Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
материал

Косолапова Наталья Александровна

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хочу начать с маленького четверостишия: 

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

 (Слайд 2)

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра  - на экране

Слайд 3

- Что общего между этими картинками?

Слайд 4  Экология

Слайд 5

- Что общего между этими картинками?

Слайд 6 Сказка

- как можно объединить эти два слова?

Слайд 7 Экологическая сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Сейчас разделимся на две команды,  из мешочка выберем номер команды и придумаем название команд и девиз.

Выберем жюри.

Представления команд.

 1 задание.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки: слайд 8

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут

2 задание.

Вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…

(Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята  нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)

3 задание.

«Песенный»

Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах.

4 задание.

Вам свою сказку необходимо обыграть.

5 задание.

Загадки

1. Не прядет, не ткет,

А людей одевает. (овца)

2. Самый лучший пернатый певец России? (Соловей)

3. Хвост рыбий, но не рыба.

Пасть с клыками, но не зверь. (крокодил)

4. Самый музыкальный цветок? (колокольчик)

5. Я устраиваюсь ловко, У меня с собой кладовка.

Где кладовка за щекой! Вот я хитренький такой. (Хомяк)

6. Самая красивая птица в мире? (Павлин)

7. Кругла и гладка. Красна и сладка

Ел - плевался,. А доволен остался (вишня)

8. Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. (Родник)

9. Виден край, да не дойдешь (горизонт)

10. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок)

11. Круглый, овальный или квадратный цветник? (клумба)

12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

13. Сколько надо взять букв «а», чтобы получить птицу. (сорока)

14. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (дерево)

15. Почки пахучие, Листья – липучие, плоды – летучие (тополь)

16. Не жар, не огонь, А возьмешь в руки – опалит (крапива)

17. Что за ребятки на пеньках, столпились тесной кучкой

18. И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой. (Опята) Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

19. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица,

Знают все и млад и стар, Что она большущий шар. (Земля)

20. Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идет

Глаз нет, а плачет (туча)

Теперь поведение итогов.

Какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

Слайд 9

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4. Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Слайд 10

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Звездочка» Косолапова Наталья Александровна

Слайд 2

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Слайд 3

Что общего между этими картинками?

Слайд 5

Что общего между этими картинками?

Слайд 6

Сказка

Слайд 7

Экологическая Сказка

Слайд 8

Ошибки : 1. Скворцы улетают в теплые края 2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова. 3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку. 4. Белки в спячку не впадают. 5. Зимой появляются птенцы у клеста. 6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут

Слайд 9

Этапы работы с экологической сказкой Чтение сказок. Исправление ошибок в сказках. Составление новых или дополнение уже существующих сказок Театрализация сказок.

Слайд 10

Вы- талантливы все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросахэкологической сказки...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детск...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарнымиэкологическими представлениями через экологические сказки....