Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)
презентация

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение  исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России,  сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического госудаоства, уважающих права и свободу личности; объединение усилий семьи, ОУ, в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_guseva_gerasimova.docx47.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42»

Духовно – нравственное воспитание  дошкольников

средствами устного народного творчества.

Мастер - класс для музыкальных руководителей города

Ответственные: Герасимова Ж.Н.- муз. руководитель выс.к.к

                               Гусева М.А. – муз. руководитель выс.к.к.

17 марта  2017г.                        г. Ярославль.

Введение.

  «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном  прошлом». Д. Лихачёв

Русское народное творчество в жизни дошкольника.

   Мы, городские жители, находясь в своих квартирах, перестали ощущать великую радость пребывания  в нашем общем доме – Природе. Потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье, разрушает наши нравственные устои. И здесь есть чему поучиться у наших предков.

   Если обратиться к годовому кругу календаря, то становится очевидным тот факт, что дети внесли свой собственный вклад в русскую культуру и сохранение традиций русской духовности.

   Участие детей в православных праздниках и календарных обрядах, в игровом и обрядовом фольклоре открывает целый мир детского творчества. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках дети кликали Коляду, славили Рождество, потом встречали «широкую гостью Масленицу», закликали солнышко и весну с жаворонками, на Троицу завивали берёзку.

   Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.

   И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

                           

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

Цель: активизировать организаторские и творческие способности музыкальных руководителей, способствующие повышению профессиональной компетенции.

 

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

  Руководители программы: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,

О.В.Солнцева.

  Данная программа разработана на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

   Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, ребёнок изначально толерантен. Поэтому компонентами содержания социального развития становятся толерантность, патриотизм, гражданственность  и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребёнка в культуру.

   Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников

   Наиболее ценной для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведение разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

 Наиболее доступными  для дошкольников являются:

  • Народная игровая культура. Народные игры разных видов: подвижные игры и состязания, сюжетные, хоровые и словесные, народная игрушка, народный праздник, народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребёнка в пространство родной культуры, что способствует ознакомлению детей к истории развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, их поликультурному развитию.
  • Устное народное творчество. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали и пр. Их освоение помогает понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
  • Декоративно- прикладное искусство. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур позволяет увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (среды обитания). Возможность наблюдать, участвовать в создании предметов народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребёнка.
  • Поликультурное пространство музея. Современные технологии делают доступным процесс приобщения детей к разным культурам в условиях музея. Возможно использование элементов музейной педагогики в ДОУ за счёт организации и деятельности детского мини-музея.

   Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и  самостоятельной деятельности:

  • Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.
  • Знакомство с устным народным творчеством, народными игрушками, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками.
  • Обсуждение реальных специально созданных ситуаций.
  • Метод проектов. (Собирание коллекций, альбом «Мы разные»,  создание мини-музея)
  • Праздники (народные и обрядовые), театрализованные музыкальные   развлечения, семейные вечера.

   Итоги освоения содержания программы.

  • Ребёнок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны, мира, стремится к знакомству с их культурой.
  • Ребёнок относит себя к определённому этносу, имеет представление об особенностях этого этноса.
  • Знает название нескольких этносов России, стран мира, называет особенности внешнего вида, произведения народного творчества, народных игр, игрушек.
  • Положительно высказывается о представителях разных народов, толерантно относится к детям других национальностей.

 С удовольствием рассказывает о своих друзьях.

  • Знает способы налаживания общения и использует их при решении проблемно- игровых и реальных ситуаций взаимодействия.
  •  С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры (праздники, театральные постановки, проекты, оформление выставок).

« …самым высоким видом искусства, самым талантливым, гениальным           является народное искусство, то, что запечатлено народом, что народом     сохранено, что народ пронёс через столетия… в  народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».  

                                                                              М.И. Калинин.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

   В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает  «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия.

   Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм».

   Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

   Значит,  одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык,  и происходи наилучшее проникновение в его сознание.

   Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего

прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

   Задачами  духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Как мы видим, приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОУ: воспитателя, музыкального руководителя, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.

   Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:

   - доброжелательно относился к инициативе ребёнка

   - одобрял его инициативу

   - предоставлял возможность к самостоятельным действиям

   - создавал условия для этих действий      

   Именно в детстве зарождается любовь к Родине. Она начинается в семье и выражается отношением к самым близким людям. Любовь к окружающим людям, родным местам, Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает в его душе отклик. От этого зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру. Поэтому так важно формировать чувство сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины.

   Огромную роль в приобщении к истокам русской народной культуры играет знакомство с поэтическим, музыкальным, народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством.

