Главные вкладки

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
    консультация (младшая группа) по теме

    Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatralizovannye_igry.docx676.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста.

    Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста.

    Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру.

    Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.

    Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394976485.jpgИспользую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394976788.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394976540.jpgИспользую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394976661.jpg Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.

    У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров:http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394976829.jpg настольный: театр резиновых игрушек, театр кружек, театр пирамидок, конусов. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д., пытаются передать характер героя) мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394977106.jpg

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394977344.jpgОднако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394977491.jpgС помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394977646.jpgПри игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394977800.jpgТеатр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер.

    Театр картинок (фланелеграф): фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие

    Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр.

    Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Вот такие прекрасные создания есть у нас в группе. Русская народная сказка "Колобок". Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.

    Пальчиковый театр "Жили у бабуси "

    Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами.

    Пальчиковый театр "Сорока - белобока"

    Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.

    Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру.

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394978078.jpg

    Пальчиковый театр "Петушок и его семья"

    Пальчиковый театр "Волк и козлята"

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394978154.jpg

    Пальчиковый театр "Три поросенка"

    http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-115099-1394978227.jpg

    Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

    Играем пальчиками-развиваем речь

    Развитие речи является одной из важнейших задач психического и личностного развития ребенка дошкольника.

    Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — период активного становления речи и поэтому именно в этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание речевому развитию ребенка. Учеными доказано, что уровень развития речи тесно связан со степенью развития пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики оказывает положительное воздействие на своевременное развитие речевого аппарата ребенка, так как между центрами, отвечающими за эти действия в коре головного мозга, по законам высшей нервной деятельности устанавливается взаимодействие.

    Уважаемые коллеги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вовремя и правильно научился говорить — развивайте его пальчики. Для этого посоветуйте родителям, что дома необходимо иметь такие игрушки как пирамидки, кубы-вкладыши, плоскостные вкладыши, сборно-разборные деревянные игрушки (3-х местную матрешку, бочонки и т. п., крупную мозаику, шнуровки, разрезные картинки из 2-4 частей, конструкторы, наборы для игр с песком и водой.

    В настоящее время на прилавках магазинов можно увидеть богатое разнообразие дидактических игр и игрушек, стимулирующих моторное развитие детей раннего возраста. Но мало кто задумывался, что огромный потенциал для развития ручной умелости и пальцевой моторики дает малышам сама жизнь. Дети проявляют активный интерес к необычным игрушкам: к различным кнопкам, защелкам, замочкам, выключателям. Они с любопытством открывают баночки, коробочки, шкатулки и т. п. Любят проталкивать мелкие предметы в отверстия. Родителям необходимо поддерживать подобные потребности детей. И в этом им помогут игрушки, сделанные вручную из обычных предметов домашнего обихода и подручного материала.

    Представляем вашему вниманию те из них, которые пользуются у малышей наибольшей популярностью.

    На досочку укрепите выключатель, диск телефона, кнопку дверного звонка, разнообразные защелки: крючок, шпингалет, дверную цепочку, навесной замочек с ключом и т. п. Многофункциональное игровое пособие вызовет у малышей активный интерес, положительные эмоции, желание действовать с ним продолжительное время. Кроме того, разнообразные моторные действия активизируют движения рук, кистей, пальцев, укрепляют их силу.

    «Чудесный кошелечек». Сшейте малышу из плотной ткани кошелек с застежкой на пуговицах (кнопках, молнии). В него положите небольшие предметы и игрушки (крупную пуговицу, небольшие фигурки животных, машинку, лоскуток ткани или меха, ключ и т. п.) . Пусть ваш малыш достает предметы по одному, исследует их, называет, рассказывает и показывает, как можно поиграть с игрушкой, убирает их обратно и застегивает кошелечек. Подобные моторные действия развивают движения и силу кистей рук, пальцев, активизируют речь ребенка.

    Вместо кошелечка можно сшить мешочек на шнурке, или дать ребенку яркую коробочку, баночку с крышкой. Помните о том, что играть с мелкими предметами малыш должен под вашим присмотром.

    «Баночка - копилка». Обклейте металлическую баночку из под кофе яркой бумагой. В крышке сделайте отверстие для вкладывания крупных пуговиц как у копилки. Можно сделать несколько отверстий для вкладывания в баночку цветных палочек (счетные палочки). Хорошо если пуговицы подберете 4-х основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый — эти цвета ребенок должен усвоить до трех лет. Пусть малыш опускает пуговки и называет их цвет. Научите ребенка самостоятельно открывать и закрывать крышку банки, это действие хорошо укрепляет силу ладоней и пальцев.

    «Переложи шарики ложкой». В мисочку положите пластиковые шарики (от погремушек). Дайте малышу деревянную ложку и свободную мисочку. Предложите ему переложить шарики по одному в другую мисочку, используя ложку. Во время игры можно называть цвет шариков. Игра развивает координацию рук, умение пользоваться предметом-орудием.

    Игры с прищепками. Положите в коробочку цветные прищепки. Из плотного картона вырежьте силуэт ежика, елочки, солнышка. Предложите ребенку сделать из прищепок ежику иголки, солнышку - лучики, покажите способ действия.

    Дайте малышу длинный шнурок, покажите, как можно прикреплять к нему прищепки. Усложните задание: прикреплять прищепки чередую по цвету. Подобные игры развивают умение последовательно выполнять элементы моторного действия, силу пальцев. Со шнурком можно поиграть по-другому. Дети очень любят нанизывать на шнурок колечки от пирамидок, бигуди. Полезно играть бигудями с липкой лентой, они прекрасно массажируют пальчики малыша, развивают их тактильную чувствительность.

    Игры с крупой, рисуем пальчиками. На большой поднос равномерно насыпаем слой манной крупы. Покажите ребенку как можно пальчиком нарисовать солнышко, дождик, домик и т. п.

    «Пальчиковый бассейн». Насыпьте в маленькую миску горох, спрячьте в нем несколько мелких игрушек, предметов. Предложите малышу опустить пальцы одной руки в горох (другая придерживает мисочку) и достать игрушку, назвать ее или рассказать о ней.

    «Разложи по коробочкам». Дайте ребенку мисочку с фасолью и горохом. Предложите рассортировать предметы по отдельным коробочкам. Покажите способ действия. Главное, чтобы малыш брал предметы по одному, захватывая кончиками большого и указательного пальцев. Игра активизирует движения пальцев, формирует пальцевой захват предмета.

    Игры с водой. Самые любимые игры малышей. Налейте в таз воды, предложите ребенку вылавливать их по одному ситечком и складывать в ведерко. Можно вылавливать пластиковые колечки палочкой. Во время игры задавайте ребенку вопросы: какого цвета шарик ты поймал, что ты делаешь, чем достаешь шарик, куда кладешь шарик и т. п.

    Не меньшее удовольствие детям доставляет переливание воды. Для этой игры положите на стол поднос. Переливать воду можно из одного стаканчика в другой, из одной пластиковой бутылочку в другую с помощью воронки, из одного ведерка в другое с помощью большого шприца. После игры предложите ребенку убрать воду с подноса с помощью губки.

    Игры с водой развивают ручную умелость, орудийные действия, силу кистей рук и пальцев, активизируют речь.

    И так, уважаемые коллеги, проявляйте фантазию. Только ваше искреннее желание увлечь своего ребенка интересной и полезной игрой обязательно даст плоды. В процессе игр моторного характера ребенок обогатит свой словарный запас слов разными частями речи, научится общаться, отвечать на вопросы, говорить сложными предложениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

           Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

    Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

    Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

    Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

    Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....

    Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста

    Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

    Художественное слово как средство речевого развития детей раннего возраста

    Данная статья посвящена рассмотрению вопроса влияния художественного слова на уровень речевого развития детей раннего возраста. Здесь мы рассмотрим насколько детская литература и фольклор важны на дан...

    Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

    Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...