Организация работы по взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
статья на тему

Материалы заседания методического объединения педагогов ДОУ. Раскрываются особенности и проблемы семейного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы

Методическое объединение педагогов ДОУ

12.12.2012

Сообщение для педагогов

Старший воспитатель

МДОУ д/с КВ № 8 «Сказка» Потапова Н.В.

Семья – уникальный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решать проблему психологического одиночества современного человека, что в той или иной мере решается в семье. Семья призвана передать ребенку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции.

Специфическая функция семьи – воспитательная, обладающая такими аспектами:

- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов;

- передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта;

- выработка у детей мировоззрения, трудолюбия, потребности и умения быть гражданином и хозяином своей жизни, соблюдать общечеловеческие моральные нормы;

- обогащение интеллекта детей, эстетическое и физическое развитие;

- систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

- постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Воспроизводство новых поколений, их подготовка к жизни и интеграция в обществе составляют важную функцию современной российской семьи, которая выработала для этого уникальную систему передачи социальной информации, позволяющей ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью, полнотой и быстротой, чему способствуют: родительская любовь, доверие ребенка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.

Эволюция обуславливает смену требований, предъявляемых к семье как социальному институту, что, в свою очередь, находит отражение в изменении содержания и значимости работы с родителями в ДОУ.

В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества.

Семья как социальный институт особенно чувствительна ко всякого рода кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на её уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Ситуация нынешнего периода требует от семей пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе в сфере воспитания. Ставя перед собой цель подготовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь, семья должна учитывать изменившиеся социальные реалии в России и в соответствии с этим менять свою воспитательную стратегию.

Рыночные отношения выстраивают иную систему приоритетов в обществе. Если социалистический принцип социального взаимодействия основывался на признании первичными интересы государства, общества, то рыночный принцип провозглашает первичность интересов личности, индивида. Отсюда совершено иная стратегия воспитания детей в семье – на основе приоритета интересов личности.

Господствующий сегодня в России «дикий рынок» исповедует принцип получения наивысших прибылей любой ценой, что ведет к безудержной эксплуатации природных ресурсов страны и несет угрозу экологической катастрофы. Задача семьи – сформировать у детей высокое экологическое сознание и ответственность за жизнь будущих поколений.

В условиях, когда состояние здоровья населения России вызывает всеобщую тревогу, забота о здоровье становится прерогативой семьи. Воспитательная деятельность родителей в связи с этим должна быть нацелена на формирование здорового образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.

Прозрачность границ со странами СНГ, потоки неконтролируемой миграции, активизация российской и международной наркомафии привели к повсеместному распространению наркотических средств и психотропных препаратов и массовому приобщению к ним молодежи. Отсюда одной из главных задач семейного воспитания становится привитие детям устойчивого негативного отношения к потреблению наркотических и токсических веществ, вызывающих необратимые деформации психического и физического здоровья.

Отсутствие цензуры в средствах массовой информации и учреждениях культуры привело к массовому распространению низкопробной порнографической и пограничной с ней изобразительной и печатной продукции. Встала задача – сформировать у детей значимую систему духовных ценностей.

В условиях криминализации российского общества и микросреды, окружающей детей, семья должна принимать дополнительные воспитательные меры по усилению социального контроля и повышению безопасности детей в ситуациях возможного риска при взаимодействии с неблагополучным социальным окружением.

Описанные выше кардинальные социальные изменения последних лет в российском обществе выдвигают на первый  план следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно-ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность ребенка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Эффективность деятельности семьи как института воспитания детей оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.

Семейное воспитание как основа социализации детей выполняет исключительно важную роль в духовно-нравственном и социальном формировании нового поколения и, по сути, определяет последующую судьбу общества в целом. В этой связи государственную поддержку воспитательной дееспособности семьи следует рассматривать в качестве решающего фактора к контексте стратегии национальной безопасности России.

Родительское воспитание представляет собой единство трех компонентов:

- отношение к ребенку;

- представления о нем и способы воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований и т.д.);

- характер общения с ребенком.

Родители уделяют своим детям время и выделяют пространство, но не знают и не понимают их. Родители, принадлежащие к различным слоям общества, тратят все больше времени на поддержание привычных жизненных стандартов. Эти обязанности отнимают родителей у детей физически и эмоционально; тем самым на детей обрушивается стресс, поскольку родители уже не в состоянии удовлетворить их потребности в эмоциональной пище.

Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят потратить время на общение с ними. Ведь то, как родители оценивают себя, их ощущение себя как личности и как родителя существенным образом влияет на их взаимодействие с детьми и тем самым на развитие детей.

Воспитанные в обстановке психической депривации (эмоционального отчуждения от привычного), лишенные в раннем возрасте эмпатийного (внеречевого) общения, оставляемые родителям на долгие часы в одиночестве, дети утрачивают чувство психологической защиты. Потребность в общении ослабевает в своей основе, а интуитивное стремление к единению с окружающими уступает место рациональному, так что в дальнейшем они бывают в затруднении при необходимости выступать в роли сочувствующего и сопереживающего. Дальнейшее воспитание этих детей в обстановке педагогической запущенности усиливает эгоцентрические установки до жестокости.

Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.  

Предположение о том, что большинству родителей известны и сами навыки и способы их использования, - ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается мало усилий для обучения родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Особенно это касается детей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим следует организовать специальную работу, направленную на обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком.

Ребенок – связующее звено в сотрудничестве ДОУ и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается образовательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только игровой деятельности, но и собственного воспитания, более того – активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей. В нормативно-правовых документах указано, что родители – участники образовательного процесса наряду с педагогическими работниками. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) записано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В Концепции дошкольного образования обозначены ориентиры на установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, сотрудничество педагога и родителей.

Среди проблем семейного воспитания можно выделить следующие актуальные темы:

- непонимание родителями самоценности периода детства;

- неумение родителей рефлексировать собственную педагогическую деятельность;

- выявление и корректировка причины педагогических ошибок;

- недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Пример тому – Библия. Позже к этой мысли возвращались Платон и Сократ, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой – для самого общества. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить им возможность всестороннего развития и благополучия. Итак, цель воспитания родителей – не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым; умение видеть перспективы его развития. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

Таким образом взаимодействие детского сада и семьи – одно из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование воспитателей, у взрослых членов семьи не всегда достаточно знаний и умений, чтобы установить правильные взаимоотношения с ребенком, проявить должную заботу о гармоничном развитии его личности.  

Существуют разнообразные формы работы с родителями.

Раскроем такие формы как наглядно-информационные, которые дают возможность рассказать об особенностях воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, деятельности воспитателя, оказав тем самым практическую помощь семье. Условно их можно разделить на две подгруппы (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова): информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

Задача первой подгруппы – информирование родителей об особенностях функционирования дошкольного учреждения (работе детского сада, деятельности педагогов, проводимых мероприятиях и традициях ДОУ).

Задачи второй – путем опосредованного общения расширить знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Цель информационно-просветительской работы – донести до родителей научную информацию о воспитании детей, дать полезные рекомендации, советы.  

  1. К информационно-просветительским формам относятся:
  2. Информационные стенды
  3. Папки-передвижки
  4. Тематические выставки (литературы, фото, детских работ)
  5. Мини-газеты
  6. Доска объявлений

С их помощью родители получают важную, достоверную информацию о воспитании детей, работе детского сада. Благодаря данным формам просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.

К оформлению и содержанию материалов предъявляются определенные требования. Так, информационные материалы должны быть актуальными и своевременными, т.е. информацию следует постоянно обновлять (с учетом времени года, значимых дат и т.д.). Материалы на стенде должны отвечать эстетическим требованиям. Приветствуется краткость, наглядность предлагаемой информации (статья должна быть напечатана крупным шрифтом).  На листах с информацией приветствуется иллюстрации (вырезки из журналов, каталогов, рекламных буклетов) или фото.

С формами работы выступит Жалина Н.В. (презентация учителя-логопеда) (приложение)

Готовясь к сегодняшнему методическому объединению Вы, уважаемые педагоги подготовили нетрадиционные формы взаимодействия с семьями детей.

Педагоги представляют свой опыт взаимодействия (Иваницкая И.А., Боровская Г.И., Широкова О.А., Лундина С.Х., Ильина Г.С.) (приложение)

Таким образом, существуют различные формы взаимодействия с семьями детей как традиционные так и не традиционные. Рассмотрим взаимодействие с семьями при планировании образовательного процесса

Тема недели:   Город мастеров

Педагоги предлагают формы работы по взаимодействию с семьями детей.

Раскрыть содержание работы, этапы работы, планирование.  (таблица)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Используемая литература:

А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина - 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада – М.: ТЦ Сфера, 2011

Е.В. Сгибнева, Н.А. Ерошина, Г.В. Прокопенко - Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 8, 2011

И.В. Беляева Использование информационных стендов для родителей – Справочник старшего воспитателя № 12, 2010

Н.М. Метенова – Родительские собрания в детском саду – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

Л. Свирская – Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования старшей группы комбинированной направ

Содержание психолого-педагогической работпо освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

План взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

совершенствование содержания и механизмов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства....

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

«Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

Планирование взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...