Методика обучения детей раннего возраста играм с мозаикой
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Бахарева Наталья Валерьевна

В вопросе о сенсорном развитие ребенка я опиралась на разработки следующих авторов: Венгера Л.А., Павловой Л.Н., Печоры К.Л.

Соглашаясь со всеми авторами, я считаю, что одним из способов развития сенсорного восприятия может быть игра с мозаикой. 

В своей работе по обучению детей играм с мозаикой я опиралась на следующую методическую литературу:

1.     Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. / Методическое пособие. – М., 2003.

2.     Кудрина Т.П. Увлекательные игры с мозаикой. / Воспитание и обучение. -  № 5., 2008.

3.     Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Книга для воспитателя детского сада. _ М., 1988.

4.     Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.

5.     Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГМО для воспитателей групп раннего возраста

Сообщение на тему:

«Методика обучения играм с мозаикой детей раннего возраста»

Подготовила: Бахарева Н.В.,

воспитатель МДОУ

«Детский сад №111»

г.Дзержинск, 2010г.


Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного восприятия необходимо развивать органы чувств с самого рождения.

Одним из способов развития сенсорного восприятия является игра. В игре дети не только знакомятся со свойствами предметов, но и проявляют инициативу, творчество. Они начинают лучше понимать обращенную к ним речь, у них расширяется активный словарь, формируются положительные отношения со сверстниками.

В вопросе о сенсорном развитие ребенка я опиралась на разработки следующих авторов: Венгера Л.А., Павловой Л.Н., Печоры К.Л.. Венгер Л.А. придает огромное значение сенсорному развитию в раннем детстве. Именно этот возраст он считает наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Павлова Л. Н. отмечает, что для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Педагог пишет, что в данный возрастной период сенсорное восприятие является основной линией развития, а все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Печора К.Л. называет важным средством сенсорного развития малыша наблюдения. Педагог считает, что, только наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом.

Соглашаясь со всеми авторами, я считаю, что одним из способов развития сенсорного восприятия может быть игра с мозаикой. В игре с мозаикой у детей

  • развиваются:
  • мышление,
  • пространственные представления,
  • зрительное восприятие,
  • воображение,
  • совершенствуется моторная ловкость пальцев,
  • накапливается практический опыт предметных действий.

В своей работе я определила для себя  3 этапа:

  1. Констатирующий этап,
  2. Формирующий этап,
  3. Этап выявления результативности.

На первом этапе для определения готовности детей к играм с мозаикой я провела анализ уровня сенсорного развития детей группы. Для этого я  использованием критерии нервно-психического развития детей по Печоре К.Л. В своей книге К.Л. Печора условно предлагает распределить детей на 4 группы. В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели нервно-психического развития детей соответствуют календарному возрасту, а так же с опережением в развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризисный срок. Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризисных срока, а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризисных срока. Продиагностировав детей в начале года я выявила следующие результаты: детей  1 группы было 20%(3 чел.), 2 группы – 53%(8 чел.), 3 группы – 27%(4 чел.).

Кроме общей диагностики уровня сенсорного развития детей группы, я проанализировала готовность детей к играм с мозаикой с использованием системы показателей, выделенных Кудриной Т.П. в своей статье «Увлекательные игры с мозаикой». Вот эти показатели:

  • У малыша имеется опыт наблюдений за явлениями природы и окружающего мира;
  • Он понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы;
  • Подражает жестам и простым действиям взрослых («пока», «ладушки»,  «дай»);
  • Умеет действовать с предметами, соответственно их назначению (катать мяч, надевать кольцо на стержень, ставить кубик на кубик и т.д.).

Продиагностировав детей я пришла к следующим результатам: первому показателю соответствовали все дети (100%), т.е. у всех детей был опыт наблюдения за явлениями природы и окружающего мира. Понимали обращенную к ним речь и выполняли простые просьбы 80% детей, а 20%(3 чел.) не всегда могли выполнить просьбу. Подражать жестам и простым действиям взрослых могли все дети (100%). В четвертом показателе я выделила для себя три критерия оценки:

  1. Дети могли самостоятельно действовать с предметами, соответственно их назначению;
  2. Дети выполняли какие-либо действия с предметами, соответственно их назначению, по показу взрослого;
  3. Не выполняли действия.

