Пение и элементы ладового воспитания дошкольников
методическая разработка (средняя группа) по теме

Нор Екатерина Алексеевна

Пение, как один из важнейших компонентов начального музыкального воспитания, вхо­дит во все разделы работы с детьми. Оно помогает вырабатывать чистую интонацию, го­товит детей к сознательному освоению нотного текста.

Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход должен осуществляться с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявляются при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon penie_i_elementy_ladovogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 2102 ДО ул. ЦЮРУПЫ 22 «А»

ПЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ

ЛАДОВОГО  ВОСПИТАНИЯ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыкальный руководитель II квал. категории

                                                                              Нор Екатерина Алексеевна

г. Москва, 2014

ПЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ЛАДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Пение, как один из важнейших компонентов начального музыкального воспитания, входит во все разделы работы с детьми. Оно помогает вырабатывать чистую интонацию, готовит детей   к  сознательному освоению нотного текста. Репертуар для пения в подготовительных группах должен быть достаточно разнообразным и художественно полноценным, соответствовать голосовым возможностям детей дошкольного возраста.

В начале занятий песни исполняются главным образом на слух. Необходимо воспитывать у детей эмоциональное отношение к поэтическому тексту и мелодии песен. Это помогает развивать у них музыкальность, обогащает их внутренний мир.

Разучивая песни, педагог должен систематически работать над формированием певческих навыков у детей. Следует обращать внимание на правильную посадку при пении, добиваясь естественного дыхания, стремясь удерживать его до конца фразы.

Надо учить детей при пении правильно формировать гласные, следить за чистотой интонации, петь легко, без крика, легато, с четкой дикцией, вырабатывать у них привычку слушать себя и друг друга. Выработка чистой интонации у многих детей шести лет дается далеко не сразу и не всегда связана с отсутствием слуха. Дети часто не владеют своим голосом вследствие отсутствия координации слуха и голоса или  каких-либо дефектов голосового  аппарата.

Педагогу подготовительных групп важно уметь самому петь чисто, выразительно, с хорошей дикцией, артикуляцией, воспитывая певческие навыки путем показа, а не только объяснениями. Выученные песни исполняются хором, группами, индивидуально, поются по фразам (цепочкой), частично вслух и частично про себя (развитие внутреннего слуха).

Вначале песни даются с подыгрыванием на фортепиано или с аккомпанементом, дублирующим мелодию. Далее следует учить детей петь и без фортепиано. Одни и те же песни прорабатываются в течение многих уроков. Эти же песни, разученные с текстом, используются и во время работы над развитием ладового слуха, в упражнениях на определение ступеней.

Вот несколько примеров.

ДЫХАНИЕ.  ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Однажды весной, гуляя во дворе, Рыжик услышал из открытых окон школы звуки музыки и веселые голоса - это пели ребята, их было очень много. Потихоньку открыв дверь, мальчик пошел по лестнице туда, откуда слышалась песня. На пятом этаже Рыжик увидел большой зал, где сидело много ребят, и услышал, как, обращаясь к одной из девочек, учительница говорила:

- Вспомни, ведь когда ты хочешь произнести какую-нибудь фразу, ты делаешь вдох, набирая воздух, и говоришь до тех пор, пока воздух не кончится. Тогда ты снова делаешь вдох и продолжаешь  говорить. Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно тоже больше набрать воздуха и постараться как можно дольше задержать его. Ты, наверное, подумала: «А зачем? Буду делать вдохов столько, сколько надо».

Секрет в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если ты будешь делать много блоков, то мелодия будет как будто разорванной на кусочки. Вот попробуй спеть фразу из русской народной песни «Во поле береза стояла», делая частые вдохи, вот так:

- Ну как, ребята, почувствовали разницу? Рыжик, который очень внимательно слушал всё это, сразу понял: если во время пения часто делать вдох то, кажется, что песня «запыхалась», устала, как будто она бежала, спотыкаясь по булыжной мостовой.

-        Запомните, ребята, - продолжала учительница - вдох, как в разговоре, так и в пении, делается в начале фразы и после ее окончания. В середине фразы во время пения нужно стараться удержать дыхание.

А чтобы научиться этому, мы с вами поиграем в игру. Все вы - певцы из хора, а ты, Лена, - дирижер. Становись перед  хором. Певцы  кладут  правую руку на живот. Дирижер, произнося коротко «раз» одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают вдох и задерживают дыхание. Вдох нужно делать носом. Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот как бы «выпячивается» чуть вперед - мышцы напрягаются. Держать дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно «два». Вы также медленно вдыхаете оставшийся в легкие воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают, живот как бы «уходит» на место. Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно   опущены.  

Дирижер считает слух и ритмично в темпе медленного марша. Он постепенно увеличивает счет до трех, пяти, а после нескольких тренировок и до восьми - десяти раз. Если дирижер поднимает руку медленно - делать плавный вдох, если быстро - короткий. Нужно очень внимательно следить за рукой дирижера, чтобы не опоздать или не опередить остальных при вдохе или выдохе.

Эту игру - как дыхательную зарядку - можно проводить каждое утро дома с мамой или самостоятельно. Для этого нужно встать прямо и, положив руку на живот, сделать вдох (через нос). В это же время как бы «про себя» отсчитывать: «раз» - короткий вдох, «два» - плавный выдох,  и т. д.

А  когда вы станете взрослыми, голоса ваши тоже повзрослеют и станут называться: высокие и средние (колоратурное, лирическое, драматическое сопрано), низкие (альт, меццо-сопрано). У сопрано самые красивые – средние и высокие звуки. Они звучат легко, светло. У альта – самые красивые – низкие, они мягкие, «бархатистые». У мужчин высокий голос – тенор (лирический, драматический), средний – баритон, низкий – бас.

Запомни стихи:

1. Это  очень  интересно - научиться песни деть.

    Но не каждому известно, как дыханием владеть.

2. Мягким делать вдох старайся, вдыхай  носом,  а  не  ртом.

    Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох - замри потом.

3. Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.

    Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста!

Всем участникам игры дирижер вначале начисляет одинаковое количество очков. Тот, кто ошибется, одно очко теряет. Выигрывает сохранивший наибольшее количество очков.

Стоя у двери зала и наблюдая за тем, что там происходит, Рыжик забыл про все на свете. Очнулся он от слов учительницы:

- Ну, ребята, позанимались, поиграли, а теперь перерыв - погуляйте!

Рыжик вспомнил, что уже поздно и его ждет мама, кубарем скатился по лестнице и побежал домой. Мама  сразу заметила, что Вова чем-то сильно взволнован. Что-нибудь случилось  во дворе?  -   спросила она.

  • Мама,   что   я   видел...   Мне   очень   понравилось... И я хочу туда.
  • Куда?  О  чем  ты  говоришь?
  • В школу,  там весело,  там  много  ребят...
  • Подожди, мой дорогой, скоро пойдешь...
  • Нет, - закричал    Рыжик, -    там  есть такие маленькие,  как  я,  и  все поют...  Я тоже   хочу.
  • Мама догадалась, что Вова хочет пойти и хор, и на следующий день   она записала его в младшую группу. На следующий день учительница посадила Рыжика с ребятами одного с ним роста.

ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА КОРПУСА

Сегодня, мы займемся очень важным делом - будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

-        Кто может долго стоять на одной ноге с поднятыми вверх руками?  Кто может долго стоять, вытянув шею? Дети активно отвечали, но очень быстро устали и присмирели.

- Вы так быстро устали!  В таком положении стоять тяжело и неудобно. От того, как держит тело человек, взрослый или ребенок, зависит его осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Чтобы  запомнить  это,   выучим песенку.

  Я КРАСИВО ПЕТЬ МОГУ

   1. Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.

       Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи - всё свободно, петь приятно и удобно.

       2. Если хочешь стоя петь - головою не вертеть.

           Стань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи - всё свободно, петь приятно и удобно.

КАК БЕРЕЧЬ ГОЛОС

Как-то на одном из занятий Клавдия Ивановна сказала:

- Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук - голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются, и голос получается грубым, сиплым. Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А-а-а Э-э-э И-и-и

О-о-о У-у-у

Звуки нужно произносить  поочередно:  на  каждый новый глоток воды -  новый звук. Так ты закаляешь горло - это как обливание холодной водой и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Теперь мы  вместе  споем   песенку о том,  вредно для голоса.

1. Однажды я, разгорячась, воды холодной выпил всласть,

    Потом мороженое съел и… захрипел и засипел.

2. Стал голос тихим и больным, как будто вовсе не моим,

    И представляете, три дня никто не мог понять меня.

3. Играли как-то мы в хоккей, кричал я громче всех друзей.

    Потом по грудь в сугроб залез, и голос мой совсем исчез.

4. С тех пор кричать я перестал, воды холодной пить не стал,

    Не прихожу домой  в снегу… зато красиво петь могу.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ И ЗВУКОВЕДЕНИЕ

-        Для того чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши - это контролеры. Они определяют - правильно или неправильно поют песню. Вова Рыжиков, послушай, как я спою песенку.И Клавдия Ивановна запела знакомую песню таким скрипучим голосом (звуком), как будто она совсем не умела петь, даже мелодия песни показалась Рыжику совсем чужой, незнакомой. Все смотрели на Рыжика...

