Опыт работы «Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью»
статья по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

Представление опыта работы на VI Научно-практической конференции с международным участием "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-poblikatsiya_okkupatsionalnaya_terapiya.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Учитель-логопед, дефектолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетны осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», г.Югорск

Аннотация.

В статье описывается опыт работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТМНР и РАС МАДОУ «Детского сада «Снегурочка» г. Югорска ХМАО-Югре, с использованием элементов технологии оккупациональной терапии. Опыт работы показал, что оккупациональная терапия в работе с детьми ОВЗ и инвалидностью это один из самых интересных и творческих методов работы, использующей возможности разнообразия окружающего мира, для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.

Ключевые слова: оккупациональной терапии, дети ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), дети-инвалиды, ТМНР (тяжелые множественные нарушения), РАС (расстройства аутистического спектра).

USING THE ELEMENTS OF THE TECHNOLOGY OF OCCUPATIONAL THERAPY IN THE COMPENSATING GROUP WITH CHILDREN WITH LIMITED HEALTH DISABILITIES

NATALIA A. KIREEVA

Speech therapist, defectologist of the Municipal Autonomous Preschool Educational Institution "Kindergarten of a general developmental type with priority activities for the physical development of children" Snegurochka ", Yugorsk

ABSTRACT.

The article describes the experience of working in compensatory groups for children with TMND and ASD MADOU "Kindergarten" Snegurochka "Yugorsk Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, using elements of occupational therapy technology. Work experience has shown that occupational therapy in working with children with disabilities and disabilities is one of the most interesting and creative methods of work that uses the possibilities of the diversity of the surrounding world to achieve positive changes in the emotional, intellectual and personal development of the child.

Keywords:

occupational therapy, children with disabilities (disabled health), children with disabilities, TMND (severe multiple disorders), ASD (autism spectrum disorders).

В России важным направлением реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью является Оккупациональная терапия.

Термин «Оккупациональная терапия» - обозначает лечение занятием (трудом). Оккупациональная терапия предусматривает деятельность, направленную на реабилитацию лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи и уходе за собой, проведении досуга и выполнении трудовой деятельности. Все эти виды занятий объединяются в понятие оккупациональная деятельность.

В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание на то, как мы выполняем привычные дела, потому что это происходит машинально, как само собой разумеющееся. Никто не анализирует действия рук, необходимые для застегивания пуговиц на одежде, мытья посуды, пользования ложкой. В то время как овладение элементарными бытовыми навыками (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться, уметь пользоваться предметами быта) напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его социализации в обществе.

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно, оно крайне затруднено. В связи с органическими нарушениями, нарушениями двигательных функций и коммуникативной сферы у детей практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Именно поэтому формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания, социализации и коммуникации в обществе является для таких детей и их родителей жизненной необходимостью.

Исходя из вышеизложенного возникает необходимость в организации специального обучения этим навыкам. Одним из важных условий организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов бытовым навыкам, навыкам самообслуживания, навыкам социализации и коммуникации в обществе в условиях детского сада является оснащение его специальным оборудованием. Именно «уголок оккупациональной терапии» со сменным оборудованием, который представляет собой центры с набором мебели, что будет способствовать развитию навыков социально - бытового ориентирования  детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

В нашем детском саду МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» города Югорска ХМАО – Югра, функционируют 2 группы компенсирующей направленности (для детей с ТМНР и РАС).

У таких детей наблюдается низкая работоспособность, недостаточность концентрации внимания и памяти, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, дефицит внимания. Замедлен процесс приема и переработки сенсорной и речевой информации. Такие дети трудны в общении, неуравновешенны, раздражительны, неусидчивы, иногда агрессивны по отношению к сверстникам и окружающим. Не могут организовать сюжетной игры. Поэтому они нуждаются в комплексной квалифицированной помощи.

 В рамках ППМС центра в данных группах коррекционная помощь оказывается квалифицированными специалистами: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (проводят диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультирование, просветительскую и профилактическую работу). Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия ребенка, педагоги по результатам психолого-педагогической диагностики выявляют различные индивидуальные особенности ребенка, разрабатывают учебный план, создают условия и обогащают предметно-пространственную среду, разрабатывают дидактические пособия, алгоритмы действий для закрепления навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, социализации и коммуникации в обществе в игровой форме.

 Для продуктивной работы собираем максимальный объем информации о ребенке, внимательно наблюдаем за ребенком в режимных моментах, выявляем его сильные и слабые стороны - что получается у него особенно хорошо, что способствует его успехам, а также проводим анкетирование родителей.

