Программа по работе с семьей "ДОУ - помощник семьи"
методическая разработка по теме

Горбачева Светлана Николаевна

Программа по работе с семьей содержит 3 направления: клуб "Молодая семья", группа кратковременного пребывания, консультативный пункт. 

Цель программы:

Ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям.

Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста консультированием их родителей в области предшкольного образования и совместными мероприятиями.

Обеспечение равных стартовых  возможностей  детей при поступлении в школу,  способствовать развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формировать у него готовность к систематическому  обучению в школе.

         Данная программа требует решения нескольких задач:

·        Обеспечить содержательное взаимодействие ребенка и родителей, заключающееся в их совместной деятельности;

·        Ранняя и безболезненная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ;

·        Психолого-педагогическое сопровождение семьи, заключающееся с одной стороны, в повышении психолого-педагогических знаний родителей, с другой – в обеспечении развития детей на профессиональной основе.

·        Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста и их родителей;

·        Укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

·        Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Основной идеей данной программы является содействие семье и педагогам в психическом и личностном развитии ребенка.

 Приложение №1. Анкеты для родителей

Приложение №2. Консультации для родителей

Приложение №3. Опыт работы в группе кратковременного пребывания с приложение

Приложение №4,5. Материал для папки-передвижки

Приложение №6. Работа с семьей

Приложение №7. Сценарий досуга

Приложение №8 Фоторепортаж

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа по работе с семьей «ДОУ – помощник семьи»

Срок реализации: 2011- 2015гг.

Горбачева Светлана Николаевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Содержание совместной деятельности педагогов и родителей

3.Методы и формы реализации программы

4.Прогнозируемые результаты

5.Условия реализации программы

6.Методическое сопровождение

Пояснительная записка

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОУ заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года признана необходимость обеспечения  равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу из разных социальных групп и слоев населения. Поэтому, задачей  нашего дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к обучению в школе. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи.

Актуальность программы заключается в том, что: возможный резерв повышения качества работы в данном направлении – совместная деятельность ДОУ и семьи.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте.

Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно важно в организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

        В основу новизны положена практическая помощь семьям (скрининг развития детей; индивидуальные консультации для родителей; группа кратковременного пребывания для детей 5-7 лет; участие детей в массовых мероприятиях ДОУ; родительский клуб).

Разрабатывая программу взаимодействия с семьей в условиях ДОУ мы опирались на труды Ю. Хямяляйнен, Т.Н. Дороновой, В.В. Серикова, Ю.П. Сокольникова, Д.Я. Райгородского, Н.Е. Щурковой (терминология, основы и принципы воспитания дошкольников, теория воспитательного пространства, проектирование педагогических систем, процессы личностного развития, принципы взаимодействия, психология семьи).

Теоретически и технологически обеспечивая взаимодействие ДОУ с семьей, мы опирались на работы: В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаева, Л.В. Поздняк и Н.Н. Лященко, Л.М Сенникова и Т.М. Русиновой, П.И. Третьякова и К.Ю. Белой (вопросы технологии взаимодействия и управления образовательным процессом, управление дошкольным образовательным учреждением, интеграция воспитательных сил в микрорайоне).

Идея создания единой, неразрывной и преемственной системы воспитания детей в социуме, создания на базе детского образовательного учреждения целостного социально-воспитательного комплекса, безусловно, не нова: в России существует несколько социально-педагогических центров. Опыт создания и работы подобных центров описан в педагогической литературе (Социально-педагогический центр в микрорайоне – г. Киров / Н.А. Катаева «Межведомственный социально-педагогический центр в микрорайоне: перспективная модель» – М., 1996; Центр интеграции воспитательных сил микрорайона в оказании помощи семье. – Верещагинский район Пермской области / Л.М. Сенников, Т.М. Русинова «Интеграция воспитательных сил микрорайона в оказании помощи семье». – М., 1991; Центр семейного воспитания, центр психолого-педагогической и социальной реабилитации детей / Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства – Составитель Л.Я. Олиференко. – М., 1995).

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Для этого необходимо проведение педагогом-психологом индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных  методик (Анализ семейного воспитания /Эйдемиллер, Юстицких/, рисуночные методики “Моя семья”, ”Мой дом” и т.п.)

Однако наиболее сложным является установление (или вхождение) воспитателя и педагога-психолога в первый контакт с семьей или ее отдельными членами. Обеспечить этот процесс может следующая методика контактного взаимодействия (адаптированная), предложенная Л.Б. Филоновым (Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми, М., 1983.). Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами.

Цель программы: 

Ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям.

Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста консультированием их родителей в области предшкольного образования и совместными мероприятиями.

Обеспечение равных стартовых  возможностей  детей при поступлении в школу,  способствовать развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формировать у него готовность к систематическому  обучению в школе.

        Данная программа требует решения нескольких задач:

  • Обеспечить содержательное взаимодействие ребенка и родителей, заключающееся в их совместной деятельности;
  • Ранняя и безболезненная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ;
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи, заключающееся с одной стороны, в повышении психолого-педагогических знаний родителей, с другой – в обеспечении развития детей на профессиональной основе.
  • Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста и их родителей;
  • Укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
  • Формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Основной идеей данной программы является содействие семье и педагогам в психическом и личностном развитии ребенка.

        Концептуальной основой развития ДОУ как социально-педагогической системы, является работа с родителями, как модель инновационного образовательного учреждения. Целостность инновационной педагогической системы заключается в том, что все её компоненты служат общей цели, а их взаимодействие  - это важнейший путь развития этой системы.

В Концепции обоснованно выдвигаются две ведущие цели: удовлетворение запросов родителей на образование их детей и повышение качества дошкольного образования. Именно путем удовлетворения образовательных запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка, используя все возможности социума, наше дошкольное образовательное учреждение, как социокультурный центр, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.

        В основе концепции ДОУ лежит возможность:

  • формирования здоровья детей на основе комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья детей;
  • гармоничного, разностороннего современного образования детей, их ориентации на творческое развитие и самореализацию с учётом индивидуальных возможностей;
  • педагогического взаимодействия с родителями, ориентации их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнёрские взаимоотношения с педагогами и ребёнком;
  • профессионального  совершенствования всех участников образовательного процесса на основе общности ценностно-смысловой позиции (воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов службы сопровождения, медицинских  работников, родителей);

Для выработки целей, задач и содержания программы по  работе с семьей концептуальное значение имеют основные принципы построения образовательного и воспитательного процесса:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

        Мы  учитываем особенности каждой семьи: индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности  каждого ребенка.  

 2. Принцип систематичности и последовательности.

           Систематически формируем  у родителей навыки психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста, закономерностях и принципах воспитания и обучения, последовательно обогащаем знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни.

3. Принцип доступности.

Опираясь на него, мы, учитываем психофизиологические  особенности и индивидуальные различия родителей, их интересы, уровень воспитанности, а также жизненный опыт, тщательно продумываем задачи, содержание, формы и методы работы с молодыми родителями.

4. Принцип целостности.        

 Мы  стремимся в полной мере реализовывать требования  вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно.  Процесс обучения родителей  согласовываем с  педагогами детского сада: воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования.

5. Принцип единства  семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями.

Все данные положения принципов обучения и воспитания являются                      стержневой основой  нашей педагогической технологии.

Детский сад работает в тесном контакте с Советом родителей, задачами которого являются:

  • изучение социума,
  • выявление неорганизованных детей,
  • посещение семей на дому,
  • индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
  • изучение запросов родителей по подготовке детей к школе

Система сотрудничества педагогов и родителей:

  • Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье.
  • Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций.
  • Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей.
  • Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия.
  • Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей.
  • Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи.
  • Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.

Педагогический коллектив активно изучает формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды, потребности).

Педагоги регулярно проводят социологический анализ контингента семей воспитанников и их родителей, что помогает установлению согласованности действий, единства требований к детям, организации разных видов детской деятельности.

Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как "помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально-технической базы.

Педагоги учреждения оказывают помощь и семьям микрорайона, дети которых не посещают детский сад. Дошкольникам, не являющимся воспитанниками детского сада, мы оказываем разные виды услуг, цель которых - научить детей общению со сверстниками и взрослыми, умению заявлять о себе, не комплексовать, проявлять и реализовывать свои склонности, способности в разных видах детской деятельности.

По результатам педмониторинга «Развитие и саморазвитие воспитателя ДОУ» 83% педагогов детского сада относятся к категории активно развивающихся, т.е. анализируют свой опыт, получают удовлетворение от освоения нового, положительные результаты от своей работы.

Педагогический коллектив показывает хорошие результаты по овладению инновационными программами и методиками, созданию коллективных и индивидуальных программ способствующих целостному развитию ребенка через разнообразную деятельность.

Все педагоги детского сада имеют тематические планы, обеспечивающие взаимосвязь ДОУ и семьи.

Профессиональный уровень педагогов детского сада позволяет вести работу с семьями воспитанников по различным направлениям:

  • маркетинговая и рекламная деятельность;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • коррекционная помощь детям;
  • деятельность по программе воспитания и обучения в детском   саду;
  • работа по сохранению и укреплению здоровья детей;

Педагоги работают с семьями по следующему плану детского сада:

  • создание банка данных по семьям;
  • изучение запросов родителей, их требований к работе дошкольного образовательного учреждения;
  • презентация дошкольного учреждения;
  • приглашение родителям посетить дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей;
  • представление родителям информации о дошкольном учреждении, направлении работы, программе воспитания и обучения детей;
  • информация о педагогических кадрах и узких специалистах, которые работают в ДОУ.

Способы взаимодействия специалистов.

Педагогическое просвещение родителей включает многие вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому включаются и вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам гигиенического ухода, рационального питания, прогулок, закаливания, необходимости соблюдения режима дня проходят тематические встречи с приглашением старшей медицинской сестры, врача-педиатра поликлиники.

Отличительной особенностью работы клуба считаем участие специалистов: медсестры, логопеда, психолога. Это повышает качество работы и расширяет арсенал воспитательных средств.

Содержание программы

Мы считаем, что стратегия и тактика взаимодействия с родителями воспитанников осуществляется в ходе единого учебно-воспитательного процесса. Содержание работы отбирается и реализуется по двум ведущим направлениям:

Первое направление (подготовка педагогического коллектива гимназии к сотрудничеству с родителями) - предполагает отбор содержания деятельности по следующим блокам:

I блок – диагностика ресурсов (материальных, профессиональных, информационных, кадровых, психологических), которыми обладает детский сад необходимых для преодоления отчуждения родителей. Работа коллектива педагогов предполагает осуществление мониторинга удовлетворенностью внутреннего и внешнего потребителя образовательной деятельности учреждении дополнительного образования детей.

