Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
статья по теме

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.

В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и суждения, приходит понимание «Что такое хорошо и что такое плохо»,

формируются поведенческие основы. Очень важно вызвать у ребенка проявления добрых чувств к людям,  позитивное отношение к окружающей обстановке и к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_opyt_raboty.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников  посредством  устного народного творчества».

 

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особенное внимание важности задачи воспитания подрастающего поколения в современных условиях глобализации, когда теряется все национальное и индивидуальное. [1] В духовно - нравственном    воспитании дошкольников должен присутствовать  национальный региональный компонент.  Русская народная культура во всем ее многообразии обладает большими воспитательными возможностями. Современное поколение усваивает национальные традиции, национальное понимание, нравственные категории через устное народное творчество. Ещё Ушинский говорил, что литература, с которой впервые  встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного  чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой,  приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего,  являются произведения устного народного творчества во всём их жанровом  многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,  пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим  содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и  развития ребенка.  

В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и суждения, приходит понимание «Что такое хорошо и что такое плохо», формируются поведенческие основы. Очень важно вызвать у ребенка проявления добрых чувств к людям,  позитивное отношение к окружающей обстановке и к природе.

Начиная знакомство с устным народным творчеством, под звуки песенок и потешек, их ласковых и напевных слов малыши не только дают себя утешить накормить, умыть, но и начинают вслушиваться в звуки родной речи, улавливать ее  музыкальный ритм и рифмы.

         Произведения устного народного творчества  помогают установить контакт с малышами, пробуждая доверие к воспитателю.

 Во время адаптационного периода у пришедших в детский сад детей проявляется беспокойство, они часто плачут,  в этот момент я стараюсь   переключить внимание ребенка,   заинтересовав его различными  потешками. Для этого мною были  подробно изучены, и сгруппированы по назначению  произведения  русского фольклора: песенки, потешки, стишки, произносимые  при утреннем приеме детей, при кормлении, при одевании, при укладывании во время дневного сна, при умывании, во время прогулок при наблюдении за окружающим миром. Вот, например потешка, которую я напеваю малышу для поднятия настроения:  

Кто у нас пригожий,

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий.

Пойди по дорожке,

Топни Саша ножкой».

«Наша Оля маленькая

На ней шубка аленькая.

Шапочка пуховая,

Оля чернобровая».

 «Во саду, садочке

Выросла малинка.

Солнце ее греет,

Дождичек ее лелеет.

А в светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят!

 

 Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пойди по дороженьке,

Топни, топни, ноженькой. [2]

Чтобы  ребенок усвоил культурно-гигиенические навыки, во время умывания я приговариваю потешки: « Водичка, водичка, умой моё личико»

 «Чистая  водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке».  

Умылись наши малыши и садятся кушать. Во время кормления дети  кушают и слушают потешки.

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

 «Сорока-Белобока», «Ай,  качи-качи-качи!»

Во время прогулок я стараюсь привлечь внимание детей следующими игровыми потешками и стихами:

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк, топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись.

«Мишка косолапый по лесу идет» [2]

Рассказывая игровые  потешки детям, я  предлагаю им изобразить, как прыгает зайчик, или  как ходит медведь.

Яркие детские впечатления от наблюдения за птицами, животными, природными явлениями  сопровождаю словами песенок – потешек это вызывает у ребенка положительные  эмоции, и в сознании у него  возникает  связь  между словом  и предметом.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка! [2]

И радость детей при виде солнца стала еще ярче, когда они услышали эту песенку.

Сочетание зрительных восприятий параллельно с яркими поэтическими образами раскрывают перед ребенком красоту окружающего мира.  

Для понимания образных выражений, смысла в  произведениях  устного народного творчества ребенку нужно собственное участие, разговор,  действие. В большинстве своем потешки построены на диалогах: вопросах - ответах.  После повторений потешек малыши начинают отвечать на вопросы словами персонажа.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-у-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку! [2]

Эти  веселые произведения  русского фольклора   создают хорошее настроение.   Заинтересовавшие  детей   потешки мы  учим   наизусть. Детям нравится обыгрывать потешки, полные динамики и шутки, передавать образы героев, подражать голосам животных, повторять их движения.

 Постепенно я расширяю и усложняю выбор произведений устного народного творчества и знакомлю ребят с более сложным сюжетом и большим количеством персонажей. Настольный театр, инсценирование сказок, стихотворений своим непосредственным впечатлением делают не только смысл произведения понятным, но и воспитывают нравственность  многовековой народной мудростью, заложенной в произведениях устного народного творчества. Сказки «Теремок»,  «Репка, «Бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят»,  «Кот, петух и лиса»,  «Заюшкина избушка»:  воспитывают дружелюбие и взаимовыручку, любовь и послушание родителям,    поощряют заботу о ближнем.

В более старшем возрасте дети познакомятся с русскими сказками, которые помогут им сформировать образ русского национального  положительного героя: доброго, смелого и бескорыстного.

Чтение сказок, проговаривание потешек  я сочетаю показом иллюстраций. Чем меньше ребенок, тем большое значение имеют для него рисунки, наглядно иллюстрирующие содержание сказки. Обращаю внимание детей на художественные детали, характеризующие сказочных героев. Иллюстрация помогает ребенку через гамму красок, их эмоциональную выразительность проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.  Художественное слово в сочетании с изобразительным искусством пробуждают у детей способность сострадать и сочувствовать. В утренние и вечерние часы, когда в группе присутствует   меньшая часть детей, я провожу индивидуальные занятия с детьми, у которых эмоциональное восприятие менее развито, что позволяет значительно развить речь, эмоциональную сферу и восприимчивость.

Русские народные сказки, как и все произведения устного народного творчества, пробуждают в детях благородные чувства.  Сказки русского народа  передают черты русского характера, нравственные идеалы – добра, красоты, правды, верности и т. д.. [3]

Чтобы обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, провожу беседы и консультации  с их родителями,  рассказываю о пользе совместной деятельности с детьми, в том числе о чтении, о  рассматривании картинок, ведь то, что малыш сделает первый раз в контакте со взрослым, позднее он сумеет сделать и сам самостоятельно. [4]

Таким образом, приобщение детей к устному народному творчеству способствует формированию нравственных качеств, развитию речи. Мы с раннего детства формируем у дошкольников нравственное отношение к окружающему миру, закладывая моральные основы   человеческой личности.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

2. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких― М.: Просвещение,1987.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.:Мозаика-Синтез.,2010.

4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников.    - М., 1987.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»

Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»...

Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Опыт работы по теме "Духовно - нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста"

Описание собственного инновационного педагогического опыта воспитателя на тему: «Духовно – нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...