-        Ну что, понравилось тебе такое пение? Как твои уши-контролеры, пропускают его или нет? Рыжик ответил, что нет!

  • Правильно - это пением не назовешь. А все потому, что я произносила все гласные звуки А-Э-И-О-У небрежно, как попало. А ведь они такие певучие. Они, словно ручейки, сливаясь, образуют речку-песенку.
  • Давайте теперь учиться красиво петь гласные. Вот ты, Рыжик! Вдохни так, как будто ты нюхаешь цветок. Мягко, аккуратно, как бы «ставь» гласную на «звуковую ленту». Подержал, потянул звук (пока хватит дыхания) и «сними» его, как будто ставишь точку. Ни при вдохе, ни при выдохе старайся не «толкать» звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком - оно прольется. Так и звук - он сразу! «расплещется», потеряет свою «форму»
  • Начнем петь все гласные звуки на одной ноте соль, которая, пишется на второй линейке. Вот так:

Следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. При смене гласных звуков не дергай губами, а то звук сразу потеряет свою форму и станет некрасивым. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь

рот в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встает во весь свой рост (ведь недаром в концертных

залах высокий потолок).

Попробуй  теперь спеть эти  же гласные от нот ля  и си.

Звук может быть тихим, не очень громким и громким.

- А теперь поиграем в игру «Морской прилив и отлив». Она вас не научит владеть голосом. В игре могут играть двое и больше ребят. Все сидят и внимательно смотрят на дирижера. Дирижер просит «тянуть» один гласный звук. Лучше начинать с у. Море еще спокойно. Волна почти не плетется, но тут дирижер постепенно вытягивает руки вперед - силу звука надо увеличивать - надвигается большая волна. (Увеличивая звук, не кричи.)   Дирижер постепенно убирает руки – волна отступает - сила звука постепенно должна уменьшаться. Можно менять гласные звуки.

 Если не хватает дыхания, то после легкого, короткого вдоха снова повторить звучащую гласную и незаметно «влиться» в звуковой поток. Если ты поешь не один, а с ребятами, старайся делать вдох не одновременно с соседом, а до или после него, чтобы звук не прерывался и был ровным. Такое дыхание называется «цепным», что означает, что все делают вдох по очереди, по непрерывной цепочке.

ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗВУКА.   ИНТОНАЦИЯ

- Ты, конечно, знаешь, что музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной. Темп музыки связан с ее характером. Споём русскую народную песню «Баю-бай».

БАЮ – БАЙ (Русская  народная  песня)

Чтобы Машенька заснула, ты будешь петь её медленно, ласково, протяжно, негромко, потому что колыбельная песня, а не танец или марш. Можно исполнять с названием разных имён.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

С первых же уроков педагогу надо учить детей внимательно слушать музыку и осмысливать музыкальные впечатления, давая опенку прослушанному. Репертуар по слушанию должен соответствовать возрасту, быть понятным и интересным. Вначале это будут песни, связанные с жизнью детей, природой, миром животных; важно включать и народные песни, а также использовать сказочные сюжеты, которые дети в дошкольном возрасте   очень любят.

Педагог должен обращать внимание детей на связь музыки и текста. Кроме песен детям нужно слушать и инструментальную  музыку. При прослушивании легких пьес педагог знакомит детей с понятием: «песня», «марш», «танец», включает музыкальные примеры изобразительного характера. Постепенно даются понятия о высоких и низких звуках, о музыке плавной и отрывистой, быстрой и медленной, громкой и тихой. Важно, чтобы дети различали характер музыки (грустный, веселый, спокойный, бодрый), знакомились со звучанием  мажора и минора.

После прослушивания того или иного музыкального произведения проводится беседа о содержании песни или пьесы и о средствах музыкальной выразительности. Можно показать детям иллюстрации к песням, а также предложить нарисовать картинки, раскрывающие их содержание.

Одни и те же произведения прослушиваются детьми неоднократно. Важно добиться, чтобы дети узнавали их на слух.

При прослушивании различных песен с текстом мы часто сталкиваемся с желанием детей подпевать педагогу. Это естественная реакция детей, и педагог не должен в этом им препятствовать. Однако предоставляя детям в таком «подпевании» некоторую свободу, следует обращать внимание и на чистоту интонирования.

Рыжик решил сыграть со всеми в игру «Вопрос – ответ» - он научился играть в эту игру на последнем занятии. Рыжик объяснил, что он будет
задавать вопрос, а все остальные будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что она музыкальна. Т.е. Рыжик сам сочиняет мелодию и
 слова своего „вопроса". Остальные отвечают да или нет по взмаху руки задающего вопрос, чтобы ответ был дружным. Ответ должен звучать на том звуке, на котором остановился задающий вопрос. Ответ как бы повторяет последний звук вопроса.

А сейчас мы будем произносить разные скороговорки быстро и по несколько раз. Старайтесь, чтобы губы шевелились энергично, как бы обрисовывая звук.

Бычок, тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа  была тупа.

На дворе трава, на траве дрова

Шит колпак да не по-колпаковски. Слит колокол да не по-колоколовски.

Некоторые буквы во время  пения  произносятся не так, как пишутся.

Например:

пишется:        произносится:

счастье        щастье

флаг        флак

мороз        марос

чтоб        штоп

Теперь можно потренироваться в исполнении песен, правильно произнося слова.

АРТИКУЛЯЦИЯ и   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ

Рыжик вдруг заметил, что его ушкам-контролерам не нравится, как Саша и Андрей поют. Они как будто зажимают звук во рту. Рыжик стал объяснять, как нужно красиво петь. И вдруг понял, что голос стал его слушаться, делать то, что захочется Рыжику. Захотел - и звук стал мягким и приятным, лился легко и свободно. Захотел - звук запрыгал, как рассыпавшиеся горошинки...

Все слушали Рыжика и старались запомнить песни, которые он пел. Саша и Андрей стали просить родителей записать их тоже в хор. А Рыжик радовался и, как только мог, расхваливал хор и обещал уговорить Клавдию Ивановну записать мальчиков, хотя больше новеньких не принимали.

Наступил долгожданный вторник. Саша и Андрей вместе с Рыжиком отправились в школу. Клавдия Ивановна раскладывала ноты, готовясь к предстоящему занятию. Рыжик подбежал к ней.

  • Здравствуйте, Клавдия Ивановна. Примите, пожалуйста, в хор моих братьев Сашу и Андрея. Они очень хотят петь.
  • Рыжик, прием ведь уже окончен, мы много прошли, успеют ли она нас догнать?
  • Успеют, - пообещал Рыжик. - Я уже с ними выучил все песни, все игры, которым вы меня учили.
  • Ну что же. Пусть ребята пока посидят, послушают занятие, потом я с ними побеседую, проверю их музыкальный слух.

Рыжик усадил мальчиков на стулья в конце класса, а сам сел на свое место. Вскоре начались занятия.

Когда Клавдия Ивановна объясняла что-нибудь новое, она почему-то всегда обращалась к кому-то одному, но всегда к разным. Ребята с интересом ждали: кто это будет сегодня.

  • Ты уже знаешь, - сказала Клавдия Ивановна, взглянув на девочку, сидящую во втором ряду, - что песня будет звучать выразительно, если красиво „вести" мелодию, на улыбке, округло. Но если плохо, не ясно произносить слова, - песня не получится. Будет непонятно, о чем в ней поется. Поэтому надо научиться четкому произношению, т. е. дикции, артикуляции.
  • Вы, ребята, замечали - артисты в театрах на сцене говорят иногда почти шепотом, а все слова понятны и слышны в любом уголке зала, в любом ряду. Это потому, что слышимость отдельных слов, фраз зависит не от громкости, а от четкости произношения. Часто, ребята не замечают, что они непонятно говорят: слова произносят неясно, «глотают» буквы, поэтому иногда бывает трудно понять, разобрать слова.

- Самое главное - научиться понимать содержание песни, понять о чём она, что означают произносимые тобою слона. Одна девочка как-то спела в известной песне «То березка, то рябина, вместо «ракиты» - ракины.

-        Вот, видите, как важно понимать то, о чем поешь, задумываться над содержанием песни. Если кто-то из вас не понимает какие-нибудь слова, надо попросить взрослых объяснить их значение, чтобы не попасть в глупое положение. Я хочу, чтобы вы всегда следили за своей речью, за тем, чтобы она была четкой и выразительной. Правда, ведь очень смешно и даже неприятно, когда некоторые ребята произносят слова быстро, небрежно, как попало. Слова у них сливаются друг с другом, и непонятно, где кончается одна фраза и где начинается другая.

ХОРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (с детьми 5-6 лет)

Цель: Показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере обычного хорового занятия.

Задачи обучающие:

  • Формирование певческих умений и навыков.
  • Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
  • Обучение пению по руке дирижера.

Задачи развивающие:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку.
  • Развитие внимания, мышления, памяти.
  • Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.