II блок – самодиагностика коллектива ДОУ.

Под самодиагностикой мы понимаем изучение педагогами собственных ресурсов – своих установок, своих возможностей, а также тех условий, в которых происходит развитие сотрудничества с родителями.

III блок – обучение педагогического коллектива.

Система обучения педагогического коллектива сотрудничеству с родителями предполагает повышение профессиональной  компетенции педагогов по всем направлениям взаимодействия с родителями.

Второе направление (вовлечение родителей в жизнедеятельность  ДОУ) - предполагает отбор содержания работы по следующим блокам:

1 блок:

Работа клуба «Молодая семья»

1 этап -  подготовительный (анкетирование родителей, начальная диагностика, сотрудничество с поликлиникой)

  • знакомство с группой, ознакомление родителей с условиями пребывания детей в детском саду (создание положительных установок на предстоящие режимные процессы);
  • анкета-знакомство (приложение 1), анализ социального состава родителей;
  • буклеты для родителей «Готовимся к поступлению в детский сад вместе с ребенком»;
  • написание сочинений на тему «Мой малыш» (родителям в форме сочинения предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей характера, увлечений и предпочтений их ребенка с целью учета индивидуальных характеристик при построении работы);
  • «Кувшин вопросов» - выявление интересов и запросов родителей;
  • поэтапный прием детей в группу по графику, согласованному с родителями.

2 этап – практический ( разработка плана – беседы консультации, круглый стол) (Приложение 2)

Цели: - создать условия для осознания родителями необходимости взаимодействия с педагогами по проблеме адаптации ребенка к условиям детского сада;

        - обеспечивать положительное эмоциональное отношение родителей к совместному обсуждению проблем воспитания детей младшего дошкольного возраста, поддерживать проявление интереса, стимулировать активное участие в работе клуба;

        - обеспечить знакомство родителей с программами, реализуемыми в МДОУ.

Тематический план работы клуба

«Молодая семья»

Тематика работы клуба

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1

Особенности воспитания детей раннего возраста (Социальное развитие - выходной с малышом)

Беседа

Август

Старший воспитатель

2

Адаптация ребенка к ДОУ

Консультация

Сентябрь

Психолог

3

Значение режима для сохранения эмоционального благополучия ребенка

Консультация

Октябрь

Воспитатель группы

4

Особенности питания ребенка в адаптационный период. Мой ребенок отказывается есть в детском саду. (№3). Рецепты приготовления блюд из овощей, рыбы, творога. Выставка готовых блюд детского меню

Практикум

Ноябрь

Старшая медсестра

Повар детского сада

5

Физическое развитие детей раннего возраста. Выставка пособий для физического развития детей раннего возраста. Подвижные игры.

Практикум

Декабрь

Воспитатели группы

6

Игра и игрушки в жизни ребенка  раннего возраста. Рекомендации к устройству игрового уголка для ребенка в семье. Выставка игрушек для детей 2 - 3го года жизни (№3).

Деловая игра

Январь

Психолог, воспитатель

7

Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей  раннего возраста. Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни.

Консультация (решение педагогических ситуаций)

Февраль

Старший воспитатель

Старшая медсестра

8

Сколько слов произносит мой ребенок. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей раннего возраста.

Круглый стол

Март

Воспитатель группы

9

Закаливание - как одно из средств профилактики простудных заболеваний (К здоровью - через привычку к здоровому образу жизни. Питание ослабленных часто болеющих детей.

Консультация

Апрель

Врач педиатр

10

Итоговое заседание (Эффективность деятельности, вклад каждого участника педагогического процесса, анализ, дальнейшие планы)

Круглый стол

Май

Старший воспитатель

Психолог

Воспитатель группы

3 этап – результативный (мониторинг)

Цели: - оценить эффективность от работы в клубе, поделиться планами на будущее;

        - закрепить позитивное отношение родителей к себе как воспитателю;

        - информировать родителей о возрастных особенностях детей 3-х лет;

        - поддерживать интерес родителей к активному взаимодействию в решении проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Для выявления результативности и анализа конечных результатов, была проведен мониторинг по выявлению форм адаптации. Отмечена положительная динамика показателей. Так, из 19 детей:

- легкая форма – 58 % (11 детей)

- средняя форма - 26% (5 детей)

- усложненная форма – 11% (2 ребенка)

- сложная форма – 5% (1 ребенок).

Сравнительный мониторинг родителей на предмет определенной эффективности работы показала, что родители посещающие клуб «Молодая семья» продемонстрировали высокий уровень знаний, умений в решении поставленных задач. Также все педагоги заметили, что родители стали больше уделять внимания воспитательно–образовательному процессу детей, следят за жизнью ребенка в детском саду, вносят свой вклад в развивающую среду групповых помещений.

2 блок:

Работа с родителями группы кратковременного пребывания

Охват детей в микрорайоне  посёлка Северный составляет 90%. По приказу управления образования  Белгородского района на базе ДОУ открыта и функционирует инновационная форма работы с детьми и их родителями –  группа кратковременного пребывания. Благодаря данной форме работы  помогаем ребенку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними,  придумывать игры и вместе играть, а родителей призываем стать участниками совместных исследований для формирования личности ребенка.

