Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.
проект (средняя группа) по теме

Артёменко Светлана Григорьевна

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование  проектного метода  в патриотическом воспитании дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.

Воспитатель первой квалификационной

 категории Артёменко С.Г. МКДОУ детский сад №9

Введение.

Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. На наш взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Перед собой мы поставили цель изучить методику проектирования и разработать проект по патриотическому воспитанию дошкольников.

Теоретическая часть.

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения, так как он позволяет рационально сочетать в совместной деятельности теоретические знания и их практическое применение. В основе метода лежит его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть реальным: его можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Из множества видов проектов в  практике дошкольных учреждений используются  четыре: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные и творческие.

Исходя из психического развития дошкольников, эпиграфом к использованию проектного метода в дошкольном учреждении может служить мудрое изречение: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают родители и  педагоги. В процессе педагогического проектирования воспитатель намечает программу и подбирает средства дальнейших совместных целевых действий для детей.

Практическая часть. 

На протяжении нескольких лет годовой задачей нашего ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Для работы по проектированию была выбрана программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живём в России» Н.Г.Зеленовой и Л.Е.Осиповой. Именно эта программа позволяет оптимально сочетать воспитательно-образовательный процесс и проектную деятельность в патриотическом и экологическом воспитании дошкольников, а также легко сочетается с программой «Детство». Перед нами стояла задача органично вплести в образовательно-воспитательный процесс проектную деятельность. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. С момента рождения человек инстинктивно, естественно, незаметно привыкает к окружающей действительности. Взрослые должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. [4,3]

 Проект «С чего начинается Родина» возник не сразу. Ему предшествовали несколько проектов, которые в итоге органично влились в него, став составными частями единого целого. Так как проектный метод предстояло только апробировать, то для проектной деятельности была выбрана одна линия развития личности – социальная. Было разработано тематическое  планирование на год для среднего возраста с учётом предполагаемых проектов. Первый пробный проект «Моё имя» носил индивидуальный характер, направленный непосредственно на личность самого ребёнка, призванный помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Проведённое перед началом работы анкетирование показало, что большинство детей ни чего не знают о своём имени. С цель знакомства родителей с темой и схемой проекта проводились индивидуальные консультации. Родители вместе с  детьми активно включились в работу над мини-проектами. Специально для проекта педагогом были разработаны: занятие об именах, игра, сценарий чествования именинника, подобраны пальчиковые и подвижные игры по теме. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали об именах и результатах исследования, защищая проекты перед  днём своего рождения. Цель проекта была полностью достигнута, дети узнали много интересного о своих именах, кто и почему их так назвал, что означает его имя, кто из великих людей носил это имя. В итоге был собран целый буклет «Моё имя». В старшей группе работа над проектом имела своё продолжение. С детьми был разучен комплекс утренней гимнастики «Наши имена». Воспитателем разработана дидактическая игра «Составь свой герб», в которой на основе знаний о своём имени ребёнок может составить свой личный герб из предложенных отдельных частей.

Фотовыставки в средней группе «Лето и дети», «Осень и мы» стали началом деятельности над проектом «Мой любимый детский сад». Проект призван воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. Во время занятий – экскурсий дети с удовольствием посещают кабинеты и службы детского сада, свободно ориентируются в здании. Экскурсии по ДОУ являются очень эффективной формой знакомства дошкольников  с сотрудниками детского сада, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления в других видах деятельности: изобразительной, игровой. В течение всего года педагоги фиксировали интересные события из жизни детей средней группы. В проектный альбом вошли и страницы о работниках детского сада и о функциональных помещениях ДОУ. Периодически устраивались выставки по временам года и посвящённые интересным событиям из жизни средней группы, а затем уже они попадали в буклет. В рамках проекта родителями был полностью преобразован внешний вид прогулочного участка средней группы: выпилены старые деревья, отремонтированы веранда и беседка, установлен заборчик вокруг участка, посажены молодые рябинки, за которыми ухаживают дети. Заключительным этапом явилось родительское собрание «Творческий отчёт воспитателей» с показом презентации о жизни средней группы, о детях и  родителях, которые в течение года плодотворно сотрудничали с воспитателями и друг с другом.

К новогоднему празднику был осуществлён краткосрочный проект «Новогодняя игрушка нашей семьи» в виде творческого конкурса. В нём приняли участие большинство семей воспитанников, по итогам конкурса были определены победители, состоялась выставка работ. Фото-отчёт вошел в буклет «Мой любимый детский сад». Анализ работы по данному проекту показал, что родители и дети готовы быть участниками семейных творческих проектов и в дальнейшем. Цель конкурса – гармонизация детско-родительских отношений в процессе творческого сотрудничества, была с успехом достигнута.

В течение года велась работа по реализации долгосрочного проекта «Моё село», рассчитанного на средний и старший возраст. Работа над проектом велась в тесном сотрудничестве с библиотеками села и школы, сотрудниками сельского совета. Разработано и проведено занятие «Село моё родное».  В младшем дошкольном возрасте детям ещё трудно представить себе посёлок. Поэтому знакомство с ним начали с близлежащих улиц; с бесед о том, где детям приходилось бывать, что интересного видели; о том, что у каждой улицы есть название, а у дома – номер. По итогам исследования были выявлены значимые для посёлка объекты и сделаны их фотографии. В итоге получился внушительный альбом с достопримечательностями и социально-значимыми объектами посёлка. В следующем году работа над проектом была продолжена, и уже на целевых экскурсиях дети знакомились с каждым объектом. В старшей группе был оформлен стенд «Уголок малой Родины». Итогом всего стала выставка детско-родительских работ «Село глазами детей». В старшей группе получил развитие и проект «Мой любимый детский сад» под новым названием «Хорошо у нас в саду». На этот раз результатом проекта стал диск с большим количеством фотографий о жизни детей старшей группы. В диск включены также фотографии прошлых лет. Каждый выпускник получил этот диск в подарок.

Схемы проектов для старшего возраста были усложнены в области непосредственно детской деятельности с учётом возрастных особенностей.

Проект «Азбука профессий» помог детям на жизненном примере своих родных познакомиться с различными видами профессий не только своей местности, но и соседних регионов, так как многие вынуждены работать далеко от дома. В ходе проекта проведены тематические занятия о разных профессиях, физкультурный досуг «Мы военные», разработаны и проведены открытые занятия для родителей «Наша ферма» и для аттестации «Путешествие в город мастеров», подобрана художественная литература для чтения с детьми, картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр о профессиях. Многие дети защитили свои проекты «Профессии моей семьи». В группе имеются атрибуты для таких игр как «Почта», «Больница», «Космонавты», «Пожарные», «Парикмахерская», «Строители», «Ферма», «Автопарк», «Магазин самообслуживания». Краткосрочный проект «Музей открытки» воплотился быстро, как и был задуман. В течение двух недель дети, родители, педагоги детского сада приносили свои семейные открытки, некоторые из них хранятся уже более 50 лет. С детьми проведено занятие об истории открытки, оформлен мини-музей открытки.

Работа по моделированию любого проекта начинается с выбора актуальной для детей темы. Проект «Сказки Пушкина» смоделирован по результатам опроса родителей. Оказалось, что многие родители обеспокоены степенью развития речи своих детей. Для развития речи, памяти и самостоятельности и был задуман этот проект. Детям были прочитаны все сказки А.С.Пушкина, проведено занятие «Здравствуй, Пушкин!», оформлен уголок «Лукоморье» в виде дуба с карманами для отрывков из произведений Пушкина. По желанию каждый ребёнок брал листочек с отрывком домой, а на следующий день рассказывал наизусть. Воспитатели поддерживали любознательность и устойчивый интерес к проблеме. За выученный отрывок ребёнок получал звезду-наклейку на свой шкафчик. Дети тянулись за лидером, старались обогнать, кроме предложенных стихотворений учили самостоятельно выбранные произведения. Родители тоже загорелись идеей, с удовольствием вспоминали и разучивали с детьми забытые строки классика. Ежедневно перед обедом дети и воспитатель играли в словесно-речевые игры из подобранного цикла «Игры на лавочке». Со временем дети стали самостоятельно играть в понравившиеся игры, обогащая и развивая свою речь. По сказкам проведено занятие по лепке «И 30 витязей прекрасных…». Богатыри, выполненные в нетрадиционной технике, были подарены папам и дедушкам к  23 февраля. В этом проекте соблюдался принцип последовательности и регулярности в работе, создана атмосфера сотворчества родителя и ребёнка, использован индивидуальный подход. Развивалось внимание, мышление, речь, творческое воображение и фантазия детей. Ненавязчиво родители были вовлечены в работу над проектом. Данный проект мы считаем самым удачным из всех разработанных проектов.

Долгосрочный проект  «Защитники Отечества» развивается по нарастающей с 2008 года. Начавшись с проекта «Большая история маленькой жизни» о земляке ветеране ВОВ, поэте-самородке, он с каждым годом пополнятся новыми проектами: выставка «Ордена и  медали», экспозиция «65-тилетию Победы посвящается» о буднях фронта и тыла, земляках-ветеранах, ежегодные экскурсии к обелиску, участие в митинге Победы, занятие «Мой дедушка ветеран». Этот проект помогает детям понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

Комплексный проект «Русская изба» способствует привитию любви к народным традициям. В течение всего года планомерно велась работа по проекту. Проектом были охвачены все стороны образовательно-воспитательного процесса: игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Семья», кукольный театр «Колобок», пальчиковый театр «Репка»), познавательное  развитие (экскурсия в школьный музей русской избы), конструирование (изготовление макета избы), развитие речи (занятие о русских традициях, беседа «Свой дом всего краше»), художественно-эстетическое развитие (занятия по аппликации, лепке, рисованию, выставка «Узоры души народа»), ознакомление с художественной литературой (знакомство с русскими народными сказками), музыка («Мы играем в оркестр народных инструментов»), праздники («Осенины», «Масленица»), работа с родителями (беседы, знакомство с альбомом «Народные промыслы», сбор семейных реликвий народного творчества, предметов русского быта и собственного рукоделия). Родители и дети увлечённо занялись сбором вышивок, как оказалось, многие бережно хранят бабушкины узоры. Театральная ширма, где любят показывать кукольные спектакли дети, успешно превратилась в русскую избу. На боковых полочках уютно расположились экспонаты домашней утвари, а хозяевами остались кукольные дед и баба. Дети с удовольствием уединялись там для сюжетно-ролевых игр.

Ребёнку в детском саду должно быть интересно, он с удовольствием должен спешить в детский сад, тем более что большую часть своего дошкольного детства он проводит не дома, а именно в детском саду. Как сделать жизнь ребёнка насыщенной интересными впечатлениями? Как добиться озорного любопытного огонька в глазах ребёнка, каждое утро доверяющегося вам? Каждый воспитатель периодически должен задумываться над этими вопросами и для этого постоянно искать нестандартные пути решения стандартных задач.

Для реализации каждого проекта создавалась определённая предметно-развивающая среда. Так для первых проектов были созданы уголки «Талантливые и неповторимые» и для родителей «Солнышко», в течение года оформлялись выставки. В ходе реализации проектов предметно-развивающая среда старшей группы значительно пополнилась. Экспозиции музейного уголка  изменялись в течение всего года, включая в себя и темы  о природе родного края.

В ходе проводимой работы стало очевидным, что все проекты легко объединяются в единый проект «С чего начинается Родина». Для более полной разработки единого проекта потребовалось дополнительное изучение методической литературы. В итоге были определены цели и задачи, объединяющие все проекты в один. Цель единого проекта: формирование нравственных ценностей, воспитание гражданина и патриота своей страны, создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Задачи: 1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу, природе родного края, культурному наследию своего народа. 2.Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, толерантного отношения к другим людям. 3.Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

Проект «С чего начинается Родина» многоплановый, включает в себя следующие проекты: «Моё имя», «Мой любимый детский сад», «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Моё село», «Музей открытки», «Сказки Пушкина», «Русская изба», «Азбука профессий», «Защитники Отечества», «Хорошо у нас в саду».  Не все первые проекты удалось осуществить полностью. Обобщение опыта работы над отдельными проектами помогало совершенствовать структуру проектов, разнообразить проектную деятельность, включать всё новые формы и методы  реализации поставленных задач.            

В новом году с учётом годовых задач ДОУ большинство проектов носило экологическую направленность: «Прогулка по зоопарку», «Мир насекомых», «Поролоновая сказка», «Знакомая незнакомка», «Посмотрите – это мы!». Анализ и систематизация новых проектов запланированы на следующий год.

Диагностика.

Критерии диагностики разработаны по тематическим блокам и в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Так как программа « Мы живем в России» включает в себя пять тем логически связанных между собой, то и диагностика ведётся по пяти направлениям: «Моя семья», «Родное село», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура». По итогам первых 3-х лет работы были составлены диагностические карты, проведён мониторинг качества знаний и навыков детей. Промежуточная диагностика проводилась с детьми среднего возраста. Итоговый мониторинг – с детьми старшего возраста. Наблюдаемая динамика везде положительная, число детей с высоким уровнем выросло примерно в два раза, а с низким – отсутствует почти по всем направлениям диагностики. Анализ результатов до и после внедрения проектов свидетельствует об эффективности использованного комплекса методов и приёмов.

Выводы.

Работа по внедрению проектного метода в образовательно-воспитательный процесс велась в течение 3-х лет поэтапно. Первый этап – подбор и изучение литературы, разработка пробного проекта. Второй – систематизация теоретического и практического материала, корректировка планирования, разработка новых проектов, диагностика результатов. Третий – анализ и обобщение результатов работы по использованию проектного метода в патриотическом воспитании. Четвёртый – разработка экологических проектов. В итоге  всей работы разработаны проекты краеведческого содержания по патриотическому воспитанию для среднего и старшего возраста, получено обоснование эффективности использования проектирования в патриотическом воспитании, собран методический комплект по использованию проектного метода в условиях ДОУ, начата работа по использованию проектного метода в экологическом воспитании дошкольников.

Итак, использование метода проектов позволяет: достигать высоких результатов в усвоении детьми определённых знаний, так как темы проектов сочетаются с темами, предусмотренными основной программой; значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление; сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Технология проектирования, ориентированная на отношение «ребёнок – взрослый», строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Проектный метод позволяет ребёнку выполнять конкретное дело, естественно и гармонично наполняя его мировоззрение содержанием.

Осуществление проектной деятельности невозможно без консолидации деятельности педагогов детского сада. Внедрение в практику технологии проектирования предъявляет  к педагогу определённые требования, как к творческой личности, требует повышения педагогического профессионализма. Актуальность проектирования заключается в том, что оно связано с развивающим, личностно-ориентированным обучением, соответствует современным требованиям и  раскрывает широкие перспективы.

Основная литература.

1.Боровлёва А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.-2006.-№7-с.76-83.

2.Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ // Управление ДОУ.-2009.-№1-с.62-65.

3.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.:2006г.

4.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008.-104с.,112с., 96с.

5.Зукау Е.Ф. проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ.-2009.-№1-с.96-98.

6.Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании.-Новосибирск,2005г.

7.Патронова И. Проектный метод // Дошкольное воспитание.-2007.-с.81-85.

8.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ.-2004.-№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

«Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Методические рекомендайии (в форме консультации) для воспитателей по познавательному развитию старших дошкольников....

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Мастер- класс для педагогов «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников» Автор разработки: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель МБДОУ "Слободской детский сад Пряничный домик» .

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью ...