Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Иванова Александра Николаевна

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет,  уточняет и расширяет знания об окружающем мире. Ценность такой игры в совершенствовании воображаемой ситуации с постепенным переходом от "предметной" игры к играм умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, в расширении творческих возможностей ребенка. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevaya_igra.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевая игра детей раннего возраста,

её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

        Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Особое место среди игр занимает сюжетно - ролевая игра. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий влияние практически на все стороны личности ребёнка. На разных возрастных этапах она помогает детям осваивать игровые действия с игрушками, предметами - заместителями. При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период ребёнок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметной деятельности, начинается формироваться определённое отношение к окружающему миру, людям, природным явлениям.

        Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла её для воспитания детей разных возрастов.

В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания,

в других - физического, в третьих - художественного. Так народ передавал

свои традиционные формы развлечений, отдыха.

        В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр,

передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры - драматизации, музыкальные игры - забавы. В них

игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.

Так, например, в подвижной игре " Воробушки и автомобиль" они учатся  бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Сюжетно - дидактическая игра "Научим куклу раздеваться"  помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия  предметов одежды, действий (повесить, положить).

        Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Например,  действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу и  т. д.   В таких играх  нет правил, последовательность отображаемых явлений не задана заранее взрослыми, они основываются на жизненном опыте детей. Шофёр ведёт машину, летчик - самолёт и т. д.  Вот такие игры и называются творческими, сюжетно - ролевыми играми. В  них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил. Действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.  Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей  различны. Они индивидуальны и по эмоционально - выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем,  в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и

совместного решения игровых задач, перехода к отображению в

взаимоотношениях людей. Сюжетная игра - игра самостоятельная.

Творческая игра имеет свои законы развития, так как в каждом возрасте у

ребёнка своё понимание мира, свои возможности отображения его в игре.

Роль вводится в игру как подражание действиям конкретного лица

(мамы, воспитателя, доктора, который осматривает детей). Дети учатся

называть роль, которую они выполняют в игре. Если игра возникла по

инициативе самих детей, нужно помочь им развернуть и продолжить

игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным

действиям с одной игрушкой. Они например, упорно лечат только

мишку, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях

целесообразно предложить: " Теперь полечи собачку, киску". Подбор

игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и  мишки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но такие, чтобы их было удобно

заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять и т. д. Надо иметь

медицинский набор "Доктор Айболит", "Магазин", "Парикмахерскую",

"Прачечная". Игрушки расставляют в разных местах комнаты, чтобы

дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу.

Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро с одной

деятельности на другую, спешат как можно больше освоить и испытать.

Они очень наблюдательны, очень чуткие и впечатлительные.

       В. А. Сухомлинский считал: Многое зависит от того, кто вёл ребёнка

за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Ориентиром для ребёнка является взрослый, в данном случае воспитатель.

             

ИГРА "Угощение".

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить "еду",

показывает игровой материал. Предметы - заместители, игровая посуда,

игрушечные собачки,  кусочек меха.

Подготовка к игре:

Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой "Помошники".

Вначале воспитатель берёт на себя роль повара.

Ход игры: Можно использовать разные варианты игры, в зависимости

от того, на что направлены игровые действия.

Воспитатель приглашает  всех детей, для участия в игре: "Саша, Лиза,

Захар, Маша, Тая Настя, Вова. А Миша хочет с нами поиграть? Сейчас я

буду печь вам булочки. Испеку булочки - буду вас кормить. Видите у меня

много теста в кастрюле". Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала, красными полусферами

или шарики. "Булочек получится много, всем хватит. Садитесь вот сюда,

смотрите как я буду готовить".  Воспитатель рассаживает детей так, чтобы

детям было видны действия воспитателя. Воспитатель производит круговые

движения, напоминающие скатывания шарика (теста) и кладёт его на лист

картона.  "Это булочка для Захара, а эту булочку я приготовила для Насти.

Воспитатель называет всех детей по имени, удерживая их внимание на себя.

Вот сколько булочек я сделала, никого не забыла? Теперь их надо испечь в духовке".  Воспитатель помещает  в духовку лист картона с "булочками" и тут же их вынимает. Воспитатель рассказывает, что булочки все испеклись, ставит на стол, перекладывает на поднос. "Как они вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну".  Воспитатель показывает как это надо делать в игре. После этого воспитатель угощает детей. Опрашивает каждого ребёнка

понравились ли им булочки. После этого воспитатель предлагает детям, кто хочет побыть поваром.  Игру можно повторить два - три раза. Если дети ещё

желают поиграть, если позволяет время.  Если нет, то воспитатель предлагает положить "булочки" на поднос , а вечером поиграть снова.

ИГРА "Кукла Катя заболела".

Цель: Учить детей по уходу за больным и пользоваться медицинскими

инструментами, воспитывать в детях чуткость доброту, расширять словарный запас: лекарства, термометр, температура больница.

Ход игры: К детям пришла кукла Катя за помощью. Кукла Катя говорит, что заболела. У неё заболело горло и просит ей помочь. Воспитатель предлагает детям выбрать доктора. Он находится в поликлинике.  Дети идут вместе в поликлинику к доктору. Доктор осматривает больную куклу, слушает, осматривает горло, измеряет температуру, делает ей укол, даёт микстуру.

Кукла поправилась, дети возвращаются от доктора. Им так понравилось

как доктор лечил куклу, что вдруг  разболелись зверушки. У зайки разболелся зуб, так как его бросила хозяйка, под дождём остался зайка.

У мишки заболело ушко, у бельчонка заболела лапка,  котёночек прищемил

лапку дверью. Пришлось детям со своими зверушками опять идти в

поликлинику. Доктор осматривает каждую зверушку, и проводит с ними

все те же действия, что и с куклой. Воспитатель напоминает детям, что бы

они не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Игровые действия с игрушками.

Воспитатель приглашает детей поиграть с ней.

"Ребята, посмотрите, кто к нам прибежал". Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. " Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, что с ними , может что- то у них болит или они хотят есть". Оказывается, они действительно голодны. Воспитатель  успокаивает собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы и каши  могут варить наши дети. "Не волнуйтесь, собачки, видите ,как много у нас детей в группе, и все они могут готовить. Кто суп, кто кашу и даже компот. Не переживайте, сейчас мы вас накормим".  Воспитатель предлагает детям подойти и выбрать себе собачку. Спрашивает у детей кто - что будет готовить. Если ребёнок затрудняется ответить, воспитатель помогает ему. "Эта собачка любит больше всего суп с косточкой".  Собачка лает в ответ, в знак согласия. Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые  продукты из контейнера с предметами- заместителями. Во время того,  как ребята готовят еду, воспитатель спрашивает у детей , как ведут  себя собачки.  Дети кормят своих собачек. Воспитатель спрашивает

у детей, понравилось ли их питомцам еда. Дети говорят, что понравилась.

Собачки благодарят своих друзей, за то, что они их вкусно накормили.

а теперь они устали и хотят поспать. Воспитатель дает детям коврики,

и они укладывают собачек.

         Приемы, используемые в работе с детьми, формируют у них следующее: умение выполнять самостоятельно игровые задачи, желания выполнять эти действия, умения использовать в игре предметы - заместители, стремление  называть свои действия словом и обозначать игровым именем,  кружок это печенье и т. д.

Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется со стороны

взрослого. Становясь старше, ребёнок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

Игры для всестороннего развития детей раннего возраста

У ребенка есть страсть к игре,и ее надо удовлетворять.Надо не только дать ему вовремя поиграть,но и пропитать игрой всю его жизнь.А. Макаренко...

Развивающие игры детей раннего возраста - их значение для всестороннего развития.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса...

«Как развивают сюжетно – ролевые игры детей раннего возраста?»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-роле...

"МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....

Консультация "Значение народного фольклора для всестороннего развития детей раннего возраста"

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовно-нравственное развитие, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. ...