Консультация для воспитателей "О театрализации"
консультация по теме

Иванова Ольга Дмитриевна

Роль праздников в развитие музыкальных способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Роль театрализации в развитии музыкальных способностей детей.

Музыкальный театр - синтетическая форма, объединяющая все виды деятельности. 

Термин «Элементарный музыкальный театр» как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей. Конечным итогом является постановка детского мюзикла.

           В зависимости от целей и задач, поставленных педагогом, практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, театрализация, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительная деятельность. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.    

          Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира».  Участвуя в драматизации, ребенок  входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому я использую музыку, которая помогает передать характер персонажей.

В технологиях этой методики очевидны:

*  тесная взаимосвязь возрастной психологии развития и музыкальной деятельности;

*   предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой

Цель.

Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пения, движения. формировать творческое проявления во всех видах музыкальной деятельности. Учить выразительно петь и танцевать, передавая характер  героя сказки.

Развивающие задачи.

Развивать способность эмоционально откликаться на музыку и танцы контрастного характера.

Закреплять  навыки  умения  следить за развитием действия в сказке и вовремя самостоятельно вступать в действие сценки.

Воспитательные задачи.

Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи образа героя.    

  1. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя – вот главная задача театрализованной игры.
  2. Поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения. Ребёнок не должен чувствовать, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечён сказкой игрой.  
  3. Тщательно подобранный репертуар, неожиданность,  сюрпризность  делают занятия интересными, непохожими друг на друга, помогают детям переживать различные ситуации и самостоятельно выходить из них, учат общаться, сопереживать, сочувствовать, развивают и активизируют ребят.
  4. Дети на занятиях театрализованной деятельностью тренируют мимику, оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение, фантазию. Шутки, потешки,  небольшие стихи, загадки скороговорки делают речь  чистой и образной.  Стихотворный язык сказок приближен к народной, бытовой речи, поэтому очень доступен детям, легко усваивается и запоминается.
  5. В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:

А) следовать природе ребёнка, его темпераменту, характеру;

Б) заинтересованность, новизна, сюрпризность;

В) обучение через игру;

Г) импровизация;

Д) радость успеха;

Е)  подбор доступного и интересного материала;

Ж) воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и в людях.

        6.   Участие взрослых в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное              изготовление красивых костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной. Введение новых компьютерных  технологий в оформлении зала.

        7.  Развивать у детей внимание, память, умение следить за развитием действия в сказке.

        8. Поощрять желание детей участвовать в импровизации, развивать инициативу, самостоятельность. Побуждать детей вживаться в образ, находить наиболее выразительные средства воплощения.

       9. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

       10. Спектакль предполагает свободу в обыгрывании различных сюжетных ситуаций. Однако непременное условие этой свободы – способность ребёнка выразиться творчески посредством мимики, жестов, танца, умением слушать музыку и передавать в движении её характер.    

       Предварительная работа.

  1. Чтение и обсуждение сказок;
  2. Разучивание песен и танцев сказочных героев;
  3. Разучивание массовых историко- бытовых танцев;
  4. Конкурс рисунков на тему сказок;
  5. Подготовка к конкурсам и заданиям.  

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Я хочу знать ( Заинтересовать ребёнка, вызвать любопытство к новой деятельности) игра носит подражательный характер – включение детей в действо, творимое педагогом методом «Зеркала» или «Эха»;

2.   Я ЗНАЮ (Непосредственно работа) подключение поисково-творческой задачи – сотрудничество в развитии сюжета, поиски новых способов, художественных красок воплощения роли;

3.  Я УМЕЮ  ( Применение знаний и навыков в играх, самостоятельной деятельности)

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»;

* Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

О праздниках

Праздник – это день радости и торжество по поводу какого-либо события и само такое торжество. Едва ли даже самый глубокий лингвистический анализ сможет установить родство слов «праздник» и «радость», однако в педагогической системе координат теснейшая родственная связь между ними несомненна.

Радость – это и основой мотив проведения праздника, и главное условие того, что он будет успешным. Радость, которую несёт праздник, - это и его главное отличие от других досуговых дел, и его важнейший результат. Причём радость от праздника, проведённого в коллективе, получается во много раз усиленной.  

Праздник дарит ощущение сопричастности к общей радости.