Самостоятельно выполняли действия – 27%(4чел.),  по показу взрослого – 53%(8чел.), не выполняли действий – 20%(3чел.).

На следующем формирующем этапе я выделила несколько ступеней обучения игре с мозаикой:

  1. Знакомство с деталями мозаики без игрового поля;
  2. Знакомство с игровым полем;
  3. Первые занятия.

На первой ступени обучения игре с мозаикой я познакомила детей с деталями мозаики без игрового поля. Это дало им возможность познакомиться с цветом, с формой деталей. Дети их рассматривали, нюхали, трогали, пробовали, перекладывали – одним словом любовались красочной картиной.

Затем давала детям задания на сортировку деталей:

- по подобию на красные, синие, зеленые и желтые;

- по количеству (один – много).

Именно на этой ступени обучения я учила детей брать в руку только одну деталь. Далее детали использовала как предметы-заменители:

- угощала ими кукол,

- перевозила на машине и т.д.

На первой ступени обучения играм с мозаикой присутствует такая форма организации работы, как совместная деятельность.

Следующая ступень обучения игре с мозаикой – это знакомство детей с пространством игрового поля. Знакомство с пространством игрового поля идет в следующей последовательности:

  1. одиночное выкладывание;
  2. выкладывание вплотную друг к другу;
  3. горизонтально-вертикальное выкладывание;
  4. выкладывание «по кругу».

В начале учила детей прикреплять детали мозаики к пластине. Используя доступные для воплощения сюжетные игры:

- идет дождь,

- летят снежинки,

- кружатся листья,

- цыплята разбежались и т.п., я учила малышей одиночному выкладыванию деталей мозаики в произвольном порядке по всему полю. Сначала предлагала для игры одноцветные детали (цыплята разбежались, идет дождик), а затем детали разных цветов (кружатся листья желтые, красные).

Когда они научились располагать детали по всему полю, то показала, как располагать их по-другому –  вплотную друг к другу: 

- хаотичное выкладывание без соблюдения цвета;

- лужица;

- полянка;

- клумба (определенное  кол-во цветов) и т.п.

Чтобы дети осмыслили происходящее, использовала различные игровые приемы:

- в лужице плавает уточка;

- бабочка прилетела на цветы;

- по полянке гуляет мишка, зайчик, котик и т.п.

Далее я учила детей видеть части пространства пластины – верх и низ. Для этого использовала два способа выкладывания  «линейных» объектов:

  1. горизонтальное выкладывание;
  2. вертикальное выкладывание.

Для горизонтального выкладывания:

- речка,

- дорожка,

- ручеек и т.п.

Для вертикального выкладывания:

- цветочек растет,

- дорожка и т.п.

Чтобы дети лучше освоили происходящее, я использовала доступные для воплощения сюжетные игры:

- уточка плавает по речке;

- мишка идет по дорожке к домику и т.п.,

и образцы устного народного творчества (песенки, стишки, потешки).

Усложняю задание, предлагаю детям для игры сюжеты с цепочками последовательных действий, в которых совмещаю способы горизонтального и вертикального выкладывания:

- горизонтальный ряд – растет травка,

- вертикальный ряд – стебелек.

Когда дети осваивают горизонтально-вертикальное выкладывание «линейных» объектов, я предлагаю им новый способ расположения деталей – «по кругу» вокруг центра.

- цветочек;

- солнышко;

- мячик и т.п.

        На второй ступени обучения игре с мозаикой работа с детьми также идет в совместной деятельности.

        

На третьей ступени формирующего этапа я переношу игры с мозаикой на занятия. В основу планирования легла система занятий, разработанная педагогом-психологом Л.А. Венгером.

