Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»
консультация на тему

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

 

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

 Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

В соответствии с законом «Об образовании» 2003года и Типовым положением  одной из основных задач, стоящих перед детским садом, являлось взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Впервые в законе об образовании 2003г., в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, ДОУ  существуют в помощь семье.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, стандарт). Один из основных принципов ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями»  - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «Сотрудничество в интересах семьи…..в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья…. Развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития»

Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. воспитательная функции семьи уходит на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательную деятельность ДОУ

Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Педагогам следует пересмотреть свое отношение к работе с родителями и перейти от формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

 Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

В ФГОС ДО (п. 3.2.5.) взаимодействие с родителями по вопросам образования, в том числе посредствам образовательных проектов,  рассматривается как условие  необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

«Проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла» (Н. Е. Веракса).

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию – это и воспитание культуры поведения. уважение  и приопрообщение к традициям семьи и государства, и любовь к и родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим  миром, и желание преумножать культурно-исторические ценности своей Родины.

Духовность и нравственность закладывается в дошкольном возрасте и большая роль в этот период отводится семье. Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения.

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Одним из принципов ФГОС ДО  является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленных задачи в полной мере. Что подтверждает актуальность  использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию.

В данном случае целью проекта может быть: формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Примерные задачи проекта:

  • формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
  •  привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  •  формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.      
  • создавать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
  • побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  • учить детей составлять рассказ           о своей семье.
  •  воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  • дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  • дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • укреплять детско–родительские отношения

Список используемой литературы:

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
  2.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. Москва: ТЦ Сфера, 2007
  4. Михайлова – Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагоговДОО/Л.В. Михайлова-Свирская.- М. : Просвещение, 2015.- 128с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования .  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.:УЦ Перспектива, 2014. – 32с
  7. http://base.garant.ru/70291362/
  8. http://nsportal.ru/stenx002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга....

«Проектная деятельность во взаимодействии с семьями воспитанников »

Презентация для педагогов "Проектная деятельность во взаимодействии с семьми воспитанников"...

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»

laquo;Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»   Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка по...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...