Метод объединение "Методика обучение детей раннего возраста слушанию и рассказыванию художественных произведений"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Ярополова Людмила Викторовна

Методика обучения детей слушанию рассказывания художественных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_ml.gr_metod._obed.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Выступление на районном методобъединении:

Доклад  на тему:

 «Методика обучения детей раннего возраста слушанию  и рассказыванию художественных произведений»

(из личного опыта)

                                                                                        Утверждено  и заверено

                                                                                         на Совете педагогов

                                                                                         МБДОУ ДС ОВ №28

                                                                                         от «___»______________

Тема: «Методика обучения детей раннего возраста слушанию  и рассказываю художественных произведений»

Задачи:

1. Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений .

2.  Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героя.

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

4. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений  игровыми действиями; предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

5. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «что делает?».

6. Перерассказывать детям содержание несложных сюжетных картинок, предлагать воспроизвести действия (движения) персонажей.

7. Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.

      В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки, сказки и авторские произведения.

Начиная с 1 младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Воспитатель обязательно должен называть жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята» — это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой — это стихотворения и т.д. Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.

     Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям раннего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два и даже три раза; можно повторять только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки.

 Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»

 Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев. И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

 После слушания сказок «Волк и козлята» можно повторить песенки действующих лиц.

 А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает:  «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам».

     Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, лисичка-сестричка и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

      Для чтения младшим дошкольникам рекомендуются небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как из серии «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей добрые чувства, положительные эмоции. Их несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а затем и запоминают все стихотворение.

 Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

       При повторном чтении дети усваивают смысл стихотворения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.

 На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно.

 После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитав стихотворение Е. Благининой «Вот, какая мама», воспитатель может задать вопрос: «Оля, а как твоя мама наряжала тебя к празднику?» Пусть, отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказыванию.   Конечно, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка, задать надо.

     В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

 Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словарного запаса детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят; показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

    В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выражено, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли; содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.

 Если после каждого занятия повторять, закреплять новые слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут лучше усваивать лексику и строй родного языка. Из опыта работы с детьми раннего возраста было отмечено, что автоматическое запоминание фраз и слов у детей этого возраста происходит при повторении от 60 до 70 раз. Все мы знакомы с народной мудростью: «Повторение – мать учения!»

 Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

     Большую роль в восприятии детьми раннего возраста художественных произведений  играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и другого создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к данным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

 Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с раннего младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, что способствует развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

консультация "МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность...

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...