технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы
методическая разработка (старшая группа) по теме

Торутанова Елена Евгеньевна

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты по теме «Ребенок и право» в старшей группе

Месяц

Области

интегра-

ции

Непосредственная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

Работа с семьей

сентябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на жизнь ст. 6(1)

Тема: Жизнь дана на добрые дела

 

Цель. 

- Закрепить представление детей о праве на жизнь

- Воспитывать  чуткое, доброжелательное отношение к товарищам,

- вызывать желание совершать добрые поступки.

- Активизировать словарь: добрые дела, волшебные слова.

 

- Диагностика

Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания.  

-Разыгрывание проблемных ситуаций по морально-этическим нормам поведения.

Цель: Формировать умение прогнозировать последствия поступков. Воспитывать способность делиться с товарищами.

-Разучивание пословиц о дружбе: 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг познается в беде

- Творческая игра «Поиск добрых дел»

Цели: составление копилки с добрыми словами. «Семья», «День рождения»

- Заучивание пословицы о семье:

  • Кто живёт ладно, у того всё складно

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

- Чтение сказки «Приключения маленького человечка» Цель: помочь осознать себя как индивидуальность.

- Побуждение ребенка рассказывать о семейных традициях, праздниках, досуге, отдыхе.

 

- Рассматривание иллюстраций по различным ситуациям на тему «Хорошо лил плохо!

- Настольный театр «Красная шапочка»

- Стимулирование и поощрение детей в изображении сюжетов из жизни семьи, проигрывании проблемных ситуаций, возникающих в семье, используя для этого наборы мебели, транспорта, городских построек и т.п.

 

- Социологическая анкета семьи.

Изготовление паспорта семьи.

- Собрать фотографии детей Для составления альбома «Это Я»

Октябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на имя, на гражданство ст. 7(1)

Тема: « У меня есть имя.

Я  - гражданин России»

Цели: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; объяснить, что право на имя закрепляется Конституцией и подтверждается документом "Свидетельство о рождении". Развивать внимание детей. Воспитывать правовую сознательность, желание помочь

- Дидактическая игра   «Я умею».

Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

-Изготовление детских альбомов «Это Я» (право на индивидуальность)

- Беседа «Все мы разные, мы все равны»

Цели: продолжать формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей; понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры

- Дидактическая игра «Когда я стану взрослым»

Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.

 

-Чтение сказки «Приключения маленького человечка».

Цель: дать представление о чувстве вины и стыда.

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Цель: дать представление о том, что у каждого есть дом, в котором все принадлежит хозяину дома. Знакомство с правом на неприкосновенность личного имущества и жилища.

- Тематическая беседа «Мои права». Внести для ознакомления книгу «Ваши права» Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. и «Всеобщую Декларацию прав человека» Усачев А.

Цели: закрепить знания детей о том, что это международный документ, знакомящий с основными правами и свободами.

- Посещение «Правовой академии»  детского сада.

Цели: знакомство с основными правами ребенка.

- Рассматривание альбома «Люди Земли»

- Рассматривание иллюстраций из книги Шабельник Е.С. «Ваши прав»

- Рассматривание семейных альбомов.

- Анкетирование родителей по проблемам правового воспитания «Я и мой ребенок» Копытова Н.Н.Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с. 68.


  - Изготовление семейных альбомов «Я и моя семья» совместно с родителями. 

Ноябрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на семью. Ст. 9(1)

Тема: «Моя семья»

 

  Цель.

 Закрепить представление о родственных связях. Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.

Активизировать словарь: забота, сочувствие, благополучная дружная семья, проявлять почтение, поколение.

-Разучивание пословиц о дружбе: 

-Старый друг лучше новых двух.

-Не мил и свет, когда друга нет.

-Беседы по картинкам  «Я и мое поведение»

 

 - Право на индивидуальность.

Интервью «Это Я!»:

1.

Меня зовут…………………………
2 Больше всего мне нравится в себе …………………………….…
3 Я бы хотел быть …………………
Моя любимая игра ……………..…
4 Я чувствую себя счастливым, когда …………………..
5 Я чувствую печаль, когда …
6 Я хочу стать ……………….

Интервью берет воспитатель индивидуально у каждого ребенка. Дети приносят свои фото на тему «Это я!». Каждый ребенок совместно с воспитателем составляет свою страничку в фотоальбом (выбирают цвет картона, размещают своё фото и рассказ на картонке, приклеивают). Эта работа проводится во второй половине дня, в свободное от занятий время. Когда все дети проделают эту работу, получится фотоальбом «Это мы!». Альбом хранится в группе, дети в свободной деятельности смотрят его. Презентация фотоальбома родителям - на одном из семейных праздников в группе.

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

- Дидактическая игра «Знатоки»

Цели: знакомить с национальными особенностями народов Поволжья (предметы быта, традиции, праздники, национальный костюм) формировать сообразительность, смекалку.

- Рассматривание иллюстраций  игрового материала «Наши права»

- Рисование символов, изображающие права детей

- Изготовлении стенда в приемной  группы «Папа может все, что угодно»

Декабрь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

 

Право на жизнь, на личную неприкосновенность, жилье, свобода выбора. Ст. 6(1),  19, 12.

Тема: Сказка к нам приходи, о правах нам расскажи»

Цель:

-дать детям знания о своих правах и обязанностях через русскую народную сказку.

-воспитывать уважение к товарищам, к взрослым.

-формировать умение анализировать поступки сказочных героев, увидеть в сказке нарушение права.

(конспект прилагается)

- Беседа «Какие бывают праздники?»

Цели: рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры; закрепить знания о том, какие праздники отмечают в детском саду (День знаний, День матери,  Праздник осени, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Мая – Праздник весны, День Победы, День семейного общения, выпускной).

- Дидактическая игра «Если чужой стучится в дверь».

Цели : формировать умение детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. (Обыгрывание ситуаций)

 - Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»

- Рассматривание глобуса

- Игры с бумажными куклами в народных костюмах

-Родительское собрание с презентацией детского альбома «Это Я»

- Участие родителей в организации новогоднего утренника

Январь

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на медицинское обслуживание, здоровье. Ст. 24, 6(2)

Открытая непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Айболит в гостях у ребят»

Цели:

1. Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

2. Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.

3. Познакомить детей с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи.

4. Воспитывать дружеские отношения между сверстниками. Желание помогать друг другу.

Цели:

- Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

- Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым.

- Познакомить детей с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи

- . Воспитывать дружеские отношения между сверстниками. Желание помогать друг другу.

(Конспект прилагается)

-Разучивание пословиц о дружбе: 

-Новых друзей наживают, а старых не забывают.

-В согласном стаде и волк не страшен.

Беседа «У кого бывает день рождения?»

Цели: закреплять знания о том, что дни рождения бывают разные: день рождения ребенка, день рождения мамы и других членов семьи – семейные праздники.

- Развивающая игра

«Бабушкино лукошко»

Цель: Дать представления  продуктах полезных для здоровья, учить определять овощи и фрукты по вкусу.

Проблемная ситуация «Почему папа заболел».

Цель: формировать представления о вредных для здоровья поступках людей.

- Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

- Рассказ воспитателя о родном поселке.

Цели: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, вспомнить о соответствующих правах ребенка.

-  Обыгрывание ситуации «Знакомства»

Цель: формировать коммуникативные навыки, дружелюбное отношение друг к другу.

- Беседа: «Я гражданин своей страны»

Цель. Способствовать умению  называть свою страну, город, улицу, на которой живешь

Формировать первичные представления о столице России, её президенте и флаге государства, государственных праздниках.

- Общение

«Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?»

- Сюжетно-ролевые игры

Настольные игры «Лабиринт», «Первая помощь», «Математическое лото»

- Внести раскраски «Хорошо – плохо», побуждать самостоятельно выделять  опасные и безопасные  предметы дома.

- Оформление папки-передвижки «Каждый ребенок имеет право»

Февраль

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на получение информации, образование. Ст. 17, 12

Тема: «Хочу все знать»

Цель:   Познакомить детей на право получения информации  и образования.

Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь прийти к выводу о необходимости получения знаний.

Закрепить знания об источниках информации и об учреждениях образования.

Ввести понятия «информация», «образование».

(Конспект прилагается)

- Беседа «Как важно быть грамотным»

Цели: формировать представление о значимости образования в жизни каждого человека.

- Экскурсии в школьную библиотеку, в школу

Цель Закрепить знания о праве на образование, получение информации

- Вечер игр по правовому воспитанию (смотри приложение):

«Назови полным именем»

Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь.

Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.)  В игре можно использовать мяч.

Казахская народная игра «Жмурки в кругу».

Цель игры: закрепляем знание права на имя.

Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.

  Игра-пантомима «Помогаю

взрослым».

Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети  внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

         

      Игра «Моих родителей зовут…»

Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей.

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

- Настольные игры по направлению «Социально-личностное развитие»

«Наши права», «Первая помощь» «Один дома» и другие.

- Рассматривание семейных альбомов

- Сюжетно-ролевые игры

Поощрение комбинирования  различных игровых сюжетов по семейной тематике в единый игровой сюжет

-

Спортивные соревнования с папами и детьми «Богатырская наша сила!»

- Выпуск газеты

«Для любознательных родителей» на тему: «Папа – лучший друг»

Март

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на безопасные условия жизни, на защиту Ст. 19, 3(2).

Тема: «Когда тебя обижают»

Цели: 

-Формировать у детей понятие “право на безопасные условия жизни”, через ознакомление детей с рассказом К. Ушинского “Сила не право”.

- Помочь осмыслить тезис “Обижают – значит, нарушают твои права”.

- Учить рассуждать на заданную проблему: “Что ты будешь делать, если тебя обижают?”

- Развивать грамматический строй речи, умение дискуссировать.

- Ввести в активный словарь детей понятия: “безопасные условия”, “нарушения прав”, “нанесение обиды”, “откровение”.

- Беседа «Мне хорошо, если у меня есть…»

Цели: закреплять знания о праве на достойный уровень жизни.

- Дидактическая игра «Чей орнамент?»

Цели: закреплять умение узнавать и назвать какой национальности принадлежит данный орнамент

- Беседа «Помогаю маме»

Цель: расширять представления детей о семье, вызвать желание помогать родителям выполнении посильных для детей делах. Уважать труд взрослых.

- Разучивание потешек, приговорок, стихов о семье и её членах

- Рисование символов, изображающие права детей

-  Работа детей в творческой мастерской с пластилином, цветной бумагой,  картоном, природным материалом и др. «Подарки для любимых дам»

- Слушание и  исполнение песен о семье и её членах.

Изготовления стенда с рисунками детей «Мамочка моя»

Апрель

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Право на образование, право высказывать свое мнение. 17, 12, 15

КВН на тему «Скоро в школу»

Цели: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности детей.

(смотрите фото в приложении)

- Беседа на тему: «Зачем люди путешествуют?»

Цели: раскрыть понятие «путешествие». Вызвать желание отправиться в поездку для познания нового и интересного. (Права на отдых, на свободу передвижения по стране, на гражданство)

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Цели: помочь ребенку осознать себя, как индивидуальность. Воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к другому человеку.

- Музыкально-ритмические минутки. «Дискотека»

- настольные игры по правилам дорожного движения

- Поощрять и стимулировать детей в рассматривании фотографий и картинок с изображением достопримечательностей города, страны, столицы нашей Родины, родного поселка.

Заседание семейного клуба «Наши дети» с чаепитием на тему: «Традиции в семье»

Май

П

К

С

ЧХЛ

С

ФК

З

Б

Т

М

Закрепление прав на семью, имя, жилье, на заботу, медицинское обслуживание, здоровье, неприкосновенность жилища, на гражданство, на приемлемый уровень жизни, получение информации.

Ст.: 9, 7, 3, 24, 6, 16, 7(1), 17.

Тема: «Мы изучаем свои права и обязанности » (итоговое)

Цели:

- Обобщить начальные правовые знания у детей.

- Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, и обязанностей.

- Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социальной принадлежности, пола, возраста.

- Научить уважать достоинство и личные права другого человека, конструктивно общаться друг с другом, со взрослыми. (Конспект прилагается).

Диагностика

Выявить уровень знаний детей, полученных в учебном году

Чтение сказки «Приключения маленького человечка»

Цели: уточнить представления детей о чувстве вины, стыда. Формировать чувства доброжелательности и справедливости к другим людям.

Экскурсия к памятнику героям, павшим в ВОВ.

Цели: воспитание чувства гордости за соотечественников.

- Настольные игры по направлению «Социально-личностное развитие»

«Наши права», «Первая помощь» «Один дома» и другие

- Поощрять развитие умений, необходимых для выполнения некоторых семейных обязанностей и участия в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль)

Привлечение родителей к проведению экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....

"Формирование основ правовой культуры дошкольников"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно-  правовых представлений....

Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»

Технологическая карта образовательной деятельности  по физической культуре  в старшей группе  «Дети Галактики»Используя двигательную, познавательную, коммуникативную, п...

«Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы»

Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы С дошкольного возраста начинается развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности...

Презентация «Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы»

С дошкольного возраста осуществляется математическое образование дошкольников. Это целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры дошкольника, расширяющий возможн...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...