«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»
статья на тему

Григорьева Ирина Николаевна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
         Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
        Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

           Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда нам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать друг друга.

              В процессе реализации ФГОС ДО  необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями, как с активными участниками образовательных отношений.

            Мы должны обеспечить открытость дошкольного образования, создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе  выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

           Опыт нашего детского сада показал, что для целостного развития ребенка необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей,  направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного развития в семье и детском саду. Общие дела должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

         Мы стараемся изначально установить доверительные отношения с родителями;  обогатить воспитательные умения родителей; по возможности работаем в тесном контакте с семьями детей.

         В организации работы с родителями мы применяем разные  виды работы как групповые так и индивидуальные  - беседы и  консультации. Педагоги  используют в работе цикл консультаций для родителей по ознакомлению с русской культурой, историей и семейными традициями, созданный творческой группой нашего детского сада. «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»;  «Храм – дом божий»;  «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле. Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы).

           Тематические беседы и консультации способствуют сохранению и развитию семейных традиций, возобновление преемственности с прошлым, восстановлению нарушенных связей между поколениями.

        Мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, так они составляют «Семейное древо». Ребятам  объясняется значение их имен, определяется день их именин. Вместе с родителями дети составляют небольшие очерки о родственниках, отмеченных государственными наградами за трудовые или военные подвиги, рассказывают о семейных традициях,  праздниках, о бабушках и дедушках, об их молодости, о том какими ремеслами занимались их предки.

         Для родителей мы регулярно выпускаем газету «Росточек»,  в которой отражена работа по духовно-нравственному развитию за истекший период.

         Огромное место в работе  семьями воспитанников занимает организация совместных мероприятий. Так, нами  проводятся  народные календарные праздники «Именины», «Осенины», «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Троица».  Целью их является приобщение воспитанников к истории русской народной культуры. Родители  активно помогают в подготовке и организации праздников, в пошиве костюмов. К праздникам  организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это рукодельные куклы и игрушки, поделки, стихи «Семейных издательств».

          Заметное место отводится организации и проведению  общенародных праздников «День матери», «День пожилого человека», «День Победы», «День защитника Отечества».

          В программу сотрудничества с семьей включены семейные экскурсии, паломнические поездки, игровые мастерские, мастер - класс педагогов и родителей, игровые мастерские,  родительские собрания; круглые столы, «дни открытых дверей», показы открытых занятий, приглашение на просмотр утренников и развлечений с детьми.

         В духовном воспитании ребенка одной из главных задач является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в нашем дошкольном учреждении стали благотворительные акции с приглашением ветеранов. С любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. На глазах человека, умудренного богатым жизненным опытом, мы часто видим слезы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем дети смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

          В общении с родителями педагоги используют посиделки, чаепития, вечера вопросов и ответов, семейные проекты, вернисажи, совместное творчество родителей, детей и педагогов. Вся работа с детьми и их родителями предполагает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада и семьи.

           Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей,  общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений,  который требует, чтобы все лица, организации,  общественные институты,  причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования,  шли рука об руку,  помогая друг другу,  дополняя и усиливая педагогическое воздействие. 
        Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей составлен план работы МБДОУ с общественными организациями:  Детская библиотека микрорайона «Северный»,  городецкий мужской Феодоровский монастырь, Выставочный зал,  музеи нашего города.

В процессе взаимодействия были организованы и проведены различные мероприятия.  В Феодоровском монастыре регулярно проводится КВН, посвященный г. Городцу и св. бл. Князю  А.Невскому, «Родословное древо».  Организуются фестивали и конкурсы к православным праздникам, концерты с участием детей детских садов.

Совместно с  детской библиотекой были организованы мероприятия: «Юный читатель», «Наш микрорайон»,  «Волга – матушка»,  «Эхо минувших дней войны» фотовыставка.

В выставочном зале проходили конкурсы детских поделок и рисунков: «Детские руки творят чудеса»,  «День Победы помнят деды».   В помещении выставочного зала  был организован  праздничный  вечер, посвященный Дню матери, который посетили мамы и бабушки наших воспитанников.

В музее  Добра проходило знакомство с традициями празднования праздника масленицы, Нового года и Рождества.  Музей «Город мастеров»  регулярно приглашает  познакомиться с традиционными ремеслами нашего города. Детский  музей на Купеческой проводил мастер-класс по лепке Жбанниковской свистульки. Родители с большим желанием  сопровождают  детей на  экскурсии, помогают в их организации.

            В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

            Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

             Мы продолжаем  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно ...

Современные подходы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития мышления детей.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.Развитию мышления дошкольни...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать на данный момент приходится по-новому. Актуальность темы обусловлена тем, что в ус...

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»

laquo;Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного развития»   Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка по...

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей воспитанников по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей предшкольного возраста.

Анкетирование проводилась с целью выяснения отношения родителей к вопросу воспитания духовно- нравственной личности, патриота своей страны, как одной из составляющих воспитания целостной личности ребе...