Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ компенсирующего вида
статья на тему

Корсакова Оксана Николаевна

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.Наш опыт работы с дошкольниками с нарушением зрения свидетельствует, что процесс нравственно-патриотического формирования эффективно происходит при комплексном использование всех средств 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников

 с нарушением зрения  в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Корсакова О.Н., старший воспитатель

МБДОУ № 82 г. Мурманск

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому.

Постоянно расширяясь, эта любовь к родному,

переходит в любовь к своему государству, к его истории,

его прошлому и настоящему, а затем - ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев.

Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле.

Исходя из этого, мы определили  целый комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения:

  • воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому,    детскому саду, городу;
  • воспитывать уважение к Государственному гербу, флагу, гимну России;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • воспитывать уважение к труду;
  • познакомить детей с произведениями национального искусства;
  • знакомит детей с русскими народными песнями, сказками, пословицами;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания

Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях, мы поддерживаем следующие идеи:

  • гуманизация  педагогического процесса на основе развития познавательных способностей детей,
  • формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.

Базовым этапом  формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.

Решая задачи патриотического воспитания, педагоги  осуществляют  работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

— отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

— непрерывность и преемственность педагогического процесса;

— дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, зрительного диагноза, возможностей и интересов;

— рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту и диагнозу  баланс интеллектуальной, эмоциональной, зрительной и двигательной нагрузок;

— деятельностный подход;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

  • экскурсии и целевые прогулки (экскурсии по городу, к памятнику Защитникам Советского Заполярья («к Алеше»), на озеро Окуневое, в библиотеку и т.д.)
  • рассказы воспитателя о героях, чьими именами названы улицы, на которых живут воспитанники;
  • наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей в детском саду и в микрорайоне;
  • беседы о родном городе, стране, истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов, мультимедийных презентаций;
  • прослушивание аудиозаписей («Гимн России», «Песня о Мурманске», «Мой мачтовый город», песни о Великой Отечественной войне, русские народные песни, частушки, мелодии и т.д.);
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с предметами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок («Я люблю мое Заполярье», «Мурманск - город мой широкоплечий», «Наши защитники», «День космонавтики»;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде, экологических акциях («Лесная столовая» и др.).

Наш опыт работы с дошкольниками с нарушением зрения свидетельствует, что процесс нравственно-патриотического формирования эффективно происходит при комплексном использование всех средств: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.

Наши воспитанники любят свой сад, свой город, и мы очень надеемся, что в дальнейшем они станут настоящими патриотами своей Родины - великой России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по формированию ЗОЖ в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Статья представляет описание работы с родителями по формированию ЗОЖ в условиях ДОУ компенсирующего вида ....

Методическая разработка "Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников ...

Организация работы по патриотическому воспитанию в средней группе

Патриотическое воспитание в средней группе...

Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу....

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»

Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...

Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.  Для ребенка с ОВЗ, ...

Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.  Для ребенка с ОВЗ, ...