Такая общая радость от праздника среди друзей, сверстников отличается тем, что продолжается не один день: сначала дети живут ожиданием радости в преддверии события, готовясь к нему и предвкушая его, затем переживают радость в ходе праздника и, наконец, потом не раз вспоминают счастливо проведённое время.

Подготовка к празднику  - дело трудоёмкое. Оно требует и  взрослых, и о т детей немалых затрат – и физических, и интеллектуальных, и эмоциональных. А иначе праздник не станет праздником – событием, взрывающим монотонность будней.

Подготовка к празднику – явление настолько сложное, многослойное, что больше подойдёт другое определение: конструирование праздника.

В празднике сочетаются все известные виды моноискусства:

  1. искусство слова (сценарий);
  2. искусство звука (звуковое и музыкальное оформление);
  3. искусство линии, объёма и пространства (декорации и костюмы);
  4. искусство движения (хореография);
  5. искусство света (освещение и спецэффекты);
  6. искусство мимики и жеста (актёрское мастерство)

Однако за этой многоликостью стоит главное – праздник объединяет  всех участников, и создаёт возможность для общения, и личность каждого ребёнка проявляется максимально ярко, как это случается в момент высокого эмоционального подъёма. И именно в этом и заключается основной педагогический ресурс организованного торжества.

Праздник позволяет педагогу через включение в творческую деятельность, через создание воспитывающих ситуаций прикоснуться к личностям подопечных, объяснить детям те или иные понятия, подкорректировать процесс формирования характера. Однако важно помнить: праздник действительно только тогда будет праздником, если произойдёт совпадение воспитательного «хорошо бы» и детского «я хочу».

Перенести замысел педагогов в личностную мотивацию ребёнка – высший педагогический пилотаж. Но именно такой уровень требуется сегодня, чтобы подарить детям настоящий праздник.

Особо важное звено – подготовка мероприятия. Можно сказать, что это – айсберг, 9/10 которого скрыты от постороннего взгляда. Практически вся педагогическая «кухня» организуется на этом предшествующем празднику этапе. Здесь происходит формирование психологического настроя на предстоящее радостное событие.   Методический инструментарий, подбор средств, способных обеспечить реализацию задуманных планов, - всегда творческое открытие.

Психологами и педагогами доказано, что детская и подростковая субкультура тяготеет к зрелищности, состязательности, эмоциональной насыщенности. Яркие игровые «одежды» праздника очень притягательны – и поэтому могут обеспечить решение важных задач, стоящих перед М.Р. В частности,  раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения.

Ныне так называемый культурный детский досуг большей частью носит потребительский характер. Всё ограничивается заурядным просмотрим телепередач, видеопродукции, компьютерными играми. Иными словами – отдых детей, как правило,  пассивный. То ли дело раскрутить творческую энергетику ребят! Опыт показывает: все приложенные усилия окупаются сторицей.

Праздник – это миг счастья, мгновение успеха. Чтобы дети смогли ярко и эмоционально показать себя, М.Р. должен очень хорошо  знать своих детей: их возможности и желания. Подбирать репертуар доступный для данных детей,  не завышая и не занижая их способности. Используя дифференцированный подход в развитии музыкальных способностей детей, М.Р. имеет чёткое представление о том, что под силу его воспитанникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "О театрализации"

Роль праздников в развитие музыкальных способностей детей....

Консультация для воспитателей "Театрализация - как один из способов преодоления речевых нарушений у дошкольников"

Описание деятельности воспитателя при  преодолении речевых растройств у дошкольников, через театрлизованную детяьеность....

Консультация для родителей: «Роль театрализации в развитии речи детей»

Консультация для родителей: «Роль театрализации в развитии речи детей»...

консультация для воспитателей по теме: «Развитие музыкальных и творческих способностей у детей через театрализацию»

Основная форма работы –это музыкальные занятия , где осуществляется обучение детей ,развитие их способностей ,воспитание качеств личности , основ музыкальной и общей культуры.Главная задача-вызв...

Консультация для педагогов по театрализации

Консультация для педагогов по театрализации...

Консультация для педагогов " Влияние театрализации на развитие дошкольника"

Советы педагогам, как правильно планировать и подготовиться к постановке. Как распределить роли среди детей....