Задачи воспитательные:

  • Воспитание усидчивости и силы воли.
  • Воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В начале хорового урока, как и любого музыкального занятия, проводится музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика. Приведенные ниже упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Исходное положение (И. п.): стоя прямо, ноги на ширине плеч. (Такая позиция будет исходной для каждого упражнения.)

Пружинки. По команде педагога: «Вверх» - подняться на носочки, «Вниз» - опуститься в и. п.

Т. о. отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

Пиджачок. Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем - вперед, как будто
надеваем.

•        Рынок. Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.

(Можно представлять фрукты, овощи - детям это очень нравится.)

•        Березка. Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать; руки расслабленно висят, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальчиками рук), свободно бросить руки вниз и расслабиться.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот» и научить его чувствовать движения стенки живота. Производить контроль, например, можно, положив на него руку.

Дыхание берется естественно, экономично.

И. п.: корпус слегка наклонен вперед, плечи расслаблены, руки на животе.

  • Хомячок. Пошмыгать носом с закрытым ртом.
  • Собачке жарко. Часто подышать носом с высунутым языком.
  • Воротики (паровозик.) Глубокий вдох через нос - «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».

Педагог в это время считает: «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе и закрывать на выдохе - открывать и закрывать «воротики».

•        Воздушный шарик. Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.

РАСПЕВАНИЕ

При выполнении упражнений необходимо следить за осанкой ребенка: плечи должны быть опущены, спина прямая. Не надо вытягивать шею и высоко поднимать подбородок - это желательно детям объяснить. Нужно следить за нижней челюстью поющего, чтобы не было зажатости. Хорошо, если для упражнений музыкальный руководитель выберет напевную, красивую мелодию, тогда дети будут петь с большим удовольствием.

Вот некоторые примеры распевок.

1. У кота

Восходящее и нисходящее движение на три ступени. Используется демонстрация по методическому пособию «столбица» и «лесенка» (схематическое изображение ступеней). Тренируется пропевание гласных, мягкий вдох, перенос согласного к другому слогу, навык пения легато.

2. Пожарные

 

1-я часть. Спокойный вдох, пропевание гласных, перенос согласных, синхронное произношение согласных в конце фразы. 2-я часть. Активный вдох, мелкая техника произношения, скорый темп.

Эти упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиваться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН

Перед разучиванием каждой песни необходимо провести с детьми беседу об особенностях.

При разучивании мелодии используются такие методы: пение мелодии на слог «ма» или гласную «я». Можно проводить игры «Музыкальное эхо» (повтор фразы), «Музыкальная кисточка» (показ звуковысотности и направления музыки рукой). Дети должны сами научиться показывать мелодию по методическому пособию «столбица» и «лесенка». Кроме того, можно найти фразы повторного строения и простучать их ритм.

При разучивании песни со словами обращать внимание на одновременный вдох, работать над фразировкой, пропеванием гласных, правильным переносом согласных, дикцией, однородным формированием гласных, кантиленой, смысловыми кульминациями и агогикой. Учить детей начинать и заканчивать пение строго по руке дирижера.

При работе над произведением или в качестве игры, можно и даже нужно проводить «логопедическую минутку» (упражнения для лица и язычка.) Практика показала, что такие упражнения не только нравятся детям, но и вырабатывают четкую координацию движений. Движения языка и губ становятся более точными, тренируются мышцы, улучшаются дикция, речь.

В конце урока проводится «концертное» исполнение песни.

Успех в формировании певческой деятельности, а тем более песенного творчества, во многом зависит от хорошо продуманной индивидуальной работы с дошкольниками. Индивидуальный подход должен осуществляться с учетом особенностей каждого ребенка, которые выявляются при систематическом наблюдении и отслеживании развития музыкальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое пение, как средство эсттического воспитания дошкольников

Одно из ярких средств эстетического воспитания- хоровое пение. Чтобы оно выявило свою основную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Хоровое пение влияет на общую культуру поведения д...

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».

Мы живём в интересное и непростое  время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...

презентация "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"

презентация используемая на методическом объединении музыкальных руководителей района "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"...

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ КАК ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА В художественно-ЭСТЕТИЧЕСКОМ и социально-коммуникативном воспитании ДОШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Применение музыки в различных видах деятельности детей очень актуально сегодня. Это великолепный метод психолого-педагогического воздействия на дошкольника. Совокупность всех образовательных обла...

Консультация "Пение как основное средство музыкального воспитания дошкольников"

Почему именно пение является основным видом развития музыкальных способностей в детском саду? Дело в том, что именно развитие певческих навыков развивает у детей: музыкальный слух, чувс...