Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
материал

Мещерякова Леокадия Аркадьевна

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ekologicheskaya_skazka.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Мастер-класс 

по экологическому воспитанию

«Экологическая сказка как

метод формирования экологической культуры

воспитанников»

Выполнил:

воспитатель старшей группы

Мещерякова Леокадия Аркадьевна

Дата: 12.11.2018

2018 – 2019 год

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

 Материалы и оборудование:

Презентация; мультимедийное оборудование, ноутбук.

Ход мастер класса:  

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 Ни для кого не секрет, что в условиях ухудшения экологического состояния планеты экологическое воспитание детей является актуальной и важной задачей для воспитателей. Цель - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

Сегодня я в своем мастер-классе постараюсь познакомить вас с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через …. А вот через что вам предстоит догадаться, ответив на вопросы.

Игра с залом- на экране появляются картинки.

- Что общего между этими картинками? (экология)

- Что общего между этими картинками? (сказка)

- Как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)

Абсолютно верно. Почему я выбрала именно этот способ?

Во-первых, сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Во-вторых, у дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.

Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

 А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

Методика использования экологических сказок включает множество приемов:

– обсуждение со старшими дошкольниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например, рассказ В. Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц);

– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои упомянутой выше сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;

– сочинение сказки на заданный сюжет в мини-группах или по цепочке;

– сочинение детьми собственных сказок (индивидуально или в мини-группах и дома с родителями);

– красочное оформление своих произведений;

- Среди интересных приемов – инсценирование экологических сказок или их фрагментов.

- старая сказка на новый лад.

 Например, сказка, где Колобок отправляется на поиски своего растения (пшеницы) и встречает на своем пути зайца, медведя и лису, у которых уже есть свои растения (заячья капуста, медвежье ушко, лисохвост), вызывают у дошкольников не меньший интерес, чем первоисточник.,

- продолжение начатой сказки.

- прием «перевирания сказки».

- Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

1.Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу» 

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница - единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

 

2. А теперь я предлагаю вам попробовать прием «перевирания» сказки.

Чтобы вы поняли, что подразумевается под этим термином, я прочитаю вам сказку «Красная шапочка» в исполнении Джанни Родари.

Про дедушку, который не умел рассказывать сказки

Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка…

— Не Желтая, а Красная!

— Ах да! Красная Шапочка… Мама позвала ее однажды и говорит:

«Послушай, Зеленая Шапочка…»

— Да нет же, Красная!

— Да, да, Красная. «Пойди к тетушке Диомире и отнеси ей картофельную

шелуху…»

— Нет! Мама сказала: «Сходи к бабушке и отнеси ей пшеничную лепешку!»

— Ну пусть будет так. Девочка пошла в лес и встретила жирафа.

— Опять ты все перепутал! Она встретила волка, а не жирафа!

— И волк спросил у нее: «Сколько будет шестью восемь?»

— Ничего подобного! Волк спросил у нее: «Куда ты идешь?»

— Ты права. А Черная Шапочка ответила…

— Это была Красная, Красная, Красная Шапочка!

— Ну, ладно, ладно. Красная. Она ответила! «Я иду на базар покупать

томатный соус».

— Ничего подобного! «Я иду к бабушке, но я заблудилась».

— Правильно. А лошадь ей и говорит…

— Какая лошадь? Это был волк!

— Ну, конечно же, волк! Он ей и говорит: «Садись на семьдесят пятый

трамвай, доезжай до соборной площади, сверни направо, там увидишь

ступеньки вниз, а рядом на земле найдешь монетку в одно сольдо. На

ступеньки ты не обращай внимания, а монетку подбери и купи себе

мороженого!»

— Дедушка, ты совсем не умеешь рассказывать сказки! А мороженое ты мне

все равно купишь!

— Ладно. Вот тебе сольдо.

И дедушка снова стал читать газету.

Я предлагаю вам придумать свою сказку «Репка», используя прием «перевирания» сказки. Можно использовать в ней тех же героев или новых, но обязательно придерживаясь схемы сказки.

Собственный пример

Кукурузка

Посадил дядя Степа кукурузное зернышко.  Стал поливать его томатным соусом. Выросло зернышко красное-красное, высокое-высокое. Стал он кукурузу тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дядя Степа Медведя. Медведь ухватился за дядю, тот за кукурузку, тянут-потянут -вытянуть не могут. Позвали они Слона. Ухватил слон за медведя, медведь за дядю Степу–тянут–потянут,  вытянуть  не  могут.  Побежали они к доктору Айболиту за помощью. Доктор предложил кукурузку веревками обвязать.

Все они друг другу помогают тянуть, но не выходит.

Тут позвали Бобра. У Бобра были крепкие, белые зубы, потому что он

пользовался пастой «Колгейт». Подточил он немного кукурузку. Взялись они все вместе за дело.  Слон тянет, дядя Степа тянет, доктор тянет, Бобр грызет -вытянули  кукурузку.  То-то все обрадовались!  Всю зиму потом  ели  кукурузную кашу.

3.Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку. 

Алгоритм составления сказок.

1. Определить место, где будут разворачиваться события.

2. Определить героев и наделить их человеческими характеристиками.

3. Описывается случай.

4. Составляется текст от имени каждого героя.

5. Выводится жизненное правило.

6. Придумывается название сказки.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. 

 

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы – талантливы все»!

 

 


 Список литературы:

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для  детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова.  - Москва 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников через систему экологического воспитания".

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Одной из приоритетных задач экологического образования является формирование личности с уровнем культуры, реализующимся в экологи...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...