"Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения"
статья (подготовительная группа) по теме

Леонтьева Наталия Евгеньевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения в условиях специального, коррекционно-образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

Н.Е. Леонтьева учитель-дефектолог

 ГБДОУ детский сад 82 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

   Перед современным обществом необычайно остро стоит проблема духовно- нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные  ценности. С  самого рождения на ребенка обрушивается огромное количество  информации:  средства массовой информации,  детский сад,  школа, телевидение, Интернет — все это скорее способствует разрушению нравственных норм и заставляет очень серьезно задуматься над проблемой нравственного воспитания  малыша. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, а  имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми

    Немаловажную роль духовно-нравственное воспитание играет и в жизни детей с нарушением зрения. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально видящих сверстников? Своим примером, дети с нарушением зрения способны оказать влияние на тех, кто еще недавно издевался над ними, показать, что и они достойны уважения и внимания, и что они выше всего этого. В своей работе мы обращаемся к великому наследию русского народа, к тем материалам, которые сохранились до нашего времени. Ведь у русских людей изначально были заложены высокие духовно-нравственные основы. В малыше, как в зернышке, заложены свет, тепло и добро. И нужно только опытной рукой, родителей и педагогов, дать возможность проявиться, прорасти  всем этим качествам. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств, слишком бурно или резко. В отличие от двухгодовалого малыша, ребенок в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он способен  управлять своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

   Ребенок, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

   По мере своего развития, ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы, сострадания, сопереживания и др.  И чем разнообразнее будут роли ребенка, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре,  ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями как средство гуманизации воспитания дошкольников с нарушением зрения.

В статье говорится о проблемах,  формах и результатах работы с родителямия. имеющих нетипичного ребёнка....

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных  заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, ...

Сенсомоторное воспитание дошкольников с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения нуждаются в развитии сенсомоторики , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев компенсирует недостаточность зрения....

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внуш...

Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения

Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...

Роль дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников с нарушением зрения

Эта стья расскажет о пользе дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста....