Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»
материал

Дюсенева Раушанья Наиловна

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.

  Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение  знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.

При появлении в семье ребенка с ОВЗ родители испытывают  шок и долго пребывают в состоянии отчаяния и неопределенности.  Не все родители могут самостоятельно выйти из этого состояния. Очень хорошо, если в этот сложный для них момент ребенок окажется в садике. Нашим родителям очень важно, что их ребенок, как и все дети может посещать садик. С одной стороны они могут хоть ненадолго отвлечься от своей (проблемы, боли, состояния).

С другой стороны  в садике создаются условия для того, чтобы  помочь им выйти из этого состояния и понять, что не нужно  «сидеть сложа руки» (т.е. только менять ребенку памперсы и кормить его ложечкой), а нужно помочь ребенку как говорит Выготский «войти в жизнь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения приему пищи детей с нарушением зрения

Обучение  детей  с  нарушениями  зрения  пользоваться  чашкой,  тарелкой  и

ложкойдостаточно  длительный  и  трудоемкий  процесс,  поскольку  у  ребенка  с нарушенным зрением подражание часто затруднено, и многим

действиям его нужно специально обучать.

Если  ребенок  имеет  остаточное  зрение,  то  при  обучении  навыкам

самообслуживания необходимо им пользоваться. Наряду с показом и выделением осязательных ориентиров, нужно учить детей зрительно распознавать предметы, обращать их внимание на такие признаки, как цвет, размер.

Постепенно ребенок должен  научиться  самостоятельно  пить  из  чашки,

использовать  в  процессе  приема  пищи  ложку  и  тарелку,  размешивать  сахар, пользоваться салфеткой, разворачивать несложные упаковки (на

конфетах, печенье, шоколаде и т.п.).

Целенаправленная  работа  по  формированию  и  развитию  у  незрячих  и

слабовидящих  детей  умений  самостоятельно  принимать  пищу  включает  в  себя следующие  направления: 

-ознакомление  с  посудой,  обучение  специфическим манипуляциям

с чашкой, тарелкой и ложкой, обучение умениям пить из чашки и

есть ложкой из тарелки,  воспитание навыков культурного поведения за столом.

Ознакомление с посудой обычно начинается с чашки.

. Взрослый одной рукой держит чашку за донышко или ставит ее на стол,

придерживая сверху, другой рукой берет руку ребенка и проводит ладошкой по боковой ее поверхности, показывает ручку.  Затем  опускает  детскую  руку  внутрь,  ощупывает  дно  и  проводит  по внутренней боковой поверхности чашки. После этого чашку наполняют  водой,

которую  трогают  пальчиками  ребенка.  В  конце  обследования

ребенку дают подержать пустую чашку. Запомните, каждое действие, выполняемое совместно с ребенком обязательно проговаривается:

это чашка, у чашки есть ручка, в чашке много места, сюда можно налить во

ду (сок, молоко) и ничего не прольется, потому что кругом стенки, чашку можно держать в руках,  можно ставить на стол.

Вслед за чашкой ребенка знакомят с тарелкой. Взрослый ставит тарелку

перед ребенком на стол. Одной рукой ее придерживает, другой –

берет руку ребенка и проводит по краю тарелки. Затем обследуют дно пустой тарелки и наполненной едой. Каждое действие обязательно проговаривается:

это тарелка, из нее едят суп и кашу, тарелку всегда ставят на стол.  

При обследовании ложки взрослый обычно держит ее за нижний край ручки.

Рукой ребенка проводят по поверхности ложки, показывают, что у нее есть ручка и ковшик. За ручку ложку держат, а в ковшик набирают пищу (кашу, пюре, суп).

Затем  вкладывают  ложку  ребенку  в  правую  руку,  а  левой  рукой  повторяют обследование,  обращают  внимание  на  правильное  положение  ложки  в  руке ковшик должен всегда находиться над пальчиками. Все производимые действия комментируются:

это ложка, у нее есть ручка и ковшик, ложкой кушают, ложку

нужно держать в правой руке, ковшиком вверх.

Все  обследования  многократно  повторяются,  их  целесообразно  проводить

перед приемом пищи. Продолжительность подобных упражнений 2 –

3 минуты.

Ребенок должен иметь свою посуду. Детская посуда должна быть приемлема

по размерам, привлекательна по раскраске и вмещать, как  правило, столько пищи, сколько ее надо малышу. Этим воспитывается привычка доедать всю порцию до конца. Кроме того, малый размер детской посуды исключает ее использование не по прямому назначению. Для детей с нарушением зрения также нужно подбирать  посуду легкую и прочную, окрашенную в яркие насыщенные цвета, контрастные по отношению к салфетке и поверхности стола. Такая посуда  легко воспринимается с помощью  остаточного  зрения,  вызывает  у  ребенка  интерес,  помогает  ему ориентироваться.

Процесс еды включает в себя большое количество разнообразных умений. Как показывает практика ребенок с нарушением зрения часто не в состоянии сразу овладеть  последовательными  действиями  с  чашкой  тарелкой  и  ложкой.  Его необходимо предварительно обучать специфическим манипуляциям с данными предметами. Ребенку дают пустую чашку и учат удерживать ее двумя руками, опускать и приподнимать. Обязательно обращают внимание на правильное положение чашки.

Если ребенок без посторонней помощи справляется с поставленной задачей, ему предлагают чашку, на 1/3 наполненную водой и повторяют те же манипуляции.

Затем малышу показывают, как  держать чашку одной рукой (одной рукой за ручку, а другой -только поддерживать снизу). У ребенка также вырабатывают умение брать чашку со стола (слепых учат искать ее, и брать, накрывая сверху ладошками) и ставить на стол (для слепых, предварительно нащупав свободную площадь стола).

Все  действия,  выполняемые  с  чашкой,  обязательно  проговариваются.  Для  того,чтобы вызвать у ребенка положительное отношение, интерес к манипуляциям с чашкой их можно обыграть. Ребенку понравятся следующие  игровые упражнения:

«Делай, как я», «Возьми–поставь», «Что с чашкой делают», «Кто пил из моей

чашки?».

Ребенка обучают простым манипуляциям с тарелкой. Ему показывают, как

правильно брать тарелку (за края) и удерживать ее двумя руками, приподнимать ее над поверхностью стола и ставить обратно, отодвигать и придвигать. В тарелку можно  положить  кусочки  хлеба,  яблока,  печенья  и  отработать  с  ребенком следующие действия: взять из тарелки, положить в тарелку (действия выполняются правой  рукой,  левой –можно  придерживать  тарелку  за  край).  Рекомендуется использовать  специальные  клеенчатые  или  прорезиненные  салфетки, ограничивающие  движение  посуды  по  поверхности  стола.  Все действия, выполняемые ребенком с тарелкой, могут быть обыграны.

Манипуляции  с ложкой наиболее  разнообразны  и  сложны.  Ложку

вкладывают ребенку в правую руку, и учат удерживать ее (не беда, если сначала малыш будет держать ее в кулаке, ведь у него еще довольно слабые пальцы).

Необходимо  уделять  внимание  раскрытию  пальчиков  руки  ребенка,  выделению большого  пальца  из  кулачка  наружу,    противопоставлению  большого  пальца остальным при схватывании предметов,формированию щипкового захвата. Затем ребенку показывают,как брать ложку со стола, накрывая ее сверху ладошкой и как класть  ее  обратно  на  стол  (незрячим  левой  рукой  помогают  нащупывать поверхность  стола).  Как  показывает  практика,  наиболее  трудными  для  детей  с тяжелыми  нарушениями  зрения  являются  зачерпывающие  движения  ложкой.

Сначала  их  выполняют  совместно  с  взрослым  пустой  ложкой,  затем  пробуют совместно наполнять ее кашей. Постепенно рука взрослого начинает осуществлять только направляющую функцию. Ребенку нужно показать с помощью указательного пальчика его левой руки, что ложка наполнена пищей, позднее он должен учиться определять  ее  наполненность  по  изменению  веса.  Ложка  должна  быть  легкой, подходящей по размеру (чайная или десертная). Необходимо обязательно обращать внимание  на  развитие  у ребенка координации «рука-рот»,  обеспечивающей быстроту и точность движения ложки от тарелки ко рту. Целесообразно проводить с

ребенком специальные упражнения, подготавливающие руку к действиям с ложкой:

сжимать и разжимать кулачки;

сжимать и разжимать палочку;

ребенок  крепко  сжимает  палочку,  а  взрослый  пытается  у  него  ее

отобрать и наоборот, взрослый удерживает палочку, а ребенок отбирает;

круговые движения кистью;

стучать палочкой по столу, выполняя круговые движения кистью;

помешивать палочкой в детском ведре, выполняя круговые движения

кистью, желательно брать металлическое ведерко, чтобы звук привлекал внимание

ребенка и подтверждал правильность выполнения упражнения;

покажи рот у себя, покажи рот у мамы, у папы (для незрячих детей

взрослый производит звуки губами, помогая им ориентироваться);

положи в рот кусочек хлеба (печенья, яблока);

оближи ложку и  т. п.

Данные  упражнения  не  проводятся    в  процессе  приема  пищи,  лишь

некоторые из них могут его предварять.

При нарушении зрения у детей нередко возникают проблемы с жеванием.

Поэтому формирование и развитие у ребенка умений и навыков самостоятельно

принимать пищу нередко сопряжено с обучением его умению жевать. Начиная уже с 5 -6 месячного возраста пища ребенка должна быть все более густой. Кашей, фруктовым и овощным пюре, желтком необходимо кормить из ложки. Это поможет малышу постепенно выработать новое взаимодействие челюстей и языка с пищей.

Не пугайтесь, если он сначала будет пытаться выполнять сосательные движения, выталкивать  еду  языком,  захлебываться,  давиться,  так

обычно  случается  при переходе к новому способу употребления продуктов питания.

Когда  у  ребенка  начинают  резаться  зубки  ему  можно  давать  хлебную

корочку,  сухарик,  кусочек  яблока,  чтобы  привычные  сосательные  движения естественным  образом  сочетались  с  новым и -жевательными.  Обязательно проверяйте,    действительно  ли  ребенок  проглотил  откушенный  кусок,  т.к. некоторые дети прячут пищу между челюстями, за щеками или под языком. Не давайте  ребенку  очередной  кусок,  пока  не  убедитесь,  что  он  проглотил предыдущий.

Если к полуторагодовалому возрасту у вашего малыша не сформировались

жевательные движения, необходимо начать специальное обучение. Поиграйте с ним в игру «Делай, как я». Взрослый выполняет движения, среди которых могут быть и жевательные, а ребенок пытается максимально точно повторить его. Слабовидящие и  частичнозрячие  дети  могут  наблюдать  за  вашими  движениями  с  помощью статочного зрения, слепые –воспринимать их с помощью пассивных действий. Все движения нужно выполнять четко, медленно, выразительно. Знак

омится с ними

слепой малыш следующим образом: кладет свою руку на ваш рот и с помощью

осязания  и  мышечной  чувствительности  воспринимает  и  запоминает  движения.

Обучение умениям пить из чашки и есть ложкой из тарелки.

Чтобы ребенок овладел навыками приема пищи необходимо строго установить точные часы  приема  пищи  и  строго  их  придерживаться.  Бессистемное  питание  часто становится одной из причин резко отрицательного поведения ребенка во время еды.

Обучать  самостоятельности  в  еде  тифлопедагоги  обычно  советуют  с

формирования умения  пить  из  чашки

.  Ребенок  должен  последовательно выполнять следующие движения: бра

ть чашку, подносить ее ко рту, отпивать из чашки,  ставить  ее  на  стол.  Чашку  наполняют  жидкостью  только  наполовину, следите,  чтобы  она  не  была  горячей.  Направляйте  движение  рук  ребенка  по направлению ко рту, слегка придерживая чашку снизу. Делайте это до тех пор, пока он не начнет делать эти движения уверенно. Нередко незрячие дети, попив из

кружки, отпускают ее. Придерживайте руку ребенка и направляйте ее движение в сторону стола. Учите ставить чашку всегда на одно и тоже место

–за тарелкой прямо перед собой.

Умение есть ложкой из тарелки включает в себя ряд последовательных

действий: взять ложку, обследовать ей содержимое тарелки (для слепых детей), зачерпнуть ложкой из тарелки, поднести ложку ко рту, снять пищу с ложки губами, опустить ложку обратно в тарелку. Начните самостоятельную еду с вязкой каши, ее легко зачерпнуть и она хорошо удерживается на ложке. Сядьте сзади ребенка возьмите его руку, зачерпните кашу и помогите направить  ложку  в  рот.  Дайте  возможность  ребенку самостоятельно  повторить действие. Помните, что малыш, поднеся ложку ко рту, может сразу опустить руку, не успев захватить пищу. Поэтому поддерживайте его руку, пока еда не попадет в рот. Постепенно, ослабляя свою помощь, вы приучите ребенка держать ложку в руках и не бросать ее, пока не прожуется первая порция каши.