ЦЕЛЬ:

Обеспечение равных стартовых  возможностей  детей при поступлении в школу,  способствовать развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формировать у него готовность к систематическому  обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать созданию в семье условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка и его социализацию.
  • Помочь родителям повысить уровень педагогической культуры:
  • прививать родителям хорошие матеры воспитания;
  • воспитывать у родителей уважения к детству и родительству;
  • формировать навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания.
  • Помочь общению родителей и педагогов и сотрудников детского сада.
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
  • формирование ценных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

В работе были выделены следующие этапы: подготовительный, внедренческий и результативный.

          На первом этапе  работа организована на микроучастке:

1. Посещение поликлиники с целью выявления неорганизованных детей;

2. Распространение  объявлений с целями и задачами группы кратковременного пребывания.

3. Посещение неорганизованных детей на дому –  с целью выявления причин не посещения ДОУ,  вовлечение детей  и их родителей в образовательный процесс для подготовки к обучению в школе. (Приложение3)

4. Проведение диагностики 3 -х сторон готовности детей к обучению :

*диагностика особенностей социальной ситуации развития ребёнка;

          *диагностика его общешкольной готовности;

          *диагностика специальной готовности ребёнка.

Итоги диагностики показали, что группу посещают дети трех разных уровней:

  • Слабо подготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее);
  • Имеющие средний уровень (те, с которыми время от времени занимались родители);
  • Хорошо подготовленные (те, с которыми занимались специалисты  на дому или посещающие ранее дошкольное учреждение)

 5.Создание материально технической базы по работе с родителями.

  • отработка теоретического материала по определенной тематике;
  • разнообразие технологий форм, методов и методик семейного воспитания и взаимодействия педагогов с семьей;
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями и социальными институтами;
  • научно-методическое обеспечение

На втором этапе практическая работа с родителями.(обобщение опыта работы) (Приложение 3)

План мероприятий с родителями группы кратковременного пребывания

Взаимосвязь в работе ДОУ с семьёй, школой и другими организациями.

ЦЕЛЬ:

Конструктивное партнёрство семьи и педагогов в формировании индивидуальности личности ребёнка.

Ц Е Л Ь:

Взаимодействие заинтересованных организаций с

образовательным учреждением.

Формирование открытой социальной среды единого образовательного пространства

«Детский сад- семья- социум»

Система работы с родителями.

1.КОНФЕРЕНЦИЯ.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка в новых социально-экономических условиях».

2.СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ ОБЩЕНИЯ.

 1. Материнская любовь.

 2. Отец- добрый друг и наставник.

 3. Бабушка с дедушкой рядышком.

 4. Счастливая семья.

3. СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ

ПРОБЛЕМЫ: « Знаете ли Вы своего ребёнка».

1. « Девочки-мальчики».

2. Развивающая предметная среда дома.

. Как можно оздоровить ребёнка дома?.

4. Поощрения и наказания на Ваш выбор.

5. Хотите ли Вы умного ребёнка?.

3. ОТКРЫТЫЙ ПЕДСОВЕТ

  (совместно с родителями)

Отчёт о проделанной работе за

год.

О летнем оздоровительном периоде.

4.МАМИНА ШКОЛА.

 ( семинар для родителей группы кратковременного пребывания)

1. Адаптация детей в школе.

2. Особенности развития детей 5-7 лет.

3. Всё о здоровье ребёнка.

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

(круглый стол «Давайте поговорим»)

Рекомендации специалистов:

-Муз. Руководитель

-рук. физ. воспитания

-эколог

-психолог

-логопед

Тематические дни открытых дверей:

а) «Развиваем способности».

б) Мы любим спорт

Анкетирование родителей:

( оценка родительской деятельности ДОУ)

ИЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ ДЕТСКОГО САДА.

Пропаганде педагогических знаний и результатов работы через публикации в местной газете «Знамя».

Участие родителей в жизнидеятельности детского сада ( походы, праздники, благоустройство летнего оздоровительного комплекса)

Выставка детского рисунка о своей семье. (семейные традиции,увлечения).

Цикл лекций «Здоровый дошкольник»

Групповое родительское собрания.

3. СИСТЕМА РАБОТЫ С

СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПОСЁЛКА.

1.Оформить договорные отношения со школой, музеем, ДК, музыкальной школой.

( по выбранному направлению).

2. Творческие встречи с представителями заинтересованных организаций.

( музей, библиотека, ДК).

3. Составить план работы с социокультурными учреждениями посёлка.

4.Отчёт о результативности работы с социо-культурными учреждениями в развитии детей.

.

    ноябрь

   

   В течение года        

   

Сентябрь – декабрь

 Зав. ДОУ Голякова Т.И.

  май

 

 Зав.ДОУ, ст. воспитатель

 Сентябрь-декабрь

 Воспитатели,  м/сестра

 в течение года

в течение года

  Зав. ДОУ Голякова Т.И.

 

 Март-ноябрь

м/сестра Блинова Л.П.

 Май – август

 

зав.ДОУ Голякова Т.И

сентябрь

в течение года

зав.ДОУ, ст.воспитатель

 зав.ДОУ, ст.воспитатель.

 сентябрь

зав.ДОУ, ст.воспитатель

Август

 

.

         Третий этап работы предполагает результаты:

  1. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей.

  2. Повышение психического и физического уровня развития  детей.

  3. Готовность к системному обучению детей  в школе.

          Группа кратковременного пребывания в нашем дошкольном учреждении функционирует уже более 4-х лет. По итогам 2005-2006 года обучения   уровень развития общей готовности ребенка составил: высокий – 45,2%; средний – 32,8%; низкий – 22%. По итогам 2007-2008 года обучения: высокий – 54,3%; средний – 39,2%; низкий 6,5%. Данная диагностика показала положительную динамику.

3 блок:

Работа консультативного пункта

1 этап -  подготовительный (анкетирование родителей, начальный мониторинг, сотрудничество с поликлиникой)

    2 этап – практический Консультирование родителей и поддержка семьи (Приложение 4)

1. Методическое - все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута дошкольника, способов дополнительного образования и т. д.

2. Психологическое - все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией.

3 этап – результативный (мониторинг)

В нашем микрорайоне  существует проблема неорганизованных детей: это дети из неблагополучных семей (2 человека) и дети часто болеющие (4 человека). Данной категории детей, так же как и воспитанникам ДОУ, необходимо получить одинаковые стартовые возможности к моменту поступления  в школу. Поэтому с 2006 года согласно приказу управления образования Белгородского района на базе нашего дошкольного учреждения  дополнительно был открыт  консультативный пункт с привлечением квалифицированных специалистов как одна из утвержденных форм организации предшкольного обучения в рамках муниципальной модели.         

Цель: Разработка вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста консультированием их родителей в области предшкольного образования и совместными мероприятиями.

Одной из основных задач нашей работы наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5-6 летнего возраста, направленная на выявление уровня особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития и подготовки ребенка к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

            На начальном этапе работы консультативного пункта провели  диагностику  путем анкетирования родителей с целью изучения семьи и отношения родителей к образовательному процессу.  На основе данных после обработки анкет составили первоначальное представление о детях и составе родителей.

Статистически обработанные результаты позволили предвидеть трудности, которые родители испытывают в подготовке ребенка к школе, помогли увидеть обобщенный портрет родителя дошкольника. По решению Совета педагогов для работы в консультативном пункте была выбрана  программа «Предшкольная пора» Виноградовой Н.Ф.

Структура работы консультативного пункта .

1. Специалисты ДОУ -  это консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, мастер - классы инструктора по ФИЗО и музыкального руководителя.

2. Кадры ДОУ – это обеспечение функционирования группы родителей  с качественно высоким уровнем  образовательных услуг.

3. Досуговая деятельность ДОУ – это организация совместных праздников, выступлений детей детского сада для детей не посещающих ДОУ, семейные вечера досуга, родительские  лектории.

4. Оздоровительная деятельность ДОУ – консультации тематического плана, проведение оздоровительного комплекса.

Плотность работы консультативного пункта.

  • Работа специалистов с родителями – 2 раза в неделю
  • Праздники – 1 раз в месяц

        Примерный план мероприятий консультативного пункта на месяц.

1.Консультация «Возрастные особенности вашего ребенка» - педагог психолог

2.Знакомство с программой образовательного процесса – старший воспитатель

3. Консультация «Физическое развитие ребенка», «Антропометрические данные» - инструктор по физкультуре

4. Мастер - класс «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке» - воспитатель

5. Мастер - класс «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - воспитатель

6. «Посиделки» - музыкальный руководитель

План работы на месяц  меняется и добавляется исходя из годового плана, который носит вариативный характер  (по наблюдениям и запросам родителей).

План работы психолого-педагогической  службы

поддержки детства и семьи МДОУ «Детский сад №21 п.Северный».

Направление,

задачи

Действия. Мероприятия

Ответственный исполнитель

Помощь воспитателя и родителей друг другу.

Анализ анкет «Проблемы родителей»,

«Пути взаимодействия ДОУ и семьи».

Старший воспитатель, воспитатели групп, психолог.

Повышения уровня педагогической культуры родителей.

Консультации, беседы, семинары, опросы, заседания за круглым столом.

 Психолог.

Здоровье закладывается с детства.

Беседа – анкетирование – лекция – деловая игра: «Составление режима дня в домашних условиях», «Составление правил личной гигиены», «Организация рационального питания в домашних условиях»,

«Роль детства в развитии здорового ребёнка»,

«Одежда мальчиков и девочек».

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог, медицинская сестра.

Игры как средство воспитания детей.

Игра – модель реальной жизни как средство развития ребёнка;

игра мальчик и девочка; консультация «Сюжетно – ролевые игры как средство воспитания детей».

Старший воспитатель, воспитатели групп, психолог.

Как преодолеть жёсткость и агрессивность у мальчиков.

Беседа –лекция – конференция по обмену опытом между родителями, тренинг «Имеет ли место проблема агрессивного поведения мальчика в группе?» (Из наблюдения воспитателя.), «нужна ли агрессивность в современном мире», «Игра как средство преодоления агрессии и жёсткости».

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог.

Роль отца в воспитании ребёнка.

Беседы, анкетирование – лекция – конференция отцов по обмену опытом; анализ рассказов детей «Как я провёл выходной день?» и беседы с родителями, «Отец один из первых воспитателей ребёнка», «Влияние примера отца на формирование характера сына», «Отсутствие отца».

Старший воспитатель, воспитатели групп, логопед, психолог.

Моя семья.

Беседа «Моя семья»; рассматривание репродукций картин по теме; фотографий «Семья»; игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся моя семья поедет в лес».

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог.

Эмоциональная сторона детско – родительского взаимоотношения.

Опросники, анкеты, тесты, консультации «Общение со взрослыми   и его влияние на развитие эмоционального состояния ребёнка», «Что такое эмоции», «Давайте поиграем», «Язык тела и жестов», «Для чего нужны эмоции»; памятка «Словарь языка принятия».

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог.

Социально – педагогические показатели семьи.

Опросы,

памятка для родителей «Основные психологические особенности детей»; анализ социально – педагогических факторов семейного воспитания детей; социальные факторы семейного воспитания, анализ типов семей воспитанников.

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог.

«Социальный риск».

тест «Какой вы родитель?»; беседы «Значение семейного воспитания», «Права ребёнка в семье».

Старший воспитатель, воспитатели групп,  психолог.

Совершенствование общения педагогов и родителей.

Консультации «Семья в развитии личности дошкольника», «Общение»; упражнения «Мимическая реакция», «Открытая коммуникация».

Старший воспитатель, воспитатели групп, логопед, психолог.

Неполные семьи.

Рекомендации: «Многодетные и неполные семьи», «Различный уровень образования», «Возраст ребёнка», «Папы перехватывают инициативу».

Старший воспитатель, воспитатели групп, логопед, психолог.

Для выявления и усвоения детьми предлагаемого материала были определены критерии с учётом возрастных особенностей и требований программы «Предшкольная пора». Уровень усвоения предлагаемого материала определялся на основе бесед с детьми, анкетирования родителей.

Критерии:

  • психофизиологическое состояние;
  • интерес к миру и познанию его;
  • состояние речевого развития;
  • мышление и социальный интеллект. 

Наблюдения в процессе совместной работы показали, что дети не только приобретают опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формируют собственное представление, но и используют полученные знания в своей деятельности, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного “я” в конкретной деятельности.  Такая форма организации обучения в нашем дошкольном учреждении позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и их родителей, а также педагогов принимающих участие в образовательном процессе. Родители стали доверительно относиться к дошкольному учреждению, приходят за консультациями, выполняют домашние задания. Наметилась тенденция к посещению мероприятий ДОУ родителями неорганизованных детей.           Но наряду с выше указанными положительными достижениями есть и проблемы: это неблагополучные семьи, которых мы ещё не смогли заинтересовать услугами ДОУ.

                 

Методы и формы реализации программы

      Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; социальный патронаж; опора на положительный пример; игра; соревнование, контроль.

Традиционные формы работы с родителями:

● Родительские собрания

● Конференции

● Индивидуальные консультации педагога или социального педагога

● Посещения на дому

Нетрадиционные формы работы с родителями:

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Мастер-классы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Методы изучения семьи:

1. наблюдение;

2. подключенное наблюдение (подключение родителей, классных руководителей, психолога, социального педагога инспекторов по делам несовершеннолетних);

3. индивидуальные беседы;

4. тестирование;

5. анкетирование;

6. диагностика;

7. деловые игры;

8. анализ детских рисунков, творческих работ и рассказов о семье.

Формы работы ДОУ с семьей

Родительские собрания - одна из основных форм работы с родителями.

На собраниях обсуждаются проблемы жизни детских коллективов, развития личности ребенка. Собрания - это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск путей решения имеющихся проблем. (Приложение)

Клуб «Молодая семья» способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей.

Индивидуальные консультации направлены на оказание помощи родителям в решении проблем взаимодействия с детьми. (Приложение).

Педагогический лекторий для родителей способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ к воспитанию детей.

Систематическое проведение занятий, целевых прогулок, тематических праздников  обеспечить осознание родителями необходимости создавать условия для реализации ребенком игровой потребности

Выпуск газеты с методическими рекомендациями для молодых родителей поддерживать интерес родителей к активному взаимодействию в решении проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Формы совместной деятельности родителей и воспитанников

ДОУ

         Формы познавательной деятельности: праздники знаний и творчества, совместные выставки, концерты детского творчества «Чудеса своими руками», конкурсы «Семейный автограф», «Семейный эрудит», «Творческая мастерская», моделирование ситуаций в игровой и познавательной деятельности

 Формы проведения досуга: совместные праздники, подготовка спектаклей, концертов, экскурсионные поездки. Праздники: «День наших мам», «День Защитника Отечества», «День наших бабушек и дедушек»; игровые семейные конкурсы: «Мы спортивная семья», «Музыкальная семья», совместное посещение театров, музеев.

Создание условий в ДОУ

  • Создание комфортного, благоприятного с психологической точки зрения микроклимата.
  • Наличие интересного материала: консультации, мастер - классы, тесты, видео и фоторепортажи.

Прогнозируемые результаты

  • Создание единого воспитательного пространства;
  • Создание прочной системы взаимодействия ДОУ с семьей;
  • Улучшение микроклимата внутри дошкольного коллектива, способствующего оптимизации учебно-воспитательного процесса;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • Получение детьми опыта социальных отношений, основанных на взаимоуважении и любви.

Заключение

Организация взаимодействия детского сада и семьи дошкольника осуществляется с целью создания условий для полноценного развития и социализации личности ребенка.

Семья, родители нуждаются в педагогической помощи с целью повышения воспитательного потенциала семьи, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки инновационных технологий и методик взаимодействия детского сада и семьи, а также модели интеграции педагогического взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и всеми заинтересованными структурами в микрорайоне детского сада.

Анализ проведения мероприятий по работе с родителями подтвердил результативность избранной формы взаимодействия. Многие родители регулярно (и с удовольствием) посещали предлагаемые им мероприятия.

Родители стали чаще включаться в педагогический процесс: участвовали в совместных праздниках, спектаклях, занятиях. Работали в творческих мастерских по созданию декораций, костюмов, атрибутов к сюжетным играм. Стали чаще обращаться к специалистам детского сада: воспитателям, психологу, логопеду, старшей медсестре.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат. Они стали активными участниками всех дел ДОУ, непременными помощниками педагогов. Нам представляется важным дальнейшее продолжение нашей работы по взаимодействию ДОУ с семьей, а также отработка механизмов взаимодействия детского сада с образовательными и социальными институтами и организациями в интересах детей и семьи.

Для контроля эффективности проведенной коррекционно-развивающей и просветительской работы по программе «ДОУ – помощник семьи»  использованы методы наблюдения, опрос педагогов, детей, родителей, а также диагностика  родительского отношения.

Нормативная база взаимодействия ДОУ с семьёй

  • Конституция Российской Федерации (извлечения).              
  • Семейный кодекс Российской Федерации (извлечения). Декларация прав человека (извлечения). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (извлечения).                                          
  • Закон «Об образовании» (извлечения).                                  
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения).                                            
  • Закон Российской Федерации об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений.                    
  • Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей», Закон Российской Федерации об ограничении курения.

Нормативное и организационное обеспечение взаимодействия

ДОУ  с семьёй.

  • Методическое письмо «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений  методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьёй».
  • Государственный стандарт первичной профилактики злоупотребления  психоактивными веществами в образовательной среде (излечения  из проекта).  
  • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (Приложение к письму Минобразования России в Правительство Российской Федерации от 31.01.2001 №90/30-16.
  • Новый Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Условия реализации программы

Работа по реализации программы предполагает комплекс индивидуальных занятий педагога с родителями детей, не посещающих дошкольное учреждение, и молодых родителей плотностью 2 раза в неделю, длительностью 20 – 30 минут, рассчитанный на 9 месяцев.

        Это система индивидуальных и фронтальных взаимопоследовательных занятий и мастер- классов направлена на создание условий для развития и реализации способностей ребенка с учётом его возрастных индивидуальных, а также психических способностей, которая рассчитана на 5 лет. Ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи молодым семьям.

        Работа осуществляется несколькими педагогами – музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями всех возрастных групп и старшим воспитателем и предусматривает связь с медсестрой дошкольного учреждения.

Методическое обеспечение программы

Литература по теме:

«Психологические условия общего развития ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника».

  1. Мухина В.С. Возрастная психология - М, 1997.
  2. Мухина В.С. Детская психология - М., 1985.
  3. Платонов К.К. Структура и развитие личности - М., Наука, 2006.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2000.
  5. П.Рубинштейн М.М. Юность - М, 1928.
  6. Олиференко Л.Я. Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства. – М., 1995.

.Литература по теме: «Психология взаимоотношений в семье»

  1. Семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер М. – 1990г Брезгунова И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. - М., 2005.
  2. Галагузова Л.П., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.  2006.
  3. Популярная психология для родителей /Под редакцией А.А. Бодалева/ М. – 1989г.
  4. Психология семейных отношений С.В. Ковалёв М. – 1987г.
  5. Родители и дети З. Матейчик М. – 1992г.
  6. Семейная психотерапия Э.Г. Эйдемиллер М. – 1990г
  7. Семья глазами ребёнка Г.Т. Хоментаускас М. – 1989г.
  8. Психология семейных отношений С.В. Ковалёв М. – 1987г
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с детьми, как? - М, 2004.
  10. Даринская В.М. Радость семейного общения. - Воронеж, 2004.
  11. Желдан И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. - М., 2006.
  12. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. - М., 2003.

Литература по теме: «Семейное воспитание: цели, задачи, содержание»

  1. Азбука для родителей Э. Фроим М. – 1991г.
  2. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. Ю. Хямяляйнен М. – 1993г.
  3. Воспитателю о работе с семьёй /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой/ М. – 1989г.
  4. Детский сад и семья / Под редакцией Т.А. Марковой/ М. – 1989г.
  5. Дошкольные учреждения и семья – Т.Н. Доронова М. – 2001г.
  6. Как быть родителями А.С. Спиваковская М. – 1986г.
  7. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание 1989 №5, 9//
  8. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. Арнаутова Е.П. М. - 1994г.

