Сотрудничество взрослых и детей при подготовке к школе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме

Чтобы помочь детям безболезненно переступить школьный порог и найти в нем свой дом, в котором всегда тепло и радостно, нам необходимо решить три главные задачи: овладеть искусством познания ребенка; каким видится эталон школьника вообще; выбрать собственный путь, по которому надо следовать и вводить их в мир, основанный на законах Истины, Добра и Красоты.

Как отмечает B.C. Мухина, в сознании шестилетнего ребенка представлены все основные звенья структуры са­мосознания: притязание на признание, осознание своей принадлежности к полу (осознание себя как мальчика или как девочки), осознание себя во времени, отношение к своим правам и обязанностям.

Дети знают много норм и правил поведения, умеют их вы­полнять, легче воспринимают опенку своих поступков взрос­лыми, сверстниками; самим себя оценивать им труднее.

Взрослые часто вызывают у ребенка состояние "обу­ченной беспомощности", что выражается в его отказе от собственной активности и инициативы. Опасно то, что, проявляясь в каком-то одном виде деятельности, оно рас­пространяется на всю жизнедеятельность ребенка.

Обычная позиция взрослого по отношению к ребенку - это позиция "взрослого эгоцентризма", согласно которой ребенок рассматривается не как самостоятельное, уни­кальное существо, а как маленький взрослый. Отсюда множество требований, которые возникают в отношении к ребенку и определяются не его возрастными особеннос­тями, а представлениями взрослого о том, что он должен знать и уметь. Невыполнение этих требований обычно влечет за собой боязнь наказания, которой и вызывается "обученная беспомощность", когда ребенок оказывается как бы "загнанным в угол". По сравнению со взрослыми возможности ребёнка ограничены, поэтому он всегда за­нимает позицию снизу в отношениях "ребенок - взрос­лый". Однако важно помнить, что собственное "Я" ребенка, его достоинство можно укрепить только равно­правными отношениями с другими людьми.

Для детей шестилетнего возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, де­душка и др.), в которые они погружены и которые, к сожале­нию, еще не умеют анализировать. А что взрослые? Всегда ли они помогают ребенку поддержать автономность его собственного "Я", переживание собственной силы?

Шестилетки находятся в большой эмоциональной за­висимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств. Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение - один из основных мотивов поведения шестиле­ток.

Много споров возникает по вопросу: готов шестилетний ребенок к школе или не готов. Его решение зависит от того, с каких позиций мы будем подходить к нему. Если подхо­дить с позиций здравого смысла, то, по словам Г.С. Абрамо­вой, наверное, "здоровый, любознательный ребенок, кото­рый умеет себя оценивать, общаться с другими людьми, - это ребенок, готовый к обучению". Однако если изучить все варианты, описанные учеными о готовности ребенка к школьному обучению и ими же придуманные (а им хочется "видеть" таковой эту готовность даже тогда, когда ее нет), то детям иногда приходится туговато в школе. Кроме того, ставя родителей перед необходимостью подготовки ребенка к школе (в первый класс!), мы подчас вызываем у них, как и у детей, негативное отношение к школьному обучению, вместо радости - тревогу. Ежедневные призывы родителей (подчеркнем - неспециалистов в области обуче­ния) "учись считать, читать" убивают радость перехода ре­бенка на новую ступеньку в жизни. Над этим вопросом сле­дует задуматься всем, кто причастен к решению задач обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ns-portal.pdf255.68 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельность детей при подготовке к школе.

Очень  полезная информация для родителей....

Самостоятельность детей при подготовке к школе.

Очень  полезная информация для родителей....

Новые подходы к социализации на основе сотрудничества взрослых и детей

В данной статье представлены оптимальные формы реализации  образовательной области "Социально-коммуникативное развитие " в условиях  ФГОС ДО...

«Новые подходы социализации на основе сотрудничества взрослых и детей»

реализация образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в условиях ФГОС ДО...

Тематическое музыкальное занятие «Взрослые и дети» в подготовительной к школе группе

Музыкальное занятие в рамках календарно-тематического планирования в ДОУ "Я и моя семья"....

Сотрудничество взрослых, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания об...

Презентация "Модель организации деятельности театральной студии "Серпантин" на основе творческого сотрудничества взрослых и детей"

В предлагаемой презентации проектная деятельность рассматривается в виде модели организации деятельности студии дополнительного образования по театрализованной деятельности....