   Интерес к фольклору – это интерес к своей истории, к жизни народа в разные времена. Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.

«Фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость».

Жанры детского фольклора.

   Русские загадки – это выдумка, остроумие и меткая разговорная речь, умственная гимнастика, соревнование на смекалку. Они помогают развивать наблюдательность, любознательность, познавать богатство русского языка.

   Пословицы и поговорки – это народная мудрость. Они кратки, выразительны, приобщают к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить честность, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.

   Малые формы детского фольклора – ( потешки, считалки, прибаутки, дразнилки), сказки, песни, народные игры, хороводы дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Они удовлетворяют детскую потребность в радости, развивают воображение детей.

   Припевки, колядки, скороговорки, заклички – содержат в себе элементы игры. Все они развивают дыхательный аппарат, дикцию, темп речи, помогают окрепнуть детскому голосу, обогащают речь.

   Игровые и плясовые песни – яркие,  напевные, поэтические, имеют элементы игры, сопровождаются действием. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она обогащает музыкальными образами, формирует художественный вкус ребёнка, пополняет речь ребёнка типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Их можно петь в разных тональностях, цепочкой, диалогом, прохлопывать ритмический рисунок, исполнять в сопровождении русских народных инструментов.

   Русские народные игры – содержат в себе короткие песенки или песенные диалоги. («Я на камушке сижу», «Бабушка Маланья», «Пахари и жнецы»,  и т. д.). Иры с пением имеют важное значение в музыкальном воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры с пением могут проводиться без музыкального сопровождения,  вне музыкального занятия под руководством воспитателя.

    Словесные игры – требуют сообразительности, внимания, настойчивости.   ( «Да-нет», «Фанты», «Молчанка»), учат соблюдать правила, развивают воображение, умение находить правильное решение.

   Подвижные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории. («Гуси-гуси», «Прятки», «Жмурки», «Гори ясно», «Два Мороза», «Колечко», «Краски»).

   Народные игры сочетают в себе отдых и компенсацию недостаточных нагрузок:  физических, умственных, эмоциональных. Именно игровая форма способствует освоению детьми фольклорного языка.

   Русский хоровод – это жанр, в котором поэтическое и музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия. В них воспевается природа: широкие луга, травушка-муравушка, кудрявая берёзонька, цветущая калина. Игры- хороводы помогают представить себя сильным, метким, ловким, развивают сообразительность и смекалку, дают почувствовать себя певцами и танцорами, трудолюбивыми молодцами и красными девицами. («Во поле берёза стояла», «Травушка-муравушка», «Вейся капустка», «Калина»)

   Народные игры-хороводы образны. Они развивают у ребёнка ловкость, осторожность, создают определённый эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши  своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке. («Плетень», «Каравай», «Патока с имбирём»)

   Русский народный танец – это непросто набор жестов,  движений и поз – это рассказ в музыке и движениях, то есть танец имеет сою сюжетную линию. Каждая поза, жест, взгляд имеют смысл и передают определённые отношения танцующих,  которые и раскрывают сюжет танца.

   Сказка – древний вид словесного творчества народа. Проходят века, а народная сказка продолжает жить. Она источник радости, мудрости, а так же увлекательное произведение позволяющее разобраться во взаимоотношениях героев и понять мотивы поступков.

   Сказка – это ориентир отношений к человеческим ценностям, добродетелям, пониманию добра и зла, честности и обмана, правды и лжи, простодушия и обмана, трудолюбия и лени, любви и ненависти. Сказка знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта и т. д. В сказках отражена историческая жизнь народа, его характер, язык. В них  утверждаются высокие нравственные принципы – уважение к человеку, трудолюбие, любовь к родной земле, скромность, честность, гостеприимство, доброта.

   Виды сказок:

 - Сказки о животных возникли, когда люди жили охотой, отражают верование народа, имеют магический характер. Под животными подразумеваются люди.

- Волшебные сказки отражают мечты людей о лучшей жизни (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка). Волшебные сказки – это борьба добра и зла, преодоление препятствий, победа добра над злом.

- В бытовых сказках события происходят в реальном мире. В них высмеивается жадность, скупость, глупость, лень, капризы. Они воспевают сообразительность, ловкость, скромность.

  Декоративно- прикладное искусство – с ним знакомятся дети на занятиях, на которых  получают  первые представления о художественной культуре своего народа (костюм, посуда, игрушки, роспись и т.д.)

   В основе планирования  по знакомству дошкольников с народным творчеством - народный и православный календарь – живое отражение всей жизни русского народа. Народный календарь складывался веками и включил в себя наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её.

   Успех проведения народного праздника в детском саду зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Поэтому важно разъяснить ребёнку как возник и в чём смысл и идея проводимого праздника, необходимо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свою любовь, подобрать слова, которые тронули бы каждого ребёнка.

Заключение.

   Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря русским народным традициям, в доступной форме, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно-нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

   «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от тог, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                       В.И. Сухомлинский.

   

 

   Подготовила: Герасимова Ж.Н. муз. рук.выс к. к. «МДОУ Детский сад №42»

Духовно – нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Духовно  - нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

• духовно- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

• духовно- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

• духовно- нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

• духовно-нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Привитие детям чувства любви к своему родному краю, к Родине, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, приобщение детей к народному творчеству, художественной и музыкальной деятельности – является главными задачами педагогов ДОУ. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её  творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству – фольклору.  

Фольклор является богатейшим источником познавательного и  духовно - нравственного развития детей. Поэтому мы и обращаемся к фольклору.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Поэтому мы обращаемся к фольклору,  как к средству развития духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Какова же жанровая система русского фольклора? Что она в себя включает?

Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:

  • календарные обрядовые песни (скоморошечьи, хороводные, плясовые, заклички);
  • песни свадебного цикла (хоровые);
  • песни военно-бытовые (солдатские);
  • песни семейно-бытовые (колыбельные, отпевальные, плачи);
  • песни трудовые (ямщицкие);
  • эпос (былины, баллады, сказания);
  •  танцевальные жанры;
  •  лирические песни (напевы);
  • частушки (страдания, припевки)
  • песни городские (романсы, лирические, протяжные). Они появились позднее
  • Инструментальную музыку.

Уже с рождения ребёнок знакомится с народным творчеством. Это - колыбельные песни, в которых мать рассказывает, что в родном доме ребёнка ждёт любовь и ласка, что мир может быть добрым и злым и как в этом мире жить. Колыбельные песни учат детей петь задушевно и ласково, с теплотой, воспитывают любовь к матери. Частушки, лирические песни – это песни с особенностями содержания – учат ценить юмор, колоритность исполнения. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.

А теперь поговорим об  истории развития русского фольклора.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя,  кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Народные песни создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и музыке; передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Первые записи народных песен относятся к 17 веку. Собиратели песен: А С. Пушкин, Н.В. Гоголь,  Алексей Васильевич Кольцов и др. А также композиторы П.И.Чайковский, Николай Андреевич Римский -  Корсаков, М.И. Глинка.

Исторически сложилось, что русские песни  пели в сопровождении музыкальных инструментов или "под язык».
Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал  влияние и на фольклор.

Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.

В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру!  

Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родин.
 

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. 

На западе принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации. 

Русские танцы имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров (Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца «Плетень», «Воротца»).

Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки.  Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под  народные мелодии или под частушки.
Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.
Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Пляски-импровизации: 
Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.  
Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Чеботуха", "Тимоня", "Валенки».
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы,  разнообразные комбинации.

Русские танцы разносюжетны и разнохарактерны:

«Барыня», «Берёзка», «Калинка», «Матаня», «Метелица», Русская пляска», «Тройка», «Трепак», «Яблочко» и др.

Народные музыкальные инструменты.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолина, семиструнная гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан оркестр русских народных инструментов, в котором русские народные инструменты, такие как балалайки и домры, были усовершенствованны.

Исконно  русские  инструменты: ложки,  бубен, трещотки,  рожки,  свирель,  гусли,  жалейка.

Инструменты: баян,   домра,  балалайка  пришли к нам с Запада.

В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделяем такие компоненты:

  • Создание эффективной  предметно-развивающей среды.
  • Использование активных форм работы.

В процессе работы собраны предметы старины, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, кринки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые  пробуждают интерес у ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять , что они – часть русского народа.                                                                                  

Большую помощь в развитии интереса у детей к народному быту, к традициям старины, к старинным русским забавам оказывают мини-музеи, созданные в группах, экскурсии в библиотеку, где детям в доступной форме рассказывают и показывают предметы национального старинного обихода.

Педагоги  широко  используют народный фольклор во всех его проявлениях:

Знакомят  со сказками, пословицами и поговорками, загадками, песенками, частушками, календарно – обрядовыми песнями, танцевальными жанрами (хороводами), инструментальной музыкой  в исполнении оркестра русских народных инструментов и

 музицируют  на русских народных музыкальных инструментах.

В процессе познания фольклора во всех его проявлениях дети усваивают нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Учатся уважительно относиться к труду, удивляться и восхищаться  мастерству человеческих рук.  

  • Народные праздники и традиции.

Раскрытие личности в  ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры у нас занимают народные праздники и традиции. В народных традициях веками накоплены тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают о гостеприимстве и хлебосольстве русского человека, взаимосвязи музыкально-поэтического творчества с трудом и бытом, обычаями русского народа, воспитывается интерес у детей к истории своей семьи, культурным традициям своего края, к культурному наследию нашей страны – всё то, что приобретает в наши дни особую значимость.

У нас в детском саду уже стало традицией проводить праздники и развлечения, в том числе и народные праздники с участием детей в совместной деятельности с родителями и педагогами.

 С участием взрослых и детей мы проводили «Рождество».  Разучивались с детьми рождественские колядки, весёлые игры – «Зимушка-зима» и др. На празднике были шутки , смех, игры и соревнования с Бабой-Ягой. Детям очень понравился праздник.

 Проводился праздник «Широкая Масленица». Взрослые с большим желанием откликнулись исполнить роли «Зимы», «Весны», Скомороха», «Бабы-Яги», «Лешего». «Масленица проходила с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами. Праздник из зала перенёсся на улицу, где прошли  игры-соревнования с Бабой – Ягой, поиски пропавшей «Масленицы», катанием на санках.

Праздник «Пасхи» проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. Взрослые, как всегда, участвуют в празднике вместе с детьми, способствуя  развитию у детей  познавательной активности, зарождению ответного душевного чувства и интереса к обычаям и культуре русского народа.

Проводились фольклорные праздники: «Встреча Весны», «Праздник птиц», «Ярмарка», «Красная горка», «Праздник берёзки», «Осенины» и др.

Приобщение дошкольников к народной культуре проводим в форме бесед, различных игр, посиделок, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

 Только совместно со взрослыми удаётся донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии праздников, сделана подборка костюмов для взрослых и детей.

  • Народные игры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные  традиции. Особенность русских народных игр в том, что все они имеют нравственную основу. Приобщение дошкольников к русским народным играм даёт положительный воспитательный и развивающий эффект (дети усваивают моральные нормы, традиции, устои семьи, коллектива и общества).

Формы работы.

В процессе своей деятельности мы нашли, на наш взгляд, наиболее эффективные формы работы по приобщению дошкольников к устному народному творчеству.

  • Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами, сказками через театрализованную деятельность.
  • Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
  • Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
  • Знакомство с народными играми и традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок.
  • Использование игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
  • Организация совместной работы педагогов, родителей  и  детей (разучивание ролей, песен, изготовление костюмов, атрибутов к играм-драматизациям) и др.
  • Проведение фольклорных, народных обрядовых праздников («Колядки», «Широкая Масленица», «Пасха», «Красная горка», «Осенины», «Ярмарки») в совместном  участии детей в музыкально-театрализованной деятельности  с педагогами и родителями.
  • Анкетирование родителей, сбор отзывов о проведённых мероприятиях (удовлетворённость родителей).
  • Проектная деятельность. Среднесрочные проекты: «Широкая Масленица»,  «Пасха» (сентябрь – апрель) в совместном участии с детьми, педагогами и родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды:

- библиотека по теме «Русское народное творчество»;

- картотеки народных игр;

- картотека народных обрядов и традиций;

- картотека русских народных инструментов;

- инструменты русского народного оркестра;

- ростовые куклы;

- кукольный театр;

- демонстрационный и иллюстрационный материал;

-фонотека русских народных мелодий и песен;

-реквизит и костюмы для проведения русских народных  праздников;

-максимальная реализация образовательного потенциала для развития предметно-пространственной среды в группах для самостоятельной деятельности детей (создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной, доступной и безопасной  образовательной среды, пополнение атрибутов для ряжения, музыкальных инструментов, фонотеки и др.)

Вывод:

Таким образом,  систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:

  • у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
  • обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
  • у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
  • у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
  • развита эмоционально-волевая сфера;
  • воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.

Подготовила: Гусева М. А. музыкальный руководитель выс. к.к.

 «МДОУ Детский сад № 42»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

ПРОЕКТ "МАСЛЕНИЦА" в средней группе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русской народной культуры.

ПАСПОРТ ПРОЕКТАТема: «Масленица»Образовательные области:• «Познание»;• «Музыка»;• «Коммуникация»;• «Художественное творчество»;Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети средней группы, воспитател...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....

Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)

Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия  духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой систем...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ г. Ярославля 17.03.2017.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом " Д. Лихачёв....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ "Музыкотерапия как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребёнка" (30.1.2019)

Мастер - класс для музыкальных руководителей ДОУ.  Музыкотерапия - использование музыки в целях сохранения и укрепления здоровья ребёнка....