёртая. «Назови оружие» (забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.)

Дети из двух групп по очереди называют оружие, изображённое на картинках, которые лежат на столе.

«Составьте щит» (из разрезанных частей нужно составить щит) .

Вопросы для викторины:

1. Каких русских богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

2. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем.)

3. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец, который защищал тело богатыря (Кольчуга.)

4. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит.)

5. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист).

6. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела) . Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (
Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (
Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (
Щит)

Ведущий: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят.

девочки читают стихотворение «Богатыри»

На лбу бывают шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки,

То все - богатыри.

Царапины. Занозы,

Вам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога.

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра вы

Опять на бой, в дозор.

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

Ведущий:: Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы, глазом зорким, рукой твёрдою!

Забава пятая «Зоркий глаз» (преодолевая препятствия, богатыри должны добежать до «огневого» рубежа, бросив дротик (копьё-дартц, поразить им цель (воздушный шар) и передать эстафету следующему богатырю.)

Ведущий: И последнее моe испытание. Хочу посмотреть я, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.

Забава шестая «Перетягивание каната»

Ведущий: Да, не перевелись на Руси богатыри и добры молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Не запятнали чести богатырской! Не топтать врагу землю–матушку, раз такие добрые молодцы на ней подрастают. Низкий поклон вам отцы и деды за сыновей и внуков ваших, за смену достойную.

Музыкальный номер - русская солдатская песня «Солдатушки - бравы ребятушки»

Ведущий: Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны

И в этот прекрасный и радостный день

Нам тысячи раз пожелать вам не лень.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Примите же в этот торжественный час

Скромные эти подарки от нас.

Дети дарят подарки – самоделки папам и дедушкам.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ:

1. Картушина М. Ю. «День защитника Отечества», Москва, ТЦ «Сфера», 2005г.

2. Сценарий к 23 февраля «Забавы богатырские» с интернет-сайта doshkolnik.ru

3. Сценарий спортивного праздника «Богатырские забавы» с интернет-сайта festival.1september.ru автор Сафронов Павел Владимирович, учитель физкультуры.

4. Стихотворение В. Берестова «Богатыри».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД «Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...

Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...