Новые подходы к социализации на основе сотрудничества взрослых и детей
методическая разработка на тему

В данной статье представлены оптимальные формы реализации  образовательной области "Социально-коммуникативное развитие " в условиях  ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 г.Томска

Сообщение из опыта работы:

Тема: «Новые подходы к социализации на основе сотрудничества взрослых и детей»

(«Социально-коммуникативное развитие»                                                                                        в условиях реализации ФГОС ДО)

                                                              Ст.воспитатели: О.А.Гегеня

                                                                                         М.А.Павлова

г.Томск – 2016г.

Воспитание успешного человека начинается с младенчества. С раннего детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает опыт, как социальный, так и нравственный, учится строить отношения в разных сферах. Приобщение детей к общественным нормам происходит именно в дошкольном возрасте, К сожалению, педагоги, ученые наблюдают тенденцию такую как обеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 

Поэтому именно в дошкольном возрасте педагоги и родители должны уделять внимание развитию социальных и коммуникативных  навыков, помогая детям выстраивать межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. 
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическим и трудностями.                                         Развитие коммуникативной деятельности, умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития.

Коммуникативная деятельность развивается поэтапно:


1   установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является образцом для подражания. 
2 взрослый становится равным партнером по совместной деятельности. 
3   между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. 
4   на четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности

Социализация личности ребенка дошкольника зависит от возрастного этапа развития и определяется типом ведущей деятельности. Примерно в три года у ребенка появляется потребность в общении со сверстниками. Поэтому, необходимо постепенно вводить малыша в социум. Сначала, детская площадка, где дети видят себе подобных, здесь дети учатся общаться, сосуществовать вместе. Родители выступают посредниками общения между малышами и направляют действия ребенка к нормам сосуществования в обществе детей. Главным средством познания мира ребенком после 3 лет, является речь.

Ребенку необходимо научится выражать свою мысль, задавать вопросы, учится строить диалог, чтобы стать понятым в социуме.

Проанализировав государственный стандарт дошкольного образования, учитывая выше сказанное, мы определили наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, способствующие развитию социально-коммуникативных навыков.  Главным образом, через игру, так как во-первых игра – это основной вид деятельности дошкольников, во-вторых, игра- это источник невербального познания мира и ей мы отводим  важнейшее место в социальном развитии ребенка. В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию , взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.. Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других Чтобы игра стала качественной,  стараемся сделать её интересной и увлекательной. Поэтому в содержании игры или игровой ситуации  используем образ взрослости и смысла в его действиях, учитываем значимость событий и эмоциональную отзывчивость детей, одушевлением предметов, игрушек развиваем у дошкольников образный характер восприятия   мира.

                Кроме игровой деятельности в своей работе мы отдаем   особое предпочтение использованию метода проектов, являющимся одним из перспективных методов вовлечения ребенка в социум и позволяющий развивать общение между детьми, воспитателями и семьей.
Проектная деятельность делает обучение притягательным процессом, позволяющим ребенку реализовать свои творческие интересы в кругу своих сверстников, воспитателей и собственной семьи, так как здесь все вовлечены в деятельность и есть возможность общаться на одну и ту же творческую тему.
Метод проектов  выступает средством формирования социальных коммуникаций дошкольника, помогает усвоить морально-нравственные и социокультурные ценности в соответствии с возрастными особенностями, овладении умениями и качествами личности, такими как доброжелательность, общительность, открытость. Метод проектов поддерживает интерес, инициативность ребенка по отношению к миру, активная познавательная деятельность, выраженная в поисковой активности.
Так как проект предполагает сотрудничество- это формирует у детей навыки взаимодействия.

Наряду с новыми формами работы нами был изменен подход к взаимодействию педагогов с детьми, который стал личностно-ориентированным.

Большое значение в воспитательно-образовательном процессе имеет образовательная среда дошкольного учреждения, которая подразумевает  совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ. Создание развивающей среды в группах дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, позволяет им проявлять самостоятельность, утверждать себя как активных деятелей. 
         С учетом этого актуальной в условиях ДОУ остается подготовка педагогов, способных эффективно реализовывать личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и их родителями, коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами - с учителями школ, сотрудниками других социальных учреждений. Обучение педагогов проходит через семинары, педсоветы, открытые просмотры  игровых ситуаций, курсы повышения квалификации, чтобы  повысить профессионализм педагогов до нового уровня.

Цель опыта такова: - развитие навыков партнерского взаимодействия воспитателя со всеми участниками педагогического процесса. 
        Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, где в центре внимания педагога целостная личность ребенка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать ответственный выбор в жизненных ситуациях. Проведенное нами сравнение традиционной дидактической системы показало, что основой любой педагогической технологией является объяснение, а в личностно-ориентированной – понимание и взаимопонимание. Мы считаем, что использование данной технологии позволит педагогам более качественно реализовать образовательную область «социально-коммуникативное развитие», а интеграция различных видов деятельности сделает педагогический процесс целостным.

Идея, на которой основана данная технология, состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

При переходе на данную технологию мы стараемся соблюдать условия, которые необходимо выполнить при переходе на данную технологию:

  • Сменить педагогическое воздействие на педагогическое взаимодействие
  • Выявить личностные особенности каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности
  • Содержание образовательных областей не должно представлять собой набор образцов представленных в виде приемов действия, поведения. Оно должно основываться на опыте ребенка. Иначе образование становится формальным и невостребованным.

Определили профессиональные качества, характеризующие педагога нового уровня, способного использовать новые технологии при взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса: 

  • проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;
  • умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;
  • умение выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой и применяя в рамках взаимодействия разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;
  • стремление к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
  • умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников и администрации ДОУ;
  • готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;
  • умение аргументированно отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией ДОУ;
  • открытость к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;
  • умение создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
  • умение транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).

Основные критерии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:

  1. Создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, основанном на его опыте, темпе и стили деятельности.
  2. Мотив деятельности, обеспечивающий потребность ребенка включится в деятельность
  3. Цель, в которой прогнозируется результат деятельности
  4. Содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка.
  5. Средства, позволяющие реализовать замысел
  6. Результат, в качестве которого может выступать речевая форма, поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение.

Данные критерии  служат для нас памяткой, которая помогает достаточно полно использовать данную технологию, не упуская не одного из звеньев. В связи с использованием личностно-ориентированной технологии изменилась и структура совместной деятельности, нами она определена следующим образом:

  • Совместное выделение проблемы, интересующей детей.
  • Совместное определение цели деятельности детей
  • Совместное планирование деятельности детей, выдвижение версий, выбор путей решения, задач, средств, материалов.
  • Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь  педагога.
  • Обсуждение полученного результата, хода игровой ситуации, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин неудач.

Таким образом, один из путей качественного  построения педагогического процесса в русле гуманизации и личностно-ориентированном подходе предусматривает разработку и внедрение программ, ориентированных на активизацию и актуализацию соответствующих профессиональных знаний и умений педагога, а также позволит детям проявлять способности в различных видах деятельности, утверждая свою индивидуальность и самостоятельность.

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей и наш педагогический коллектив придерживается данного изречения.