При анкетировании родителей на предмет сформированности навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовых, трудовых и социально-коммуникативных навыков, родители отмечают, что у детей не сформированы навыки самообслуживания и ухода за собой: большинство детей не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться столовой посудой и приборами, соблюдать личную гигиену, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться застежками. Также большинство родителей отмечают, что у  детей не сформированы санитарно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и социально-коммуникативные умения вести себя в магазине,  транспорте, больнице, кинотеатре, парикмахерской.

Педагоги, работающие в данных группах, также отмечают несформированность самостоятельности, навыков самообслуживания и социально – коммуникативных умений у данной категории детей.

Поэтому в детском саду возникла необходимость в создании специальных условий для обучения этим навыкам, а именно уголка оккупациональной терапии со сменным оборудованием, где в процессе организованных занятий педагоги учат детей и родителей, как правильно сформировать и развивать бытовые навыки, навыки самообслуживания и социально-коммуникативные умения у детей с ОВЗ и инвалидностью.

Цель оккупациональной терапии – максимально возможное восстановление способности ребенка к независимой жизни (самообслуживание, продуктивная деятельность, отдых) с помощью специально смоделированных ситуаций, пространства, окружения.

Основные задачи:

  1. Формирование специальных умений и навыков, способствующих адаптации ребенка с ОВЗ и инвалидностью к жизни в окружающем его социально-бытовом пространстве.
  2. Оказание помощи ребенку с ОВЗ и инвалидностью в приобретении навыков самостоятельности, общения со сверстниками, в расширении сферы жизнедеятельности.
  3. Создание «ситуации успеха», способствующей самореализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Работа с использованием оккупациональной терапии строится на следующих основных принципов:

-постепенности и последовательности, включении новых разнообразных заданий;

-занятия проходят в игровой форме с целью стимулирования заинтересованности детей;

-обязательны доброжелательные отношения с детьми, положительная эмоциональная оценка любого достижения;

      -деятельность должна быть результативной.

Содержание занятий направлено:

-на формирование у детей навыков самообслуживания и ухода за собой;

-развитие компетенций родителей целевой группы по вопросам формирования культурно-гигиенических, хозяйственно-бытовых навыков и социально-коммуникативных умений у детей.

        Главным на занятиях по оккупациональной терапии является метод демонстрации с использованием различного вида наглядности: натуральные предметы, муляжи, игрушки модели, макеты, изображения, фотографии и алгоритмы выполнения действий. Демонстрация наглядности сопровождается словесными комментариями и совместно-практической деятельностью. Каждый ребенок активно вовлекается в процесс и взаимоотношения между ним и специалистом, носит характер сотрудничества, что вносит в процесс свои знания, умения и опыт.

      Данные навыки закрепляются как воспитателями в самостоятельной деятельности в группе, так и родителями дома и в социальной среде по алгоритмам выполнения действий.

Также информация о проведении деятельности с использованием элементов оккупациональной терапии для родителей размещается в социальной сети Интернет на официальной странице ВКонтакте МАДОУ «Детский сад «Снегурочка».

Работа в рамках оккупациональной терапии проводится по формированию как трудовых, культурно-гигиенических, социально-бытовых навыков, так и формированию социально-коммуникативной сферы, которая позволяет ребенку интегрироваться в социальную жизнь.  

        Цикл практических занятий с использованием элементов технологии оккупациональной терапии проводятся по следующим темам:

Раздел 1: Культурно-гигиенические и хозяйственно - бытовые навыки (Семья. Мой дом).

В рамках данной темы отрабатываются:

Навыки ухода за собой:

Навыки приема пищи: умение пить из чашки; есть ложкой и вилкой; намазывать и резать ножом.

Навыки личной гигиены: умение пользоваться туалетом и туалетной бумагой; мыть и вытирать руки; умывать и вытирать лицо; стряхивать крошки и стирать грязь с одежды; смотреться в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; пользоваться носовым платком из ткани или бумаги; чистить зубы; причесывать волосы расческой; принимать ванну или душ, пользуясь мылом и мочалкой, мыть волосы; пользоваться дезодорантом; пользоваться средствами личной гигиены (для девушки).

Навыки опрятности за одеждой и обувью

Умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться: снимать одежду без застежек (шапку, шарф, перчатки, штаны на эластичном поясе, юбку, носки, гольфы, колготки); снимать одежду через голову; снимать одежду расстёгивающуюся спереди; надевать белье; надевать верхнюю одежду; надевать верхнюю одежду через голову; застегивать молнию; застегивать ремень; застегивать липучки, кнопки, крючки, пуговицы; завязывать шнурки на ботинках; снимать и одевать обувь с застежками и без застежек.

