Мастер-класс для педагогов "Экологические сказки в воспитании дошкольников"
методическая разработка

Зайцева Елена Александровна

Мастер-класс для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Виталия Валентиновича Бианки»

Мастер-класс

«Экологические сказки

в воспитании дошкольников»

 

Зайцева Елена Александровна,

воспитатель

Цель мастер-класса:  оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. 
Задачи: 

  • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
  • способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке;
  • воспитывать любовь к природе.


Ход мастер-класса

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить!

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала

И росли как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Уважаемые коллеги, в настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше внимания. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой.

Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

Но как же донести это до малышей?

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития и воспитания дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать им приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, которые воспитали бы нравственную и экологическую культуру.         

Посмотрите на экран и скажите, что общего между этими картинками.

Игра с залом - на экране появляются картинки.

- что общего между этими картинками (экология)

- что общего между этими картинками (сказка)

- как можно объединить эти два слова (Экологическая сказка)

        Правильно – экологическая сказка.

        Тема моего мастер-класса «Экологические сказки в воспитании дошкольников».

Таким занимательным средством обучения дошкольников может стать экологическая сказка. Авторских сказок о природе довольно много: сказки Б. Заходера, рассказы В. Бианки, В. Танасийчука, Л. Толстого, Г. Пришвина. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки. 

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Например, если я хочу выяснить, как мои дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про рыбку или маленького головастика и т.д.

      Мы окружены природой: золотыми полями, цветущими лугами, дубравами, березовыми рощами. И как  же нам донести детям всю эту красоту и ответственность за сохранение этой красоты. Конечно, через сказку.

Что можно сделать со сказкой?

       А вы любите сказки? Все дети очень любят сказки, а как вы думаете за что? Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но сказка ещё и ненавязчиво воспитывает ребенка. Хочется выделить приемы работы с экологической сказкой:

1. Чтение сказок

2. Исправление ошибок в сказках

3. Составление новых сказок

4. Дополнение уже существующих сказок

5. Драматизация сказок.

В своей работе по экологическому образованию детей я использую прием чтения сказок. Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей, и может входить в другие виды деятельности: экологические занятияопытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Многие русские народные сказки и авторские сказки могут стать экологическими сказками.

Например, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям?

Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет? А еще? Да, уход за репкой.

Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

 В сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведение крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

  В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. Почему? Потому что вода в ней могла быть опасной? 

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам.  Так в группе появились самодельные книжки сказок о природе.

 Учимся с детьми сочинять сказки. Ребята очень любят сами сочинять экологические  сказки, а потом рассказывать и показывать их воспитанникам младших групп. Сочиняем сказки обычно мы в вечерний отрезок времени.  Я предлагаю детям сюжет и уже вместе с ними уточняем и узнаем в энциклопедиях, познавательных журналах данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Составление экологических сказок помогает детям усвоить определенный материал. Например, если я хочу выяснить, как мои дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать? Если же мы изучаем жителей подводного мира, то сказка будет про рыбку или маленького головастика и т.д.

Очень интересен детям прием (метод) дополнения уже существующих сказок. Этот метод я использую как начальный. А также им очень нравится исправлять ошибки в сказках.

Мы с детьми очень любим эти сказки драматизировать или показывать кукольные спектакли с использованием разных видов театра.

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу предложить Вам одну из наших экологических сказок.

Она называется «Зимой в лесу». Это необычная сказка. В ней Вы должны будете определить, что сказано верно, а что нет. То есть, найти ошибки. И как только Вы найдете ошибку, хлопните в ладоши. Итак, сказка начинается.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»


 Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. 
Вот пробежал заяц.

А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя.

"Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - «Давайте ее поймаем».

Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год 
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут


Вывод: с помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе. 

         Игра в группах.

Предлагаю разделиться на две группы (те, кто выбрал листик красного цвета – 1 группа, кто выбрал листик желтого цвета – 2 группа).

1 группа (5 человек) - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая. затем вы нам ее прочитаете.

2 группа (6 человек) - вам необходимо уже существующую сказку обыграть (Репка).  Но так чтобы сказка приобрела экологическую направленность.

2. Дополнение уже существующей сказки

Предлагаю Вам дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок»

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке. Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить.

  А вам я предлагаю показать знакомую всем сказку «Репка», но на новый лад.

3.  Драматизация сказки «Репка на новый лад»

 Уважаемые коллеги.  Мне было с вами легко и интересно работать. - Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо: «Вы талантливы все»!

сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль экологических сказок в воспитании дошкольников»

     В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников.


Зайчик и Медвежонок.

(Экологическая сказка.)

      Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта, намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

       Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой как раньше, но настроение у друзей было приподнятое и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её.  Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

    На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.    


Репка

(экологическая сказка)

Ведущий Посадил дед репку. А когда её сажают? (Весной)

Дед Сколько времени прошло, а она не растёт?! Бабка, иди помоги!

Бабка Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу. Полью.

Несёт воду красного цвета.

Дед Что-то водичка странная. Где ты её взяла?

Бабка В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться.

Зовёт внучку.

Внучка, смотри, какая водичка красивая!

Внучка Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка В нашей речке.

Внучка Что ты, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду принесу воду из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку.

Дед, бабка и внучка уходят.

Звучит песня «А в Подмосковье водятся лещи.»

Появляются туристы. Они бросают под репку мусор.Уходят.

Выходят Дед, бабка, внучка (вздыхают) Не растёт!

Внучка Жучка! Иди помогай!

Жучка Надо землю взрыхлить.

Лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет.

Жучка Наверное, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди помогай!

Жучка и кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор.

Кошка Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а всё вокруг засорили.

Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой и внучкой.

Дед, Бабка, Внучка Расти репка большая-пребольшая!

Жучка Теперь и вода чистая.

Кошка И земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка А что меня не зовёте? Репка выросла?

Все Пусть растёт до осени.

Мышка Тогда и будем урожай собирать.


В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

  Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Многие русские народные сказки и авторские сказки могут стать экологическими сказками.

Например, читая сказку «Репка», какие понятия мы можем дать детям?

Правильно, овощная культура. Чтобы репка выросла, нужна почва, вода, семя, тепло и свет, а ещё? Да, уход за репкой.

Рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

 В сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д.

В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведение крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

  В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?

В. Даль «Война грибов и ягод»

Рассказать детям о том, что есть съедобные грибы и ядовитые. Дать представление о правилах сбора грибов. Научить по картинкам и основным характерным признакам различать некоторые грибы.

 

Сейчас я вам познакомлю  с приемами работы с экологическими сказками.

Приемы работы с экологическими сказками

1 Чтение сказок. 

«Ёжик»   Юлия Молчанова 

Жил в лесу ёжик. Он был очень красивый. Тело покрыто колючками, мордочка вытянута как у мышки. Ёжику в этом лесу тяжело жилось, потому что лес был очень загрязнённым. Под деревьями валялось много бумаги, целлофановых пакетов, пустых консервных банок. И маленький ёжик решил спасти лес. Он подцепил бумагу и целлофан на свои колючки и уносил всё это в одно место. Пустые консервные банки он толкал мордочкой к свалке. Эта тяжёлая работа отнимала много времени и сил у маленького ёжика. И ему стали помогать мыши, белки, зайцы. Мыши грызли бумагу на мелкие кусочки, белки и зайцы занялись банками.

Когда приходили люди, ёжик крутился у них под ногами и следил чтобы, они не оставляли мусор. Однажды мальчик съел конфету, а фантик бросил на землю. Тогда ёжик свернулся в колючий шар и стал колоть мальчика своими колючками, белки забросали его сосновыми шишками. Мальчик поднял фантик и положил его к себе в карман. Так лесные звери проучили несмышлёного мальчишку. А ёжик и его друзья продолжают очищать лес. Скоро там будет совсем чисто.

 Вопросы к сказке:

  1.  Почему ежику тяжело жилось в лесу?
  2. Что решил сделать ежик?
  3. Как ежик спасал лес?
  4. Как звери помогали ежу?
  5. Как звери проучили мальчика?
  6. Как вы поступаете с мусором, когда оказываетесь в лесу?

 2. Исправление ошибок.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»


 Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. 
Вот пробежал заяц.

А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя.

"Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - «Давайте ее поймаем».

Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год 
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут


Вывод: С помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе. 

     


4. Составление новых  сказок

    4.1.  Прием «салат из сказок», заключается в следующем: в новую сказку вводятся герои различных произведений. Например, пусть дети представят, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу («Волк и семеро козлят»«Три поросенка»«Красная Шапочка»). Как такое событие скажется на обстановке в лесу?

    4.2.  «Новый персонаж»,  В знакомой сказке можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. Например, представим, что в сказке о Красной Шапочке появляется представитель общества защиты сказочных животных, а Серый Волк –  один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Как будут развиваться события в этом случае?

4.3. С возрастом дети теряют интерес к известным сказкам, сюжет которых они знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, известный сказочник Д. Родари предлагает, как бы вывернуть сказку наизнанку.

Прием получил название «сказки «наизнанку».

 В такой сказке добрые герои становятся злыми, и,  наоборот, злые –  добрыми. Изменение характеров персонажей влечет за собой и изменение их поведения, а,  следовательно, и сюжета популярных сказок. Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка –  злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — тот,  кто ведет себя экологически неграмотно. Лес – это место обитания Волка. Естественно, он стремится сберечь его в первозданном виде, оберегает его от влияния людей. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше. Кроме того, Волку известно об отрицательном влиянии вытаптывания травы на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка, и хочет посоветовать ей выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибегнуть к крайней мере…

      4.4. Прием «сказка в заданном ключе»  предполагает использование сказочного сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство.

4.5. Прием «герои сказок — игрушки».  (Дж.Родари) Любимые игрушки детей – куклы, игрушечные животные –  могут попадать в различные сказочные ситуации, при этом их экологически неграмотное поведение может привести к печальным последствиям. Эти последствия они преодолеют только в том случае, если изменят свое отношение к природе.

4.6. Прием «герои сказки — реальные объекты», воспитатель может использовать любые окружающие ребенка объекты. Нужно лишь помочь ребенку взглянуть на них по- новому. В тридесятое сказочное государство может превратиться обыкновенная лужа, в которой есть свои обитатели. Если проводить с детьми наблюдения за прорастанием горошины, она может стать героиней сказки.

4.7. Прием «герой сказки — сам ребенок» Можно,  «поместить» ребенка в условия, когда он должен будет верно спланировать свои действия по отношению к природе. И только приобретенные ранее знания помогут ему сделать правильный выбор. Слушая сказки о себе, ребенок может корректировать собственные действия как персонажа, подсказывая ход повествования взрослому. Истории такого типа способствуют формированию у детей умения прогнозировать свои действия, моделировать различные ситуации.

 А сейчас предлагаю вам разделиться на группы и выбрать один из понравившихся приемов и придумать новую сказку.

5. Драматизация сказок.

  А сейчас я предлагаю вам показать знакомую всем скаку «Репка» но на новый лад.

 Драматизация сказки «Репка на новый лад»

 Уважаемые коллеги.  Мне было с вами легко и интересно работать. - Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо: «Вы талантливы все»!

Литература:

1. Смирнова В.В.Тропинка в природу. Санкт- Петербург

2. Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва 2002.

3. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.

4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер - класс «Использование степ – аэробики в физическом воспитании дошкольников»

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых яв...

Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников в рамках требований ФГОС».

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья....

Мастер-класс для педагогов по теме "Гендерное воспитание дошкольников"

В ходе мастер- класса показаны методы и приемы,  позволяющие сформирровать гендерную принадлежность...

Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"

Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...

Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки.

МКДОУ детский сад  «Баир»       Мастер-класс для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через героев сказки....