Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Потанина Татьяна Александровна

Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной совместной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_potanina1.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о родной стране и городах России в процессе интегрированной совместной деятельности.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о городах России, расположенных в разных климатических зонах ( центральная часть России, Заполярье, юг России).
  2. Познакомить детей с «Олимпийским» городом Сочи. Формировать у дошкольников понимание важности Олимпиады, как средства укрепления мира и дружбы между народами.
  3. Развивать диалогическую речь, умение высказываться, рассуждать, отвечать на вопросы.
  4. Совершенствовать понимание детьми обобщенно-метафорического образа и многозначности пословиц, активизировать их использование в речи.
  5. Воспитывать у детей любовь к родной стране, гордость за неё, способствовать, формированию гражданской принадлежности к своей Родине.

Использованные технологии.

1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

2. Информационно – коммуникативные технологии.

3. Здоровьесберегающие технологии.

4. Игровые технологии.

Предварительная работа.

- чтение художественных произведений, пословиц, поговорок.

- рассматривание географической карты, глобуса, атласов.

- игровая деятельность (настольно-печатная игра «Гербы», игра с элементами мнемотехники «Я знаю город…».

- рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях «История России», «Мои географические открытия».

- рассматривание фотографий Санкт-Петербурга, карты Санкт-Петербурга.

- рассматривание флага России, беседа о государственных символах, слушанье гимна.

-рассказ об истории олимпийских игр, рассматривание символов Олимпиады её талисманов.

- беседа о зимних видах спорта, рассматривание иллюстраций в альбоме «Зимние виды спорта и спортивные дисциплины».

Оборудование и материалы.

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Слайды
  • Карточки
  • Карточки с заданиями для детей
  • Ребус
  • Гербы городов
  • Музыкальное сопровождение физминутки.

В.        Дети мы живем с вами в самой большой, самой красивой стране.

Как она называется?

Д.        Россия.

А какая она Россия?

Д.        Большая, красивая, любимая, богатая, сильная.

В.        Россия - наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина?

Д.        Родина - место, где мы родились, страна, где мы живем, наш город, наша улица.

В.        Послушайте стихотворение М. Пляцковского "Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля?

Это - Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

Это - Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон дождя и шум ветвей,

И в лесу смородина -

Это тоже Родина.

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине. А вы их помните?

Д.        Человек без Родины - что соловей без песни.

Жить - Родине служить.

Кто за Родину горой - тот истинный герой

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

В.        Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать  ее от врагов.

Дети садятся на стулья.

У каждой страны есть свои государственные символы, которые имеют для ее народа особое, важное значение. Есть они и у России.

Назовите,  пожалуйста, государственные символы России.

Д.        Флаг, герб и гимн.

В.        Посмотрите на экран

(Слайд №1 флаги славянских государств)

Здесь изображены флаги разных государств.

Найдите флаг России.

        Слайд №2 (Флаг России)

В.        У нашего флага три цвета, это значит, что         флаг?

Д.        Трехцветный.

В.        Расскажите, что означают цвета российского         флага.

Д.        Белый цвет - символ мира, чистоты,         благородства, он говорит о том, что наша страна         миролюбивая.

Синий цвет - символ верности и честности.

Красный цвет – любовь к Родине, кровь пролитая за Родину.

В.        А теперь, что вы видите на экране. (Слайд №3 гербы разных государств)

Это гербы разных стран. Найдите герб России.

        Слайд №4 (Герб России)

В.         Расскажите о гербе России.

Д.        Герб России - это двуглавый орел, в правой лапе он держит скипетр, а в левой - державу это символ власти. На груди – щит, на нем всадник, с серебряным копьем поражающий змея - символ зла.

В.        А почему орел необычный двуглавый?

Д.        Наше государство большое, но единое поэтому одна голова орла смотрит на         восток, а другая на запад.

В.        Где можно увидеть герб России?

Д.        На документах, монетах, денежных купюрах, на некоторых зданиях.

В.        И еще одним государственным символом России является гимн.

Что такое гимн?

Д.        Это торжественная песня, которая прославляет нашу Родину.

В.        Исполняется гимн в особо торжественных случаях. При исполнение гимна все обязательно встают. Такое поведение считается достойным.

        Посмотрите на экран (Слайд №5 Карта России)

В.        Это карта России. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце России может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться из одного конца России на другой надо ехать семь дней - целую неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по городам России.

Какие города вы, знаете?

Конечно, мы не сможем побывать во всех городах, которые вы назвали, в России много и других городов, где вы еще обязательно побываете. А сегодня мы отправимся в несколько городов, расположенных в разных частях России. Каждый из этих российских городов особенный, неповторимый.

А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните задание. Посмотрите на экран.

Слайд №6

У вас на столах лежат карточки, на которых проставлены точки, обозначенные  цифрами. Нужно последовательно соединить все точки, начиная с цифры 1, и в конце соединить точки, обозначенные цифрами 13 и 1. Если задание выполнено правильно, то получится изображение нужного  нам вида транспорта. Подойдите к столам и выполняйте задание.

В.        Что у вас на карточке?

Д.        Самолет.  Слайд №7

В.        Наш самолет отправляется в полет из аэропорта Пулково. В каком городе есть такой аэропорт?

Правильно, в нашем городе, Санкт - Петербурге. Итак, мы отправляемся в путешествие.

Физминутка под музыку. (Дети садятся на стулья)

Слайд №8 (Москва - фото)

В.        Мы с вами прилетели в столицу нашей Родины.

        Как называется этот город?

        Посмотрите, какие достопримечательности вы узнали?

Д.        Кремль, Красная площадь, Царь - колокол, Царь – пушка, Вечный огонь.

В.        В центре города, на Красной площади, находится Московский Кремль. Современный Кремль насчитывает 20 башен, каждая башня имеет свое название. Одну из них вы хорошо знаете – это Спасская башня, на ней расположены главные часы – куранты, которые показывают самое точное время. На территории Кремля установлен Царь - колокол и Царь - пушка. Царь – колокол – самый большой колокол в мире, Царь – пушка тоже очень большая, и на ней есть изображение одного из русских царей. На Красной площади  проходят парады и демонстрации, а к Вечному огню люди приходят поклониться воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.  

В        Кремле работает правительство и наш президент. Как зовут нашего президента?

Слайд №9 (портрет В.В. Путина)

Д.        Да, это В.В. Путин.

В.        У Москвы, также как и других городов, есть свой герб.

        Слайд №10 (Герб Москвы)

        Где вы видели похожий герб?

Д.        На Российском гербе.

В.        Герб Москвы похож на часть России Москва - это  сердце России, ее столица.

В.        Люди в нашей стране любят свою столицу и гордятся ею. Недаром о Москве сложено столько пословиц. Какие вы знаете пословицы?

Д.        Видна из Кремля вся российская земля.

        Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

        Слайд №11        (карта России)

В.        А теперь наш путь лежит на север, за полярный круг, в город Мурманск.

        Физминутка под музыку.

        Посмотрите на экран.    

Слайд №12    (виды Мурманска)

Мурманск - это большой промышленный город, крупный морской порт. В Мурманске полярная ночь длится 40 дней. В этот период солнце перестает показывать даже свой краешек из-за горизонта. В полярную ночь можно наблюдать северное сияние.

        Северное сияние - это свечение, которое возникает при взаимодействии         атмосферы с солнечным ветром. Да, оказывается, существует не только         солнечный свет, но и солнечный ветер - невидимые заряженные частицы.         Северное сияние можно наблюдать только ночью, потому что солнце         является помехой.

        Посмотрите на герб города Мурманск.

Слайд №13 (Герб Мурманска)                                    

        Что вы можете рассказать о символах, изображенных на гербе?

Д.        Здесь мы видим лучи северного сияния, корабль и рыбу с золотыми глазами         и жабрами.

В.        Да, и это говорит о том, что город Мурманск – это город за полярным кругом, город рыбаков и моряков.

        А почему фон герба разный?

Д.        Серебристый и голубой цвет - это длинная, полярная ночь и короткий        полярный день.

        Слайд №14          (карта России)

В.        А дальше мы отправимся на юг России - в город Сочи.

        Музыкальная разминка.

         Что вы знаете об  этом городе?

Д.        В Сочи проходит зимняя Олимпиада.

В.        Что такое Олимпиада?

Д.        Это спортивные соревнования на которые съехались спортсмены из разных         стран мира. Это международные соревнования.

Слайд №15 (символы и талисманы)

В.        Кто может назвать олимпийские символы?

Д.        Флаг, кольца, факел с олимпийским огнем.

В.        Кроме официальных символов олимпиады, есть еще символы – талисманы.

Найдите их.

Правильно, это белый медведь, леопард, и зайка. А еще посмотрите это лучик и льдинка. После Олимпийских игр начинаются Паралимпийские игры, в которых принимают участие спортсмены с ограниченными возможностями. Лучик и льдинка – это особые талисманы для особых людей.

        Давайте вспомним, по каким видам спорта проводятся соревнования,         назовите их.

        Слайд №16          (зимние виды спорта)

В.        Ребята, как вы думаете, каждый ли спортсмен может попасть на   Олимпиаду?

Спортсмены очень серьезно готовятся к Олимпийским играм, много тренируются, и на олимпийские игры отправляют самых лучших и достойных.

В.        Я предлагаю вам игру на внимание. Посмотрите у вас на карточках леопард, зайка и мишка. Узнайте, кто из них на чем любит кататься.

        Слайд №17  (Виды города Сочи)

Сочи – город – курорт на берегу Черного моря, но удивительно, что в горах круглый год лежит снег. Люди, ездят сюда, чтобы отдыхать и лечиться, заниматься спортом и пить целебную воду природных источников.

К Олимпиаде в Сочи построены новые гостиницы, стадионы, проложены и оборудованы современные лыжные трассы.

        А это - герб Сочи.     Слайд №18 (Герб Сочи)

Посмотрите, в центре щита - чаша с огненной водой - это говорит о том, что в Сочи много целебных источников. Справа в низу - море, вверху слева - горы, а еще восходящие солнце и золотая пальма это говорит о том, что город Сочи расположен на юге, на ленте внизу щита  написано "Здоровье - народу".

Слайд №19 (карта России)

Ну, а нам пора возвращаться в свой родной город в наш детский сад, который мы очень любим, и в котором вы уже многому научились.

Музыкальная разминка.

В.        Дети вы любите свой город?

Д.        Да, потому что мы здесь родились, здесь наш дом. А еще потому, что наш город очень красивый, в нем много дворцов, мостов, музеев, садов         и парков.

В.        А еще у нас есть белые ночи. Конечно, не так долго они длятся, как в Мурманске, но в это время, в период белых ночей, наш город выглядит еще красивее, еще величественнее.

        Слайд №20     (виды Санкт-Петербурга)

        Давайте поговорим о нашем городе. Кто основал Санкт-Петербург?

Д.        Петр Первый.

В.        А в честь кого он назван?

Д.        В честь Святого Петра.

В.        Как называется главная площадь города?

Д.        Дворцовая.

В.         В центре Дворцовой площади высится....

Д.        Александровская колонна, наверху ангел держит крест.

В.         Что еще вы узнаете на фотографиях?

Д.        Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Арка главного штаба, Дворцовая площадь.

В.        В нашем городе много дворцов, музеев, театров. А где вы были с         родителями?

В.        Я вам предлагаю разгадать ребус. Вы помните, что такое ребус? Это загадка, в которой при помощи букв и знаков зашифрованы слова.

Слайд №21

В.        Нева не только красивая, наша река Нева - большая труженица. Вспомните         стихотворение о Неве (читает ребенок).     Слайд №22

        Слайд №23       (Герб Санкт-Петербурга)

В.         На гербе Санкт - Петербурга изображены два серебристых якоря, морской и речной. Якоря говоря о том, что город стоит на реке Неве, впадающий в Финский залив Балтийского моря. Санкт-Петербург - это и морской, и речной порт. А скипетр посередине герба напоминает о том, что Санкт-Петербург раньше был столицей Российской империи.

В.        Наше путешествие закончено. В каких городах мы побывали?

Давайте поиграем в игру "Собери герб города". У меня в коробке части гербов городов, вам нужно разделиться на четыре команды, что бы сложить четыре герба.

В.        Вам понравилось наше путешествие по городам России? Что вам         запомнилось, и о чем бы вы рассказали своим друзьям?                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами....

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...