Проект "История моей семьи"
проект (старшая группа) на тему

Коломенская Любовь Александровна

Проект "История моей семьи"

Тип проекта – творческий, по содержанию –нравственно-патриотический, ребенок – субъект проектирования, открытый – в ДОУ и за его пределами, фронтальный

Время проекта - краткосрочный

Вид: детско-родительский

Участники проекта – дети старшей группы, родители, воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material_k_proektu.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_istoriya_moey_semi.doc1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Занятия к проекту «История моей семьи»

Моя семья

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи. Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Материал. Силуэт дерева из плотной ткани или картона, который прикреплен к стене или ширме; листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных; репродукции семейных портретов,

Ход занятия

Воспитатель привлекает  внимание детей  к репродукциям, размещенным на мольбертах (А. Ван Дейк. «Семейный портрет»; Я. Колокольников-Воронин. «Автопортрет с женой и сыном»; Ю. Кугач. «В субботу»; неизвестный художник. «Портрет семьи Затолокиных»; 3. Серебрякова. «Автопортрет с дочерьми»; И. Хомутова. «Семья»).

Воспитатель. Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи.) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. (На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. И подумайте, что вы сможете рассказать о ней. (Короткие рассказы детей.)

Все картины объединяет их добрый настрой. Количество людей, изображенных на картинах, разное, состав семей тоже. Одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков назад; другие - наши современники. Однако художникам удалось передать их любовь и нежность друг к другу, заботу. Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица.

Как вы думаете: что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню - волшебная щетка,

Молоток настоящий - братишке,

Мяч - сестренке, конфета - Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Я.Аким

Воспитатель. Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы.) Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка - это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.

Как вы думаете, все семьи одинаковые?  Или они разные? Чем они отличаются? (Все семьи разные. Есть большие и маленькие семьи. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах, в разных квартирах.)

Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их. («Вся семья вместе, и душа на месте», «Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют», «Русский человек без родни не живет», «Нет такого дружка, как родная матушка»,  «Дети - цветы жизни», «Семья ладом полна».)

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика, которая сопровождается чтением потешки.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - наш малыш!

Зовут его Ванюша!

Воспитатель. У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачок. Какой должна быть семья? Подберите слова-признаки к слову «семья». (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.) Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. И находитесь здесь почти весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло красивое дерево. (Показывает на дерево.) Это дерево – наша группа, его веточки - ваши семьи. В корзинках лежат листочки с фотографиями ваших семей. Найдите свою корзинку и разместите листочки с фотографиями на одной веточке дерева. (Дети прикрепляют листочки к дереву.) Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят. Мне удалось узнать, как их зовут. (Дети рассказывают: «Это моя веточка. Это я, меня зовут Рома. Это моя мама Людмила Леонидовна. Это мой брат. Его зовут Никита. Ему пять лет. Моего папу зовут Сережа».

Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с  какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это.

В заключение дети читают стихотворение о  семье.

Родословная - старинная русская традиция

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Иллюстративный материал. Рисунки «Славянская семья», «Кузнец» (см.: Славянская семья: родство и занятия: Демонстрационный материал для занятий в группе детского сада и индивидуально. Киров: Весна дизайн. Серия: Игра «Забавы в картинках»).

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Ход занятия

Воспитатель. Мы с вами много говорили о семье, рассматривали иллюстрации, репродукции картин, выучили много стихов. Сегодня мы вновь поговорим о семье, но только теперь о людях, которые жили в старину. (Показывает рисунок «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, дядя - брат отца, трое сыновей, дочь и племянница  -дочь дяди; внизу подписи, поясняющие родственные отношения.) Что изображено на рисунке? (Ответы.) Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает нам о прошлом? (Рассказывает о прошлом.)

Почему вы решили, что на рисунке изображено прошлое? (Одежда людей необычная, старинная.)

Какую одежду носили в старину люди? (Мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины надевали рубахи, сарафаны, повязывали платочки.)

Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, живут в современной квартире? (Нет, они живут в избе.) Что подсказывает нам, что они живут в старинной избе? (В избе стены деревянные, есть печь.) В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу. В ней готовили еду, на лежанках отдыхали.

Какие старинные предметы вы видите на рисунке? (Деревянные ложки и кубки, ухват с глиняным горшком в руках у девушки, прялка.) Прялка - удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу - шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.

Итак, благодаря рисунку мы с вами можем представить, что попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе. Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (Родные.) Как можно назвать их одним словом? (Семья.)

Мы знаем, что эта семья жила давно. Видим, что это большая семья. Пожалуйста, подумайте: кто кем кому приходится в этой семье? Посмотрите внимательно, постарайтесь найти на рисунке самых старших членов этой большой семьи. Кто же старше всех в этой семье? (Дедушка и бабушка.) Рядом с ними сидит отец. Как вы думаете, кем он приходится дедушке и бабушке? (Он их сын.) Кто стоит возле отца? (Его сыновья, внуки бабушки и дедушки.) Как вы думаете, почему молодые люди стоят? (Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.)

В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали их и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Посмотрите, как внимательно сыновья слушают отца. Наверно, он рассказывает им что-то очень важное, интересное. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, уважительно,  ласково. Отца величали батюшкой, мать   - матушкой. Дети во всем помогали родителям. Художник показал, как дочь помогая своей матушке готовить еду. С детства воспитывали привычку к труду, трудолюбие

А чем в это время занята сама матушка! (Прядет пряжу и присматривает за маленькой девочкой - своей племянницей.) Кто такие племянница и племянник? (Племянники - это дети братьев и сестер.)

Чья дочь эта маленькая девочка, которая изображена на рисунке? (Дочь брата отца, дяди.) Для отца и матери этой семьи маленькая девочка - племянница. А сыновьям и дочерям кем она приходится? (Двоюродной сестрой.) Кем приходится маленькая девочка бабушке и дедушке? (Внучкой. Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (Да, у нее есть мать и отец.) Кто-нибудь из ее родителей изображен на этом рисунке? (Да, ее отец, он входит в избу.)

Отец этой маленькой девочки приходится братом отцу большой дружной семьи, изображенной на рисунке, и дядей его детям.

Семьи в старину были дружными, родственники всегда помогали друг другу. Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали его родные. Люди были отзывчивыми и гостеприимными, как говорили раньше - хлебосольными. Гостей встречали хлебом-солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи, традиции.

Физкультминутка. Проводится народная подвижная или хороводная игра.

Воспитатель. Обычай - то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции - это издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.

Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину. (Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.)

Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, отца, других членов семьи? (Матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка.)

Какие хорошие, замечательные обычаи! Мы тоже постараемся им следовать, будем поддерживать традиции.

В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки - это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них. Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках, о предках.

Этой традиции тоже нужно следовать, постараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять о них память.

Чтобы рассказать другим людям о членах своей семьи, о своих родных, родственниках, предках, что нужно знать? (Нужно знать их имена, отчества, фамилии.) Действительно, прежде всего нужно хорошо знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо, если со временем вы узнаете, где они родились, жили, работали, каких успехов достигли.

Как вы думаете, у людей, изображенных на рисунке, есть имена? (Ответы.) Мы не знаем, как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, красивые, старинные, как в сказках. (Дети предлагают, обсуждают и с учетом мнения большинства выбирают имена. Дедушка - Петр, бабушка - Тамара, отца назвали Иваном, а мать Василисой, дядю - Алексеем, сыновей - Михаилом, Ильей и Данилой, дочь - Софьей, а маленькую племянницу - Аннушкой.)

Воспитатель. Надо помнить: не имя красит человека, а человек имя. От того, какой человек, зависит отношение к нему окружающих. Давным-давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречаются довольно часто, а чтобы было понятно, о ком идет речь, люди использовали отчества, прозвища. Например, Иван Петрович Кузнецов: сын Петра - Петров (сын), внук кузнеца - Кузнецов (внук). (Показывает рисунок, изображающий кузнеца за работой.) Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но от его ремесла, его профессии произошла и фамилия - Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых. Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная -слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи. Попробуем составить родословную семьи Кузнецовых.

Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (С дедушки и бабушки.) Почему нужно начать с дедушки и бабушки? (Потому что они самые старшие в семье.)

Дети прикрепляют листочки с именами членов семьи Кузнецовых к доске или мольберту в следующем порядке: дедушка, бабушка, отец, мать, брат отца, сыновья, дочь, племянница. В результате получается схема родственных отношений Воспитатель. Посмотрите, имена выстроились тремя рядами. Каждый из этих рядов указывает на поколение: поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей. Поколение объединяет людей примерно одного возраста. Сколько поколений семьи Кузнецовых получилось на схеме? (Три поколения.) Чем мы с вами сегодня занимались? (Составляли родословную семьи Кузнецовых.) А что такое родословная? (Родословная - это рассказ о семье.)

Сегодня мы узнали, как жили люди в старину, как жили наши предки, какие у них были обычаи. Познакомились с замечательной старинной традицией - ведением родословной. На следующих занятиях вы составите родословные своих семей. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи - дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

После такого занятия целесообразно провести с детьми беседы об обычаях и традициях, об именах, о происхождении фамилий. Беседы могут иметь форму фронтальных занятий или проводиться вне занятий индивидуально, с подгруппой детей. В ходе бесед можно использовать рисунок «Славянская семья»: предложить назвать по имени-отчеству членов семьи Кузнецовых; ласково обратиться к бабушке, дедушке, матери, отцу, брату, сестре, дяде, тете, двоюродному брату или сестре.

Затем можно начать работу по созданию каждым ребенком образа своей семьи. Она включает два занятия по изобразительной деятельности.

На первом занятии дети, используя цветные карандаши  и фломастеры, рисуют эскиз для аппликационного панно «Образ моей семьи». Воспитатель объясняет задание, предлагает нарисовать свою семью. Говорит о том, что нужно стараться создать индивидуальный образ семьи, выразить ее особенности. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Воспитатель предлагает нарисовать образ дружной, крепкой, сплоченной семьи. У каждого ребенка должен получиться свой особенный, яркий и красивый образ. Можно нарисовать небольшие кружки, а в них лица, написать имена членов семьи, а если не поместятся имена, можно ограничиться начальными буквами имен. На 2 занятии дети выполняют панно «Образ моей семьи».  

 «Моя семья»

Цель: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Оборудование: репродукции картин Б.М. Кустодиева «Утро», В.Е. Маковского «Варятваренье», Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы»; альбом «Наши родители»; семейные фотографии детей.

1. Работа над понятием «родня».

В гости к детям « приходит » Домовенок Кузя и читает стихотворение Я.Акима « Моя родня ». Затем он просит детей ответить на вопросы:

  • Кто назван в стихотворении «родней»?
  • Вы считаете родней друга Сережку и щенка Тишку или назовете их как-то по-другому?
  • Найдите слова, близкие по значению слову «родня». (Родители, родственники.)

—        Как вы считаете, что значит «родственники» ?
Дети вместе с Кузей делают вывод:

—        Родня (родственники) — это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.

2. Заранее подготовленные дети читают стихи о родне, вместе с Кузей инсценируют или читают по ролям стихотворение Я. Акима «Кто кому кто?» — о том, как сложно разобраться детям в родственных связях, особенно если родня большая.

После чтения детьми стихотворения Я. Акима «Мой брат Миша» дети отвечают на вопросы:

  • Что вы можете сказать о Мише?
  • Какое чувство испытывает старший брат к младшему? (Любовь, нежность, гордость, братские чувства.)

3. Затем Кузя читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» и организует обсуждение прочитанного.

  • Как старший брат догадался, что переживала его младшая сестренка Ксения во время первого в своей жизни купания?
  • Каким почувствовал себя Денис в данный момент?
  • Что объединяет мальчиков — героев стихотворения Якова Акима и рассказа Виктора Драгунского? (Любовь, чувство ответственности, бережное, нежное отношение к своим младшим братишке и сестренке.)
  • Кто из вас так же относится к своим младшим братьям и сестрам?
  • Как вы относитесь к своим старшим братьям и сестрам? (Рассказы детей из личного опыта.)

«7 Я – это семья»

Задачи: развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним; формировать представления о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей и других членов семьи;

1.        Введение в тему.

Воспитатель предлагает отгадать ребус, изображенный на доске: «7 Я» (семья).

—        Ребята, вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно, о семье. И не случайно слово «семья» можно зашифровать как 7 Я. Раньше на Руси говорили: семья — это семь Я, т.е. в семье семь человек, живущих в одном доме. Вы уже рисовали на тему «Моя семья» , расскажите о своей семье. (Заслушиваютсярассказы 2-3 детей.)

2.        Работа над понятием «семья».

  • Чей рассказ о семье вам понравился и почему?
  • Ребята, у кого есть младшие или старшие братья, сестры?
  • Кто из вас живет не только с родителями, братьями и сестрами, но и с бабушкой, дедушкой?
  • А можно сказать, что бабушка и дедушка — члены вашей семьи, если они живут отдельно от вас?
  • Конечно: бабушка и дедушка — это родители ваших родителей, без них не было бы вашей семьи.

3.        Работа над рассказом В.Ю. Драгунского «На Садовой большое движение».

  • Ребята, а кто из вас живет только с родителями?
  • Мальчик Дениска из рассказа Виктора Драгунского тоже жил только с мамой и папой. Давайте прочитаем, о какой семье он мечтал, (Воспитатель читает рассказ.)

Вопросы по тексту:

  • Почему Дениска считал свою семью маленькой?
  • Сколько человек будет в семье Дениски, когда он вырастет?
  • А какой ты хотел бы видеть свою семью в будущем?

4.        Работа в альбоме.

Воспитатель предлагает детям нарисовать и разукрасить дом для своей семьи. Возможны два варианта работы:

1-й вариант — нарисовать членов своей семьи в настоящее время;

2-й вариант — нарисовать членов своей будущей семьи, когда станешь мамой (папой).

Воспитатель: Мы много говорили о родне и семье. А как вы понимаете слова «мир семьи» ? Что составляет мир вашей семьи? Воспитатель обобщает ответы детей:

  • Мир семьи — это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло,
    где тебя встретят с любовью и пониманием. Мир семьи — это праздники и традиции.
  • Что такое, по-вашему, домашний уют?
  • Кто больше всего в вашей семье занимается домашними делами? Какие обязанности у каждого члена вашей семьи?
  • Какие домашние обязанности есть у тебя? Вместе с кем ты их любишь выполнять?

Ответы на последние два вопроса могут прозвучать устно во время беседы или могут быть оформлены в виде рисунков в альбоме.

Воспитатель читает детям стихотворение о домашних заботах. Затем, после рассматривания репродукций картин, задает вопросы детям:

  • Почему так важно, чтобы у каждого в семье были обязанности?
    (Потому что это воспитывает и поддерживает взаимопомощь.)
  • Какие качества важно в себе воспитывать? (Трудолюбие, старательность, готовность прийти на помощь, ответственность.)

Досуг «Наши лучшие друзья»

Цель. Воспитывать уважение и внимание к пожилым людям.

Предварительная работа. Дети готовят подарки для бабушек и дедушек, рисуют их портреты. Родители участвуют в украшении зала, подготовке реквизита для проведения конкурсов, оформлении приглашений.

Проведение досуга

Ведущий. Добрый вечер! Сегодня в этом зале много бабушек и дедушек. Рады приветствовать вас. Мы подготовили различные конкурсы, в которых могут принять участие как дети, так и наши гости. Оценивать результаты будет жюри, которое по окончании всех конкурсов объявит победителей (представляет членов жюри).

Конкурс «Ласковые руки». Ведущий просит детей (называет их имена) пригласить своих бабушек для участия в конкурсе.

Бабушки образуют круг, внутри которого находятся дети с завязанными глазами. Каждый ребёнок, по очереди дотрагиваясь до рук всех бабушек, должен найти свою и встать рядом с ней.

Затем детям развязывают глаза, и жюри решает, кто справился с заданием.

Ведущий. К нам в гости пожаловала бабушка-рассказушка.

Бабушка-рассказушка. Здравствуйте, гости дорогие! Я буду рассказывать вам отрывки из сказок, а вы должны угадать их названия.

Дети могут советоваться со своими бабушками и дедушками.

Коровушка ей в ответ:

-        Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези - всё будет сработано. Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка - всё готово: и наткано, и побелено, и покатано.

Отнесёт к мачехе: та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

-        Дочка, дочка! - говорила мать. – Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку,
сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травку под окошком, а сама побежала на улицу...

Ведущий. Спасибо, бабушка-рассказушка. А теперь переходим к конкурсу «Узнай дедушку по голосу». Дедушки встают в круг, внутри которого дети с завязанными глазами. Каждый дедушка по очереди называет пословицу. Если внук (внучка) узнал его голос, он встаёт рядом с дедушкой. Проводится игра «Семь сыновей».

Сначала выбирают водящего (бабушку). Затем все игроки (дети и взрослые) встают в круг и, взявшись за руки, поют.

У одной бедной старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

Все без бровей,

С большими носами,

С длинными ушами.

Ничего не ели,

А всё только пели,

Скакали да играли!

Играющие останавливаются, опускают руки и спрашивают: «Как?».

Водящий отвечает: «Делали все вместе так!» - и быстро выполняет какое-нибудь движение. Тот, кто зазевался и неточно повторил движение, выходит из игры. (Игра повторяется несколько раз.)

Ведущий. Дорогие друзья! Следующий конкурс - «Красивый букет». Бабушки и дедушки с внуками должны составить букет из цветов и листьев.

Четыре пары участников за отдельными столами составляют флористические композиции.

Ведущий. Пока наши конкурсанты работают, попросим бабушку-рассказушку загадать загадки.

Бабушка-рассказушка. Посмотрим, какие вы мастера отгадывать загадки.

Дедушка старый - весь белый.

Лето придёт - не глядят на него.

Зима настанет - обнимают его.

(Печь.)

Четыре братца

Под одним шатром стоят.

(Стол.)

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Лошадь.)

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины.)

Ведущий. Дети очень ждали этого праздника и готовились к нему. Они хотят показать для наших гостей танец. (Дети танцуют.) Закончился конкурс «Красивый букет». Попросим участников поставить свои композиции на стол жюри для оценки.

Наши дедушки не только играют с внуками, учат их разным премудростям, но некоторые даже умеют показывать фокусы.

Дедушка демонстрирует фокусы.

Ведущий. Последний конкурс - «Портретная галерея». Дорогие бабушки и дедушки, внимательно посмотрите на портреты. Вам нужно узнать себя и выбрать тот рисунок, автором которого является ваш внук (внучка).

В конце досуга жюри подводит итоги и награждает победителей. Дети преподносят бабушкам и дедушкам подарки, и все вместе идут пить чай.

Беседы в нерегламентированное время

1. Воспитатель предлагает детям обсудить ситуацию из рассказа: «Так будет справедливо », предлагая детям подумать над представленной проблемой: «Мама ушла в магазин. Старший и младший братья стали баловаться: бегать вокруг стола, бороться, кидать друг в друга диванную подушку. Вдруг неожиданно вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший брат не заметил маминого прихода, продолжал играть с подушкой и попал ею в люстру. Мама рассердилась, поставила провинившегося в угол ».

Воспитатель просит детей ответить, как бы каждый из них поступил на месте старшего брата.

После нескольких вариантов продолжения создавшейся ситуации воспитатель рассказывает конец истории: «Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

  • Почему ты встал в угол, ведь я тебя не наказывала? — спросила мама.
  • Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын. Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих сыновей ».

 2. Беседа о родне:

  • Дружите ли вы со своими бабушками и дедушками?
  • Чем вы любите заниматься, когда остаетесь с бабушкой или дедушкой?
  • Что вы узнали о своей родне, когда рассматривали дома семейные фотоальбомы?
  • Покажите фотографии вашей семьи и расскажите о своих родственниках. (Рассказы 2-3 детей.)
  • С каким настроением вы стараетесь выполнять домашние дела? (С хорошим, веселым настроением, с добрыми чувствами и любовью ко всей семье.)
  • Как, по вашему мнению, должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы всем было тепло и радостно, чтобы все были счастливы? (С любовью, пониманием, уважением, доброжелательно, внимательно, по-дружески, сопереживать, учитывать интересы друг друга.)
  • Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, читать вслух книгу, играть, шутить, вместе гулять.

3. Воспитатель предлагает детям рассказать о праздниках и традициях в своих семьях.

Тексты, рекомендуемые для занятий по теме «МОЯ СЕМЬЯ»

МОЯ РОДНЯ

Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,.,

Маме в кухню волшебная щётка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

И еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Яков Аким

КТО КОМУ КТО?

  • Бабушка, бабушка, я чья дочка?
  • Ты Федина дочь, моего сыночка.
  • Мой папа большой, и совсем не сыночек!
  • Сыночек. Брат четырех моих дочек,
    Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
  • Да разве у дочки мы были? У тети!
  • Тетю твою я в люльке качала...
  • Бабушка, стой, объясни сначала.
    Кто мне Наташа и два ее братца?
  • Ладно, попробуем разобраться:
    Их мама, племянницы мужа сестра,
    Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

  • Бабушка, что-то у нас пригорело!
  • Тьфу ты, пока я соображала,
    Все молоко из кастрюли сбежало!

Яков Аким

МОЙ БРАТ МИША

Ох, до чего же он рыжий,

Мой новый братик Миша!

И волосы — рыжие,

И ресницы — рыжие,

Проснусь — и сразу весело,

Когда его увижу я.

Над непослушным Мишей

Хлопочет вся семья,

Но мой братишка рыжий

Все делает, как я!

Я прыгаю — он прыгает,

Ем кашу — кашу ест,

Я съел тарелку мигом —

А он в один присест.

Я Мишу не обижу,

Ничем не обделю:

Он маленький, мой рыжий,

И я его люблю.

Яков Аким

БАБУШКА

У мамы — работа.

У папы — работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

— Да ты не спеши.

Ну что там стряслось у тебя,

Расскажи?

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

По крупинкам гречку

Сидит перебирает...

Нам хорошо —

Вот так, вдвоем.

Без бабушки —

Какой же дом?

Е. Григорьева

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял:

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала

«Молодчина ты, сынок!»

Э. Успенский

ЛЮБЛЮ

Мыть посуду я люблю,

Никому не уступлю!

Щеткой с мылом отмываю,

Во все горло распеваю:

«Тарелки, тарелки,

Глубокие, мелкие,

Вы у меня заблестите, Тарелки!»

Не пойду гулять, покуда

Не просушится посуда.

Вытираю — и пою,

Слушай песенку мою:

«Тарелки, тарелки,

Глубокие, мелкие,

Станьте из мокрых

Сухими, тарелки!»

Мыть посуду сам люблю,

Никому не уступлю!

Яков Аким

 ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед).

Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами.

(Не пойму, в чем секрет!)

Очень Трудно Готовить Обед.

Б, Заходер

ТРИ ХОЗЯЙКИ

Что за сестры!

Прямо чудо!

Эта вымыла посуду,

Та посуду вытирает,

Ставит все на полки,

Ну а третья подбирает

На полу осколки.

Е. Ильина

ПОЧЕМУ ОНИ СЕРЫЕ?

Мама тесто замесила

Из пшеничной из муки.

Я кусочек попросила,

Стала делать пирожки.

Я леплю, я делаю,

Только не пойму:

У мамы они белые,

У меня все серые —

Не знаю почему.

Е. Благинина

КАШЕВАР

Я насыпал в миску риса

И залил его водой.

Рис поднялся, разварился,

Дышит-пышет как живой.

Из-под крышки пар клубится.

Крышка прыгает, звеня.

Приходите все учиться

Кашеварить у меня!

                   Г. Люшнин

СТИРКА

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь

Постирать платочки?

Мыло пенится в корыте —

Я стираю, посмотрите!

А. Усанова


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

«Моя семья. Родословная моей семьи»

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имя, отчества своих родителей, своего рода и родословной....

Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...