Навыки выбора одежды и ухода за ней: класть грязную одежду в корзину, вынимать чистую одежду, складывать и вешать одежду, надевать чистую и глаженую одежду, выбирать одежду по размеру, выбирать одежду, предметы которой подходят друг к другу, выбирать одежду по погоде, выбирать одежду, соответствующую случаю.

Навыки ухода за домом

Навыки уборки: подметание; вытирание пыли; протирать зеркала; мыть пол; мыть посуду, расправлять и застилать постель.

Навыки стирки: умение отделять чистую одежду от грязной, стирать вещи руками; пользоваться стиральной машиной, отмерять нужное количество порошка, пользоваться сушильной доской, аккуратно развешивать вещи для просушки, складывать одежду, убирать ее на место.

Раздел 2: Социально-коммуникативные навыки (Магазин. Парикмахерская. Больница. Кинотеатр. Транспорт)

Формирование навыков поведения в общественных местах

 Ознакомление с денежными купюрами и монетами, умение пользоваться деньгами

Навыки поведения в поликлинике

Навыки пользования гардеробом: умение снять верхнюю одежду, подать ее в гардероб, забрать номерок, подать номерок, ждать, когда принесут одежду, забрать и надеть ее.

Навыки поведения в очереди, умение ждать: умение следить и соблюдать очередность, ждать стоя или сидя.

Навыки ориентировки: умение находить гардероб, регистратуру, кабинет.

Навыки пользования транспортом, поведения в общественном транспорте

Правила поведения и навыки перехода: умение смотреть в обе стороны при переходе улицы, ориентироваться на сигналы светофора.

Умение соблюдать правила поведения и навыки пассажира: пристегиваться в машине; держаться за поручень; оплачивать проезд в транспорте (покупать билеты).

Навыки поведения в кинотеатре

Навыки пользования гардеробом: умение снять верхнюю одежду, подать ее в гардероб, забрать номерок, подать номерок, ждать, когда принесут одежду, забрать и надеть ее.

Навыки поведения в очереди, умение ждать, покупать билет: умение следить и соблюдать очередность, ждать стоя или сидя.

Навыки поведения в зале кинотеатра: соблюдение тишины (не кричать, спокойно сидеть на месте).

Раздел 3: Трудовые навыки (Кулинария. Инструменты).

Навыки приготовления пищи

Навыки сервировки стола и разбора купленных продуктов: умение раскладывать купленные продукты по местам, ориентироваться в холодильнике, накрывать на стол, убирать со стола.

Навыки приготовления пищи и напитков: умение наливать готовый напиток в стакан, находить готовую еду, не требующую разогрева и мытья (йогурт, булку и т.д.); готовить холодный завтрак, делать бутерброды (из готовых продуктов); салаты и десерты, готовить выпечку, находить нужные кухонные приборы и пользоваться ими.

Использование инструментов: умение правильно пользоваться строительными инструментами (молоток, рулетка, веревка, отвертка, плоскогубцы, гаечный ключ).

В целом можно сказать, что оккупационная терапия оказывает воздействие и влияние на все процессы в организме, главным образом через высшую нервную и психическую деятельность: мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности

Таким образом, используя элементы технологии оккупациональной терапии в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью позволяет легче и быстрее адаптироваться в обществе, в школе, успешно включаться в новую, в более сложную социальную среду. Дети быстрее научатся правильно понимать самого себя, поведение других людей, анализировать и прогнозировать ситуации взаимодействия между людьми. Родителям (законным представителям) помогает овладеть компетенциями по вопросам социальной адаптации детей с ОВЗ и инвалидногстью.

Самое главное – ребёнок будет становиться самостоятельным.

Мы считаем, что оккупационная терапия в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью - это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности разнообразия окружающего мира для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка. 

Список использованной литературы:

1. Аршава Л.В.,Дыханова С.В.,Зырянова Л.Л.,Поступинская Е.В. Программа Обучение хозяйственному труду/Под ред. Шмурыгиной С.К. – Ханты Мансийск, 2009.

2. Бадя Л.В. Оккупациональная терапия для детей с ограниченными возможностями: Методические рекомендации/Составитель Л.В. Бадя – М.: Социально-технологический институт 2002.

Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ – Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208 с.

3. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж.Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: Теревинф, 2000г.

4 Маслова О.А. Оккупациональная терапия – один из компенсаторных способов социальной реабилитации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья//Электронный ресурс: http://www.sipkro.ru/partnerstvo/index.php-id.

5. Митрофанова Н.А., Сухова Л.С. Оккупациональная терапия: современные методы и принципы//Электронный ресурс: http://deti38.ru/index.php.

6. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Детские игры на развитие навыков общения. – М.,2013.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...

Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном  развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопро...