Пословицы, поговорки, игры по теме: "Культура поведения".
картотека по теме

Афанасьева Ирина Владимировна

"Манеры до некоторой степени указывают на характер человека и служат внешней оболочкой его внутренней природы" -
Николай Васильевич Шелгунов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки о дружбе, отражающие правила поведения:

-Когда не ладятся дела мне помогает похвала.

-Бедный знает и друга и недруга.

-Без беды друга не узнаешь.

-Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

-Будь друг, да не будь в убыток.

-Будь друг, да не вдруг.

-Был бы друг, найдется и досуг.

-Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.

-Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.

- Вежливым открываются все двери.

-Верный друг лучше сотни слуг.

-Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.

-Волк — хищник по природе, а человек — по зависти.

-Вражда не делает добра.

-Все за одного и один за всех.

-Все любят добро, да не всех любит оно.

-Все пройдет, одна правда останется.

- В ком правды нет, в том и добра мало.                                                                

-Дал слово, держи его.

-Дальний путь, да ближний друг.

-Два друга - мороз да вьюга.

- Делу время – потехе час.                                                                                        

-Держись друга старого, а дома нового

-Держись за землю-матушку — она одна не выдаст.

-Для друга и семь верст не околица.

-Для милого друга не искать досуга.

-Для милого дружка и сережку из ушка.

-Доброе слово лечит, а злое убивает.

-Добрый друг лучше ста родственников.

-Доносчику первый кнут.

-Друг верен, во всем измерен.

-Друг за друга держаться - ничего не бояться.

-Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи только всплачешься.

-Друг познается в беде.

- Друга ищи, а найдёшь – береги.                                                                            

-Дружба заботой да подмогой крепка.

-Дружно за мир стоять — войне не бывать.

-Друзей много, а друга нет.

-Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.

-Жаль друга, да не как себя.

-Жить было с другом, да помешал недруг.

-Жить- не тужить — добро добыть да лиха избыть.

-Завистливый от чужого счастья сохнет.

-Зависть добра не прибавит.

-Змея кусает не для сытости, а для лихости.

-Знаем вас — были вы у нас: после вас колуна не досчитались.

-Зовется другом, а обирает кругом.

-И сват свату друг, да не вдруг.

-И собака помнит, кто ее кормит.

-Иглой да бороной деревня стоит.

-Как аукнется, так и откликнется.

-Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.

-Карманы туги так будут други.

-Когда не ладятся дела,  мне помогает похвала

-Кому мир недорог, тот нам и ворог.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Кто в нраве крут, тот никому не друг.

-Кто друг себе, а кто и недруг.

-Кто хвалится, тот кается.

- К большому терпению идёт умение.                                                                    

-Ласковое слово лучше сладкого пирога.

- Ласковое слово не трудно молвить.                                                                      

-Ласковый роток да чистые руки по всей земле обведут.

-Легко друзей найти, да трудно сохранить.

- Легко сломать, да трудно сделать.                                                                        

-Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

-Лучше матери друга не сыщешь.

-Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.

-Люби спорщика, не люби потаковщика.

-Мил да люб, так и будет друг.

-Много добра в кувшине, да головой в него не пролезешь.

-Мстят сильно иногда бессильные враги.

-На себя не наговаривай, а с друга сговаривай.

-Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

-Назвался другом - помогай в беде.

-Нашего горя и топоры не секут.

-Не бил бы в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною.

- Не будет скуки, если заняты руки.                                                                        

-Не будь упрям, а будь прям.

- Не говори, что делал, а говори, что сделал.                                                        

-Не в обиду будь сказано.

-Не до дружка, до своего брюшка.

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!

-Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

-Недоверие убивает дружбу.

-Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

-Нет такого дружка, как родная матушка.

- Новых друзей наживай, а старых не забывай

-Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.

-От теплого слова и лед тает.

- Помогай другу везде, не оставляй его в беде.                                                      

-По щедрости руки видно, какое сердце.

- Поделитесь, да не подеритесь.                                                                              

-Правда всего дороже.

-Правду говорить - друга не нажить.

-С волками жить – по-волчьи выть.

-Сабля ранит голову, а слово – душу.

-Сердечный друг не родится вдруг.

- Скромность красит человека.                                                                                

-Солома с огнем не дружись.

-Соха не плуг, приятель не друг.

- Ссора до добра не доводит

-Столько наговорил, что и в шапку не возьмешь.

-Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

-Тихая вода берега подмывает.

- Только одному тяжко жить на свете.                                                                    

-У нашего свата ни друга, ни брата.

-Умный себя винит, глупый - своего товарища.

-Худой мир лучше доброй ссоры.

-Царю правда -  лучший друг.

-Чужому горю не смейся.

- Человек без друзей, что дерево без корней.                                                            

Правила культурного поведения.

 -Не забывай здороваться, прощаться.

 -Не опаздывай. Это доставляет неудобство товарищам.

 -Не перебивай разговор старших. Уважай взрослых.

 -Во время разговора смотри  на собеседника.

 -Справедливо решай спор.

 -За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на товарища.

 -Уступай игрушки товарищам, будь внимателен к товарищу.

 -Поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет.

 -Не перенимай дурных поступков. Старайся сам подать хороший пример

другим.

 -Останови товарища, если он поступает плохо.

 -Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся.

 -Береги природу.

 -Нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнёзда.

 -Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе!

 -Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.

 -Не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к человеку.

 -Каждая вещь должна иметь своё место.

 -Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым.

 -Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам.

 -Если закончил задание раньше товарища, помоги ему.

 -Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь.

 -Другу всегда помогай, друга всегда выручай.

 -Если при выполнении задания тебе помогали, поблагодари за помощь.

 -Забота о малышах выражается в добрых делах.

 -За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.

 -Если тебе что-то нужно достать, вежливо попроси об этом соседа.

 -Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это некрасиво.

 -Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно.

 -Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

 -Окончив еду, не облизывай ложку.

 -Идя по улице, придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу.

 -В общественном транспорте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Игры        

Словесная игра «Фу!»

Правила: воспитатель называет действия детей. Если они поступают хорошо, нужно говорить «ура», если плохо – «фу». Когда игра ещё только осваивается, некоторые дети могут молчать, а некоторые – отвечать неправильно. Первых надо оставить в покое: постепенно освоятся. Что касается вторых, то их мнение можно ещё раз спросить после игры. Эту игру можно проводить раз в неделю по 5-7 минут, задавая каждый раз не более 8-10 вопросов

Вариант: Ломают лопатки (фу), катают друг друга на санках (ура), кормят птиц (ура), ломают чужую постройку (фу), помогают чистить снег на участке (ура), кусаются (фу), играют дружно (ура), дерутся (фу), убирают игрушки.

Перечень положительных и отрицательных поступков, который можно использовать для этой игры:

Причиняет зло другим                                  Помогает другим

Ущипнул за руку(малыша, сверстника,           Заступился (за девочек, за малы-

бабушку)                                                             ша)

Ударил (рукой по лицу, лопаткой, клюшкой) Помог новенькому(показал, где

Поцарапал (лицо, руку)                                     лежат игрушки, как собирать

                                                                              конструктор)

                                                                             Помог(застегнуть пуговицу, мол

                                                                             нию, завязать шнурки, сложить)

Измазал краской                                                Помог отмыть краску

Толкнул в снег                                                    Помог малышу отряхнуть снег

Подставил подножку                                        Помог товарищу подняться

Обсыпал песком(снегом); обрызгал водой     Помог вытереть грязь, спустить-

                                                                             ся со скользкого крыльца

Толкнул (с велосипеда, с горки, в яму)            

Ломает игрушки, постройки, вещи (гараж,  Помогает восстановить построй-

дом, башню, машинку, карандаш)                   ку, найти туфли, расчёску

Рвёт (чужую книгу, картинку, рисунок)         Помогает подклеить книгу

Прячет (чужую игрушку, шапку, перчатки)  

Забросил (шапку в крапиву, игрушку в лужу) Помогает достать упавшее

Обижает животных                                          Помогает животным

Кинул камнем (в кошку, собаку, птицу)          Покормил (голодного котёнка)

Пнул ногой (собаку, кошку)

Раздавил (муравья, божью коровку)

Разорил муравейник

Вытаскивает рыбок из аквариума                  Кормит рыбок

Выдернул перо у попугая                                   Почистил клетку попугаю

                                                                              Налил птице воды

Причиняет вред растениям                            Ухаживает за растениями

Срывает цветы                                                   Поливает цветы

Ломает ветки

Портит вещи                                                      Бережно относится к вещам

Рвёт (книги, картинки, рисунки)                      Подклеил книгу

Ломает (машинки, кукольную мебель)            Починил вместе с папой куклу

Отрывает у кукол голову, ноги

Пачкает (книги, обои)

Думает только о себе                                         Заботится о других

Отнимает у детей что-либо                              

Прогоняет с качелей                                           Покачал товарища на качелях

Расталкивает других, чтобы пройти                Отказался играть в игру, в ко-

первым (к столу, к дверям)                                  торую не приняли друга

Не даёт другим свои игрушки и вещи                Приносит свои игрушки и

(санки, машинку, куклу, книгу, фломастеры)     всем дает поиграть

Народная подвижная игра «Но зато я…»

Описание игры: Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком или платком, свёрнутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…» Отвечающий, ловя мяч или платок, должен ответить: «Но зато я…» Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам. – Но зато я…» Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч (платок), платит фант.

Указания к проведению: Игру можно организовать как на лесной поляне, так и в помещении. В ней участвуют не менее трёх человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.

При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные задания: повторить скороговорку, прочитать стихотворение, попрыгать на одной ноге.

Словесная игра «Волшебные витамины».

Цель: Упражнять в употреблении вежливых слов.

Педагог: Доктор Айболит лечит зверей витаминами. Давайте поможем Айболиту наполнить баночку «волшебными витаминами», чтобы ему было легче лечить больных! Правило такое – вы берёте витаминку и вежливо произносите слова, которые могут помочь вылечить и животики бегемотикам, и зубки страусятам…После вежливой просьбы о помощи витаминку нужно положить в баночку. А сейчас закройте глаза и соберитесь с мыслями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта

Загадки, пословицы, поговорки и стихи про спорт и различные виды спорта...

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры

Познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры, физкультминутки и игры. Пословицы и поговорки о временах года.Зима.Не велик мороз - да краснеет нос.Зимой солнц...

Дидактическая игра на тему Культура поведения и общения

Социально-коммуникативное развитие ребёнка раннего возраста.Дидактическая игра на тему Культура поведения и общения ....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом....

Консультация для педагогов Тема: «Культура речевого поведения педагога ДОУ»

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных ...