Мастер- класс для педагогов «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников» Автор разработки: Дубовова Олеся Викторовна, воспитатель МБДОУ "Слободской детский сад Пряничный домик» .
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дубовова, Олеся, Викторовна

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному краю , к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и  методы организации деятельности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, я сегодня хочу вам представить мастер-класс на тему: «Авторская сказка, как метод патриотического воспитания дошкольников». Целью,  которого является знакомство  педагогов с авторской сказкой, как методом патриотического воспитания дошкольников.

 Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае , стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Д.С. Лихачев

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному краю , к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и  методы организации деятельности детей.  Коллеги. А какие вы используете методы в воспитании патриотических чувств у детей? …

В своей работе я использую следующие методы:

1.Экскурсии

2.Наблюдения (например наблюдение за работой дворника, повара .помощника воспитателя)

3. Рассказы об истории нашего села.

4.Беседы с детьми о стране, родном крае,об улице, по которой ходят в детский сад;

6. Разучивание с детьми, стихотворений, пословиц, поговорок,чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Составление загадок.

8. Сочинение авторских сказок воспитателеми книжек – малышек о нашем селе, созданных родителями.

Быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

У нас , проводится множества экскурсий: «Экскурсия к водоёму», «В конный завод», «К памятнику,  Графа Орлова», «К памятнику Победителю Улову», «В Музей», «В Слободской ДК», «В библиотеку», «В Храм», «К памятнику Ленина», «Экскурсия по улице Рубежной» «Экскурсия к Обелиску» и т.д.

целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность.

После экскурсии в музей на мой вопрос :»что такое утварь ,ухват, рушник? Ребята не уверенно отвечали. В музее хранятся старинные вещи и чтобы дети поняли,  для чего они нужны, я использовала метод  составления  загадок

.А давайте мы с вамипоработаем сустаревшими словами , и составим с загадоки.

1 Способ. Одушевление предметов, надо рассказать о предмете какой он от первого лица от 1 лица

Н-р: вы  коромысло, вы  печь; т.енаводите на себя образ и проговаривайте ка вы выглядите, а остальные попытайтесь угадать предмет,

2 Способ

Второй ряд будет работать по другому: вот вам картинки ,отвечайте, что этот предмет делает, не называя его.

Зачитайте, что у вас получилось.

Таким образом, развивается творческое речевое воображение, при работе по составлению загадок.

. А вот какие загадки сочинили наши дети. Я Вам их прочту, а вы отгадайте их.

1. «Не железная ,а деревянная

Вся яркая и расписная.

Сама не ем, а кормлю всех «(деревянная ложка)

2. «Я вся из кирпича,

То холодна, то горяча» (печь русская)

3. «Во мне бабуля и дедуля

Варили кашу да  щи

В русской печи» (чугунок)

4. Я горячий  чугунок

С печки вытянуть помог» (Ухват)

5. «Я ,радуга– дуга,на плечах вешу

В руках вёдра несу.

Вам воды принесу» (коромысло)

6. «Я не печка ,но с углями

Очень грею хорошо

Сарафаны все проглажу

Будет всем нам хорошо» (утюг)

На экскурсии в конном  заводе, нам поведали об истории конного завода и его основателя - графа Орлова,  который вывел породу Орловских рысаков. Кто такой Граф Орлов?  Дети затруднялись ответить.  У нас в садике есть исторические костюмы, глядя на костюм графа, дети сказали, что он похож на костюм принца.

И я сочинила  сказку для детей  о Графе  Орлове и селе Хреновом, которую вам сейчас расскажу…

Сказка,  про славного графа Орлова и село Хреновое.

Жила-была в государстве русском мудрая и справедливая императрица по имени Екатерина 2. Много врагов пыталось овладеть страной, которой она правила, но смелый и отважный народ не позволял тёмным силам захватить его родину.

        Был у царицы верный воин граф Алексей Орлов. Он был настоящий богатырь: могучий, отважный и умный. Да такой сильный, что мог,  одной рукой схватившись за колесо, остановить карету на лету.

        И вот однажды иноземцы вновь попытались захватить Русь. Они шли по Чёрному морю на огромных кораблях, под огромными парусами и наводили такой страх, что даже Царь морской их боялся, а рыбки расплывались в разные стороны и прятались глубоко на дно, в водоросли.

        Но не тут-то было. Не испугался их добрый молодец Алексей. Поднял он своих товарищей моряков в бой на белых русских кораблях и потопил недруга. Ох, и обрадовался Царь морской, когда увидел, какая добыча упала к нему в руки!

        Возвратился с победой храбрый граф Алексей  к императрице, и отблагодарила  она его щедро всякими наградами. И подарила ему земли вместе с сёлами в Воронежской губернии.

        Как ступил граф на эти земли, как увидел: леса высокие, поля широкие, степи бескрайние… Речка Хренка тихая, ласковая. А по берегам хрена растёт видимо-невидимо. И село чудно называется – Хреновое. И люди в нём приветливые, трудолюбивые.  Посмотрел Алексей, как травы шелковые по пояс колышутся и решил: «Быть здесь конному заводу».  Корму-то здесь хватит. Уж очень он лошадок любил. Но захотелось ему найти такую лошадку, которой свет не видывал. Отправился он искать её в заморские страны южные. Нашёл он там коня чудесного, необыкновенного и назвал его Сметанкой. Купил он его и отправился домой.

        Родились от Сметанки жеребята-ребята. А потом и у них родились детки, а потом и у деток детки. И не было сильнее и выносливее их в мире. Так рос Хреновской конный завод. Ухаживать за лошадками приехали солдаты и поселились в Солдатской слободке рядом с Хреновым. Так появился посёлок Слобода.

И жители села Хреновое, и посёлка Слобода – все любили лошадок, которых повелось называть орловскими рысаками, в честь графа Орлова, гордились их успехами в соревнованиях. Вместе праздновали их победы. И стали они жить поживать и добра наживать. Вот так лошадки подружили жителей этих деревень.  

После прослушивания авторской  сказки дети представили себя героями этой сказки в инсценировки.

Продолжая,  изучать историю Хренового. Ребята заинтересовались, а где протекала речка Хреновая? По всем документам её название «Хреновая» И мы отправились на экскурсию к тому месту ,где раньше протекала  широкая, тихая речка. Увидев, ребята удивились, что от речки остался маленький ,не заметный ручеек.

 У детей возник 1 вопрос :А куда исчезла речка?. Давайте с вами пофантазируем и сочиним сказку о речке.

1 способ.

Придумайте 10 слов – нарицательных существительных из разных областей. И начинаем их склонять, изменять, переставлять буквы. А затем составь из полученных слов предложения. Начиная с «Жили –были…»

2 способ

Слово – картинка –(конфликт)Что случилось с речкой? (ход событий)

Завязка

Чем история закончилась

развязка

А наши дети сказали, что речку засорили. И это стало основой придумывания новой экологической сказки: «Сказка, о том,  как Зайка поссорился с Речкой»

Почему я рекомендую вам использовать элементы сказки в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я получила реальные результаты: дети быстрее и лучше запомнили историю,  и достопримечательности нашего села. У них появилось желание беречь своё село и делать всё ему во благо.

А в заключении посмотрите постановку авторской сказки в исполнении наших детей.

Спасибо за внимания!


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросахэкологической сказки...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детск...