Обратите  внимание,  ваш  ребенок  сам  захватывает  пищу  с  ложки  или

пассивно ждет, пока вы опрокинете ее ему в рот. Если малыш не захватывает еду, то го нужно к этому стимулировать. Следующая ложка  вводится в рот, но не сразу опрокидывается, а только тогда, когда ребенок верхними зубами или верхней губой прихватит  пищу.  После  этого  ложка  выводится,  а  еда,  захваченная  ребенком, остается во рту. Подобное поведение малыша можно считать проявлением пищевой активности, опирайтесь на нее в дальнейшей работе, пока ребенок не начнет брать пищу  активными  движениями  губ.  Таким  образом,  задерживая  момент опрокидывания ложки в рот, постепенно формируют активные движения верхней губы, а в последствии и такое с

ложное действие, как отхлебывание, т.е. введение

пищи в рот с ложки активными движениями верхней и нижней губы вместе со

струей воздуха. Приучайте ребенка выполнять активные  движения ртом, как только ложка  коснется губ.  Позднее  можно  учить  реагировать  

на  дистантные сигналы: запах пищи, тепло, идущее от нее.

В процессе еды левая рука ребенка обычно тоже активизируется. Он может

осуществлять ею захват пищи, накладывать ее в ложку (если ему трудно выполнить зачерпывание), может придерживать ложку, когда несет ее ко рту. Чтобы избежать этого, займите левую руку ребенка хлебом.

Детей  с  нарушением  зрения  необходимо  научить  ориентироваться  в

собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, осязание, обоняние. Поиграйте в игру «Что сегодня на обед?». Пусть малыш по запаху попробует определить, какое блюдо приготовили. Если он пробует что-то впервые, разрешите ему обследовать эту еду руками, чтобы у него сложилось определенное представление об этом блюде. Но в далнейшем никогда не позволяйте лазить руками в тарелку. Помогите малышу понять, что ложка, а в дальнейшем и вилка  являются продолжением его руки. С их помощью можно определить количество пищи и ее расположение в тарелке. Выработайте с ребенком определенную

схему  раскладки  пищи  на  тарелке:  котлета,  мясо,  рыба  и  т.д. находятся справа, гарнир –слева и всегда следуйте этому правилу.

Учите  ребенка  начинать  еду  с  самого  маленького  кусочка,  чтобы

удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности по

может ему в дальнейшем  не  попадать  в  затруднительное  положение.  Главным  помощником ребенка  во  время  еды  должен  стать  кусочек  хлеба.  С  помощью  хлеба  малыш зачерпывает  пищу,  придерживает  ее,  пока  несет  ко  рту.  Приучаете  ребенка последовательно  отбирать  пищу из  тарелки,  пока  ложка  не  коснется  ее противоположной стенки (это касается, в первую очередь, закусок и вторых блюд).

Это поможет ему сразу определить, что еда окончена.

Слепые дети должны уметь ориентироваться на столе. Чтобы решить эту задачу нужно установить строгие  правила сервировки и обучить им ребенка. В такой ситуации все поисковые действия малыша будут сведены к минимуму. Эти правила должны быть следующими: яркая салфетка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка, слева –блюдце с хлебом, под блюдцем –бумажная салфетка, за тарелкой прямо перед ребенком чашка с напитком. Покажите ребенку, как пользоваться салфеткой. Сначала лицо  и руки малышу вытирает взрослый, потом это делают его руками. Учите ребенка брать салфетку со стола, подносить  ко  рту  и  вытирать  его.  Обратите  внимание,  ребенок  может  просто прикладывать салфетку ко рту.

Обязательно  придерживайтесь правил  организации  процесса  приема

пищи

. Разгоряченного после прогулки или подвижных игр ребенка нельзя сади

ть за стол, он должен успокоиться. Приучайте малыша мыть руки перед едой, даже если они чистые. Это помогает выработать и закрепить условный рефлекс на отделение желудочного  сока.  Спокойная  обстановка  не  торопливая  речь  способствуют хорошему кормлению. Игрушки, чтение, телевизор отвлекают ребенка. Кроме того, чем выше интерес к развлечениям, сопутствующим еде, тем меньше продукция пищеварительных  соков.  В  жаркое  время  и  сразу  после  сна  в  теплой  постели аппетит обычно снижен или вообще отсутствует, это тоже необходимо учитывать.

Постоянно обращайте внимание ребенка на то, как он должен вести себя во

время еды. Не позволяйте ему низко наклоняться к тарелке, объясните, что нужно

подносить ложку ко рту. Приучайте малыша брать пищу понемногу и кушать, не торопясь, но  в  тоже  время  не  поощряйте излишнюю медлительность.  Следите, чтобы он не отвлекался во время еды, не выполнял посторонних движений, не стучал  ногами.  Обращайте  внимание  ребенка,  что  он  должен  жевать  хорошо, бесшумно, не проливать и не крошить пищу. Приучайте его мыть руки после еды и полоскать рот теплой водой.

Следует помнить, что формирование навыков самообслуживания значительно

затрудняется, если хотя бы один из взрослых для ускорения процесса помогает

малышу больше, чем нужно. Быстрота придет по мере совершенствования умения и его  автоматизации,  ее  надо  вырабатывать  постепенно,  непрерывно  повышая требования к ребенку, но, не опережая его возможностей.

Следует помнить, что формирование навыков самообслуживания значительно

затрудняется, если хотя бы один из взрослых для ускорения процесса помогает

малышу больше, чем нужно. Быстрота придет по мере совершенствования умения и его  автоматизации,  ее  надо  вырабатывать  постепенно,  непрерывно  повышая требования к ребенку, но, не опережая его возможностей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников» №4 «Солнышко»

п. Энергетик Новоорского района Оренбургской  области

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением  зрения в группе комбинированной направленности детского сада»

Автор опыта:

          Дюсенева Раушанья Наиловна,

высшая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад»№4

«Солнышко»

п. Энергетик

2023г.

Хотелось немного поделиться своим небольшим опытом работы в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. В группе комбинированной направленности  нашего детского сада появился ребенок с нарушением зрения. Не имея никакого опыта и определенных знаний, пришлось обращаться за помощью к методической литературе, медицинскому работнику и конечно же, родителям воспитанника. Витя попал в новую незнакомую обстановку, сразу столкнулся с трудностями, так как плохо видел окружающее пространство, внешний облик людей и коллектив незнакомых детей. Именно поэтому необходима была адаптационная работа с ребенком.

Хочу рассказать о некоторых особенностях с которыми мы столкнулись  работая  со слабовидящим ребенком:

1.Сбитый режим. Строгое соблюдение режима дня в садике способствует тому, что режим постепенно нормализуется.

2.Отсутствие навыков самообслуживания. Если первая проблема возникает сама по себе, то здесь зачастую родители  сами являются источником этой проблемы, ведь намного проще и быстрее сделать все самим за ребенка. На протяжении всего времени посещения садика я помогаю детям стать самостоятельными и учу родителей учить этому детей. Все действия, которым я должны научить

3.Из – за отсутствия зрения  у воспитанников слабо проявляется интерес к окружающему пространству.  я учу не бояться двигаться, стимулирую к тому, чтобы ребенок сам хотел двигаться. Нашу работу мы начали со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны и другие. Рассказали об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, режиме дня. Работа проводилась в игровой форме, для того чтобы ребенок быстрее преодолел страх незнакомого пространства. С ним проводились специальные игры для знакомства с групповым пространством, например, «Найди игрушку». Воспитатель прятал игрушку в группе, в одном из её помещений. Виктор искал ее.

«Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давайте найдем ее».

После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.). Можно так же загадать местоположение игрушки через функцию помещения («Там моют посуду»). Далее мы начали знакомиться со сверстниками и со взрослыми, которые будут  окружать Витю. Обычно дети с глазной патологией испытывают страх перед общением, поэтому нужно научить их общаться, играть с другими детьми. Кроме того, детям, которые никогда до этого не имели опыта общения со сверстниками в детском саду, очень сложно принять и понять, что им придется играть, делиться и считаться с другими детьми, сложно привыкнуть к новому окружению, а тут еще будет новый режим дня. Поэтому поступление новой информации должно быть постепенным.

Нам пришлось столкнуться с проблемой отсутствия навыков самообслуживания и личной гигиены у ребенка с ОВЗ. Виктор привык к постоянной родительской опеке, сначала негативно отнесся к деятельности, требующей усилий, не проявлял желание овладеть какими-либо приемами, практически не умел самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратным во время умывания, еды, во время похода в туалет и на прогулке. На первых этапах мы использовали прием совместных действий, помогли Виктору преодолеть беспомощность и научить справляться с непослушными вещами, сопровождаемых речевыми комментариями, объясняя, что не надо бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными при умывании. Непременно будет и расплесканная вода, и мокрая одежда. Постепенно стали учить  навыку умывания: «Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...».Научились пользоваться специальными поручнями в умывальной комнате, в туалете. А также использовали знаки символы в каждой зоне группы, при этом только желтого цвета. Желтый цвет хорошо воспринимается зрением, это последний цвет спектра, который воспринимает человек, теряющий зрение. Также его хорошо видно на далекие расстояния.

Ребенка пришлось учить и способам, приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли блюдо горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета. Из столовых приборов использовали только ложку.

На занятиях по этикету дети  и воспитатель рассказали Виктору о правилах во время приема пищи, что  «копание» в тарелке неприятно для людей, сидящих с ними за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. При этом также следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Мы предложили поиграть в игру «Что сегодня на обед?». Дети пробовали по запаху определить, какое блюдо приготовили в саду.

В процессе учебной деятельности ребенок с нарушениями зрения тоже испытывает серьёзные трудности. Так как зрение у слабовидящих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Нам необходимо было создать условия для работы воспитанника с ОВЗ на занятиях. Виктор сидел в первом  ряду , где был доступ воспитателя к ребенку, хорошая освещенность рабочего места, возможность расположить наглядный материал на уровне глаз и на доступном расстоянии, рабочий стол и стул желтого цвета. Во время занятий, особенно, где была большая нагрузка на зрение, индивидуально проводили физкультминутки для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз.

На занятиях использовали  различный иллюстративный материал, он должны быть знакомым, ярким, контрастным и насыщенным,крупным. Для того чтобы, ребенку было хорошо видно, мы увеличивали в полтора раза размеры картинок, используемых для демонстрации на занятии. Показ наглядных пособий сопровождаем четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Так же для рассматривания иллюстраций на стол детям ставилась подставка, которые используют в библиотеках для демонстрации книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

4.Проблемы с речью. Ребенку, который воспринимает жизнь на слух, бывает сложно даже попросить что – либо, так как он получая желаемый предмет слышит: «На яблоко, на хлеб». В процессе игровой деятельности с детьми и разучивание стихов дало свои результаты, речь развернутая, предложения сложные. Ребенок мог сам попросить или спросить.

Наиболее доступными и эффективными для детей со зрительными нарушениями ученые считают практически-действенные методы обучения и воспитания: изобразительная и художественная деятельность, ручной труд. Поэтому мы старались, как можно больше внимания уделить детям во время занятий по изодеятельности. Ручной труд предоставляет возможность решать многочисленные задачи: формировать у дошкольников представления о свойствах различных материалов (бумаги, ткани, природных материалов), учит приемам работы с различными материалами (складывание, разрезание, склеивание и др.)и навыкам работы с ножницами, клеем(под наблюдением воспитателя), нитками и т.д. Слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре.

Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих детей. Одними из любимых игр у ребенка с ОВЗ стали игры «Определи форму», «Определи величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате», «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» ,«Узнай по голосу», «Посидим в тишине», дидактические игры, связанные с сенсорикой. В свободное время старались нанизывать бусы, штриховать и раскрашивать картинки, обводить изображение по контуру, игры (разрезные картинки, игры-путешествия с фишками Для того, чтобы ребенок с нарушениями зрения передвигался безопасно в помещении детского сада, в помощь были сделаны ограничители на каждую ступеньку лестницы. Но, несмотря на это, ребенок постоянно под сопровождением воспитателя. На музыкальных занятиях движения к танцам упрощались, танцевал всегда в паре с воспитателем. На физкультурных занятиях  воспитатель сопровождал ребенка, упражнения выполнялись совместно с воспитателем.  

Внутренний мир незрячего ребенка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный.

    И.М.Сеченов говорил, что слепому рука заменяет глаз. Чтобы знания о предметах окружающего мира стали достоянием слепого ребенка, требуется (за исключением слуховых впечатлений) непосредственный контакт с этими объектами.

 Задачей педагога, работающего со слабовидящим ребенком является развитие всех анализаторов (слуха, обоняния, двигательной активности), накопление жизненных впечатлений и эмоций, пережитых в коллективе и своевременная поддержка возникающего интереса или вопроса.

Незрячие дети интересуются звучащими игрушками, их привлекает все, что издает звук, и они сами пытаются из всех предметов извлекать звуки. Активно использую  специальные «звучащие книги». Такие книги позволяют привлечь интерес к буквам, чтению. Виктор сам брал книгу, слушал, пользовался  «волшебным карандашом». Здесь развивается самостоятельность,  умение достигать желаемый результат  путем поиска желаемой страницы с музыкой, ощупывая предыдущие странички.

Лучшего результата можно достичь используя взаимодействие с родителями, так как родной человек  ближе ребенку, а родителям проще привлекать ребенка к какой – либо деятельности под руководством специалистов.

Формы работы, которые имели успех:

-совместная игровая деятельность

-совместные изготовления поделок( иногда практикуем  домашние задания так как на практике убедились, что вещь, сделанная вместе с мамой  имеет большую ценность для ребенка).

-демонстрация достижений ( показ комплекса зарядки, выученный в группе; чтение стихов или «Я одеться сам смогу».)

-Показ презентаций о жизни в группе, благодаря которым родители убеждаются в том, что дети  многое могут, что им интересны и доступны вещи, которые на первый взгляд кажутся неприменимыми к таким детям. Стараясь показать ребенку все разнообразие жизни, мы расширяем границы его возможностей (миропонимания, мироощущения).Так мною проводились мероприятия, где дети готовили сами угощение для мам (пекли Жаворонков к празднику весны).Все это заснятое на видео показывается потом родителям в виде презентаций и является ненавязчивым руководством к дальнейшим действиям родителей  с детьми.  Родителей воодушевляет увиденное и они сами затем с ребенком  готовят простейшие блюда.

На проводимых мероприятиях стараюсь, создавать атмосферу  непринужденности, чтобы родители не чувствовали себя обделенными, а радовались, как дети. Если у родителей  хорошее настроение , дети это чувствуют, оно передается и им, а значит создаются благоприятные условия для дальнейшего развития..

 Особую важность для нас приобретает правильная организация прогулки. За время прогулки ребенок должен хорошо отдохнуть, подвигаться и, в тоже время, поупражняться в использовании зрения и всех сохранных анализаторов. Первое время Витя  плохо ориентировался в пространстве участка и постоянно наталкивались на различные препятствия. Приходилось постоянно находиться около него. Позже Виктор  запомнил маршрут передвижения, расположение объектов на участке, и теперь довольно - таки свободно и самостоятельно передвигался по месту. На асфальтовых дорожках вокруг детского сада отмечены краской прямые, волнистые, зигзагообразные дорожки, круги овалы, треугольники, которые используются для закрепления ходьбы, прыжков, бега в подвижных играх, играх на пространственную ориентировку. Это мы стараемся использовать в индивидуальной работе с детьми. В зимнее время делали  разноцветные линии на снегу, ориентиры из цветных кусочков льда, для игры использовали  озвученные игрушки: мяч, погремушка, свисток, бубен.

Ребенку  ДОУ помогает развиваться в его темпе, становится реальной  основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Виктор за время посещения детского учреждения довольно быстро адаптировался  к новым условиям, подружился  с детьми, с желанием приходил в группу. Неоднократно принимал участие в различных конкурсах, на утренниках читал стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

laquo;Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышей.Задачи:Образовательные:Продолжать учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних ж...

Рождество Христово в старшей группе компенсирующей направленности детского сада. Сценарий досуга

Рождество Христово в старшей группе компенсирующей направленности детского сада. Сценарий досугаВедущий:Доброе утро,Щедрое утро.Людям добрым на здоровье!Сегодня мы отмечаем праздникРождества Христова!...

Опыт работы «Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью»

Представление опыта работы на VI Научно-практической конференции с международным участием "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инноваци...

Статья " Развитие речи детей в группе компенсирующей направленности детского сада с использованием игр по мелкой моторики"

В статье рассказывается, о том,  как можно развить речь детей , использовав игры по мелкой моторике.  Дается описание  что такое мелкая моторика, как она работает. Приводится описание э...

Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.  Для ребенка с ОВЗ, ...