МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барышникова Галина Федоровна

Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании педагогического мастерства воспитателей в вопросах знакомства детей с экологической сказкой. Мастер-класс направлен на творческий поиск педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Аленушка»

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов

 «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Составитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Барышникова Г.Ф.

г. Жердевка, 2019 г.

  Цель:  оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах знакомства детей с экологической сказкой.

2.  Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса: 

        - Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

  Он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её. Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.  

        У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение. Ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом (на экране появляются картинки).

- Что общего между этими картинками? (экология)

- Что общего между этими картинками? (сказка)

- Как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка) «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.

        Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

        В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды.(Пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла).         А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

- Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

«Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это высиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем. »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки: 

1. Скворцы улетают в теплые края.

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

        

- А теперь я предлагаю вашему вниманию представление кукольного театра по экологической сказке «Ежик и заяц».

«Жил-был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц. Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?» Заяц:«Здравствуй ежик! А чему радоваться-то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное». Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце». Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»! Ежик: «Ага, зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет». Заяц: «Да ну, ежик, я тебе не верю». Ежик: «А давай проверим»? Заяц: « И как же это мы будем проверять»? Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня». Заяц: «Ой, спасибо, ежик, ты настоящий друг»! Ежик: « Зайчик и ты мне подари цветы». Заяц: «Да запросто, держи». Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай». Заяц: «Хорошо, ежик». Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет. Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок». Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»? Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды». Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку». Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку. 

Алгоритм составления сказок:

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.(например: лес).

2. Перечисляются одушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным.

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там - то...», «Как кто-то учился мудрости».

Зайчик и Медвежонок

        «Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке...»

        Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег.

Но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

 2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

 

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,  возможно, понял важность  экологической  сказки в воспитании детей.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо: «Вы – талантливы все»!