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика-М., 2005.
  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд, испр. - М., 2005.
  3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 2005.
  4. Добсон Джеймс. Родителям и молодожёнам: доктор Добсон отвечает  на вопросы.
  5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка-М., 2006.
  6. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребёнка и его значение - М., 2011.
  7. Мухина В.С. Таинство детства. В двух томах - М.,2008.

Литература по теме: «Детско-родительские отношения».

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди  (психология  человеческих взаимоотношений) - М.,2003.

2. Бэндрер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная терапия. -Воронеж,2003.

3. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. - М., 2005.

4. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор

девиантного поведения детей Семья в России. -2007. № 2.

5. Семья. Книга для чтения в двух томах. (Сост. Андреева И.С., Гулыга А.В.).

-М., 2000.

6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений.

М, 2007.

7. Штольц Хельмут. Каким должен быть твой ребёнок.

Анзор Линда. Дети и семейный конфликт. - М., 2008.

8. Фигдор Г. Дети разведённых родителей: между травмой и  надеждой.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 2000.

Литература по теме: «Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. (Проблемы родителей и педагогов)».

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2003.

2. Жутикова   Н.В.   Учителю   о   практике   психологической   помощи-   М.,

Просвещение, 2008.

3. Леви В.Нестандартный ребёнок. - М., Знание, 2003.

4.Личко А.Е., Александров А. Акцентуация личности подростков.

-М., 2003.

5. Макаренко  А.С. Книга для родителей (Соч. В. 7 т. - М.  АПН РСФСР, 1996

6. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное проведение

подростков  (Социологические исследования- 2002. - С. 105-113.

7. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии

(Под ред. Ю.М.Забродина) - М., 2000.

8. Стоуне Э.Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения-

М., Педагогика, 2004.

9. Столин В.В. Самосознание личности. - М.,2003.

10.Шибутани Т.Социальная психология - М., 2009.

11. Шостром Э. Человек-манипулятор - М., 2002.

12. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 2008. 13.Цукерман   Г.А.,    Мастеров   Б.М.    Психология    саморазвития   -   М., Интерпракс, 2005

Литература по теме: «Творческая одарённость: социальный смысл и психолого - педагогические проблемы.  Развитие, диагностика, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей».

1.Анастази А. Психологическое тестирование.  -  М., 1982.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., Просвещение, 2004.

2. Гримак, Выготский, Ковалёв А.Г., Мясищев В.И.

Психические особенности человека, т. П. Способности - Л., Изд-во Ленингр.

Унив-та, 1960.

3. Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка - реальное дело! -

М., Образ, 2000.

4. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза,

2004.

5. Личко А.Е.,   Александров А. Акцентуация личности у подростков - М.,

2003.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст-М., Педагогика, 2001.

7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 2005.

8. Лук А.Н. Психология творчества. - М., Наука, 1978.

9. Макаренко А.С. Книга для родителей (Соч: В 7 т. – с. 567-571)

Ю.Пономарёв Я.А. Психология творчества. - М, Наука, 2006.

11. Платонов К.К. Проблема способностей. - М. Наука, 2002.

12. Столин В.В. Самосознание личности - М., 2003.

13. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.-М., Педагогика, 2004.

Литература по теме: «Педагогика как наука».

1. Коротов В.М. Введение в педагогику. - М., УРАО, 1999.

2. Корчак Я. Как любить ребёнка. - М., 2000.

3. Курганов СЮ. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. - М., 2009.

4. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. - М., Прометей, 2005.

5. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М, 2003.

6. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.,

«Педагогический поиск», 2002.

7. Столин В.В. Самосознание личности. - М,2003.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в

школе. - М., Владос, 2007.

9. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети - родители - учителя. - М., «ВТК «Классный воспитатель», 2005.

Литература по теме: « Театр, СМИ и современные дети»

1.Гончарук А.Ю. Гармоничное развитие личности ребёнка - реальное дело! -М., Образ, 2004.

2.Толстых А.В. Психология юного зрителя. - М., Знание, 2006.

З.Юный зритель: Проблемы социологии кино. - М., Искусство, 2011. 4.Левшина И.С. Функционирование киноискусства в массовой молодёжной аудитории //Социальные функции искусства и его видов. - М., Наука, 2000. 5.Мид М. Культура и мир детства. - М., Наука , 2008.

6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.,2001.

7.Развитие личности ребёнка. - М., 2007.

Литература по теме: «Досуг в семье».

1. Терский В.Н.,  Кель  О.С.  Игра.  Творчество.  Жизнь.  Организация досуга школьников. - М, 1966. 

2. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.

Электронные ресурсы:

  • Электронный ресурс Режим доступа: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod01.htm
  • Электронный ресурс А. Ю. Коркина // Детская психология для родителей.–Режим доступа: http://psyparents.ru/index.php?view=articles&sc=35&cat=5&item=2700&full=yes
  •  Литература для родителей . Режим доступа: http://doshkolniki.com/statyi/st_intersnye_igry.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы

Материалы заседания методического объединения педагогов ДОУ. Раскрываются особенности и проблемы семейного воспитания....

программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Программа по работе с семьей " Вместе весело шагать"

. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В дошкольном детстве родители оказывают...

Программа Кружковой работы " Потешки помощники".

Данная программа направлена на развитие речевого общения; на формирование интереса и потеребности в чтении книг, а так же на знакомство с русским народным творчеством - потешки....

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...