Процессуальная игра в раннем возрасте
статья (младшая группа) по теме

Щербакова Любовь Михайловна

Особенности развития ребёнка в ходе процессуальной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_osushchestvleniya_zamysla_v_syuzhetno.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст — важнейший период становления личности. В 2-3 года ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Игра - основной вид деятельности детей раннего возраста, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный детскому возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью ребёнка. Особое место в деятельности детей раннего возраста занимает процессуальная игра. В ней ребёнок воспроизводит всё то, что он видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает все активнее варьировать игрушки и игровые действия, которые становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке «еду»).

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов. Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик — вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки одного или нескольких уже хорошо знакомых ребенку сюжетов. Более того, в этом возрасте ребенок способен преодолеть навязываемый сюжетными игрушками ход игры, придумав собственный сюжет, построенный на одних лишь замещениях. Такая игра становится по-настоящему творческой.

Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием развитию этого процесса. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии воображения, а соответственно позже начинают интересоваться сюжетно-ролевой игрой. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссёрских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.

В раннем возрасте существует два вида процессуальных игр:

  • - Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  • - Игры на общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни: магазин, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль)

В раннем возрасте основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий (обычно их два) носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом с другими детьми или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым, который и удерживает воображаемую ситуацию. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

В раннем возрасте необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:

  • стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;
  • вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребёнку от имени персонажа;
  • осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развёрнутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (кормление игрушек, прогулка ,укладывание их спать, купание, и пр.);
  • побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
  • поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
  • наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в раннем возрасте или Учимся, играя

Игры в раннем возрасте или Учимся, играя Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Для того чтоб...

Предпосылки формирования игры детей раннего возраста.

Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых  А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготско...

«Учим играть детей раннего возраста»

руководство игрой с 1г. 6м. до 3 лет...

Подвижные игры для раннего возраста 2-3 года. Играем вместе с родителями.

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...