        Первые занятия я предлагаю детям только в том случае, когда им не составляет труда располагать детали мозаики вверху и внизу, по горизонтальным и вертикальным линиям. Простейшие узоры, которые предлагает для выкладывания Л.А.Венгер, это узоры с чередованием двух цветов в одну линию. При кажущейся простоте, выкладывание очень сложное задание. Выполняя выкладывание, ребенок должен помнить о последовательности чередования и, таким образом, следовать определенному правилу.

        Осваивать первые орнаменты тоже нужно в определенной последовательности. В начале я вместе с ребенком выкладываю какой-либо узор, а потом прошу малыша выложить тот же самый узор самому, по предложенному образцу.

В ноябре-декабре я провела первые занятия с мозаикой: «Курочка и цыплята» и «Домики и флажки».

В предварительной работе при подготовке к занятию "Курочка и цыплята" мы с детьми рассмотрели иллюстрации. Вспомнили песенки, знакомые потешки. На самом занятии «Курочка и цыплята» я преследовала следующую цель: фиксировать внимания детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

В начале занятия я выложила узор "Курочка и цыплята» вместе с детьми, привлекала внимание детей потешкой. Затем предложила детям выполнить задание самостоятельно.

В течение занятия задание выполнялось дважды. Если кто-то из детей допускал ошибки при выполнении индивидуального задания, я подсказывала ему, задавая наводящие вопросы.

Цель занятия «Домики и флажки» - это обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Задание на занятии так же выполнялось дважды: первый раз выполнялось совместно со мной, а второй раз самостоятельно. Во время выполнения детьми самостоятельных заданий я следила за тем, правильно ли дети подбирали детали мозаики по цвету. Если дети допускали ошибки, то подсказывала, задавала наводящие вопросы.

В феврале я планирую провести следующие занятия с мозаикой (по Венгер): «Елочки и грибочки» и «Гуси с гусятами».

Цель этих занятий: фиксировать внимания детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, буду учить детей чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов двух заданных цветов из трех-пяти предложенных.

Вне занятий продолжается совместная деятельность детей. Для выкладывания я предлагаю детям следующие игровые сюжеты, взятые из статьи Т.П. Кудриной:

- новогодняя гирлянда,

- бусы для мамы и бусы для бабушки и т.п.

Сначала я предлагаю детям тот или иной вариант выполнения задания, а потом дети самостоятельно, используя свой опыт, знания, воображение выкладывают предложенный мною игровой сюжет.

На третьем этапе, этапе выявления результативности, я продиагностировала сенсорное развитие детей по критериям, предложенным К.Л. Печорой, и выявила следующие промежуточные результаты: детей 1 группы стало 53%(это 8 чел.), а было – 20%(3 чел.). Детей 2 группы стало – 33%(5 чел.), а было 53%(8 чел.). Детей 3 группы – стало 14%(2 чел.), а было – 27%(4 чел.).

К концу учебного года основная часть моих воспитанников достигнет трехлетнего возраста. И я думаю, что результаты моей работы по развитию сенсорного восприятия у детей приведут к тому, что дети

  • будут успешно выделять и учитывать цвет, форму, величину.
  • группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех предметов.
  • отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры.
  • начнут активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Таким образом, работая над данной темой, я убедилась, что игры с мозаикой способствуют разностороннему, полноценному развитию ребенка.

В своей работе по обучению детей играм с мозаикой я опиралась на следующую методическую литературу:

  1. Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. / Методическое пособие. – М., 2003.
  2. Кудрина Т.П. Увлекательные игры с мозаикой. / Воспитание и обучение. -  № 5., 2008.
  3. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Книга для воспитателя детского сада. _ М., 1988.
  4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.
  5. Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод объединение "Методика обучение детей раннего возраста слушанию и рассказыванию художественных произведений"

Методика обучения детей слушанию рассказывания художественных произведений...

Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре

В данной методической разработке раскрывается методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игры....

Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре.

Методика обучения детей раннего возраста предметной деятельности и игре....

Методика обучения детей дошкольного возраста игре в футбол

Методика обучения детей дошкольного возраста игре в футбол...

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности.

В данной статье предлагается методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности....