Консультация: «Использование проектной деятельности в работе с семьей»
методическая разработка по теме

Рязапова Эльмира Ринатовна

 

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

 

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы  педагоги ДОУ.  Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем,  для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с  воспитателями, могли рассказать о  своих волнениях и переживаниях  по поводу развития и воспитания ребенка,  спросить совета или получить какую  либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

В работе  нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод  получает все более широкое применение  в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе  с семьей  - через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель  - Дети».

Основная цель нашей работы  - это разработка модели  сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как,  например,  метод проектов.

Задачи:

  • создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
  • формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  • обеспечение   методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
  •  гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Благодаря проектной деятельности  интересы детей объединились с интересами педагогов  и родителей в разработке  проектов  разных видов и  организации совместной  работы над ними.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась  по нескольким этапам:

Этапы:

Первый этап.

         На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали   родителям положительный  образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе  использовались различные формы и методы  работы с родителям.  На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники,  конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ,  проекты.

Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности  стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно    активное участие в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит   к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно для нас стало, что в совместных  проектах дети, родители и педагоги выступали  на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало  формированию общей культуры семьи, выстраивало  традиционные  иерархии  жизненных ценностей.

Использование проектного метода позволило:

  • Повысить  профессиональную  компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • Приобщил  родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • Повысил уровень  воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.

Завершить свое выступление хочу высказыванием:

 Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»

 

 

Семья- поистине высокое творенье.

 Она заслон надежный и причал.

 Она дает призванье и рожденье,

 Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

 

         Так старайтесь же:

1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

 

4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

 

Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация25.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектной деятельности в работе с семьей»

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов.

Ведь мы все знаем, что современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

И ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоим мы  педагоги ДОУ.  Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие между детским садом и семьей мы строим, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. И поэтому каждый педагог в такой позитивной роли становится как равноправный партнер в воспитании.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучение в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно – образовательных задач.

Мы понимаем,  для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с  воспитателями, могли рассказать о  своих волнениях и переживаниях  по поводу развития и воспитания ребенка,  спросить совета или получить какую  либо информацию или рекомендацию, надо искать новые методы и формы работы с родителями.

В работе  нашего детского сада метод проектов оказался удачной находкой. На сегодняшний день проектный метод  получает все более широкое применение  в педагогической практике.

Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе  с семьей  - через совместную деятельность.

Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы  взаимодействия ДОУ и семьи.

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель  - Дети».

Основная цель нашей работы  - это разработка модели  сотрудничества ДОУ и семьи на основе идеи использования активных современных форм таких как,  например,  метод проектов.

Задачи:

  • создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую развитию личности ребенка;
  • формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  • обеспечение   методического, материально – техническое сопровождения данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • расширении представления и обогащения знаний родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
  •  гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Благодаря проектной деятельности  интересы детей объединились с интересами педагогов  и родителей в разработке  проектов  разных видов и  организации совместной  работы над ними.

Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась  по нескольким этапам:

Этапы:

Первый этап.

        На данном этапе происходит, что родители фиксируют свое внимание лишь на негативные проявления развития и поведения ребенка. Мы постарались и показали   родителям положительный  образ ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями стали складываться доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.

На втором этапе  использовались различные формы и методы  работы с родителям.  На смену собраниям пришли семейные гостиные, родительский клуб по интересам, творческие мастерские, совместные досуги, праздники,  конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ,  проекты.

Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности  стали налаживать более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и приняли непосредственно    активное участие в жизни группы.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит   к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

Очень важно для нас стало, что в совместных  проектах дети, родители и педагоги выступали  на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга.

Родители наших воспитанников молоды и совместная работа над проектом не просто дала им возможность проявить способности к творчеству, но способствовало  формированию общей культуры семьи, выстраивало  традиционные  иерархии  жизненных ценностей.

Использование проектного метода позволило:

  • Повысить  профессиональную  компетентность педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
  • Приобщил  родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • Повысил уровень  воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Подводя итоги: Можно сказать, что родители вместе с детьми, которые участвовали в проектной деятельности, проявили творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиции своей семьи и семьи своих друзей. Стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива. Дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку. Коллективные и индивидуальные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

На достигнутом мы не останавливаемся. Мы всегда находимся в творческом поиске.

Завершить свое выступление хочу высказыванием:

 Иоанна Златоуста «Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города из семей. И если не будет лада в семьях, во всем мире пойдет разлад»

Семья- поистине высокое творенье.

 Она заслон надежный и причал.

 Она дает призванье и рожденье,

 Она для нас основа всех начал!

Е.А. Мухачева

         Так старайтесь же:

1. Прочувствовать эмоциональное состояние родителей.

2.Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

3.Будьте эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.

4.В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

 

Ведь мы считаем, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с семьей

      Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...

Использование проектной деятельности в работе с семьей

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействий. Главная тенденция взаимодействия ...

Консультация для воспитателей «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста».  Естественное желание каждого человека — быть...

Консультация «Использование проектной деятельности для работы по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»

Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социально...

Использование проектной деятельности в работе с семьей

Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагог - Родитель  - Дети».Основная цель работы  - это разработка модели  сотрудничества ДОУ и семьи на ...