Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сумина Надежда Васильевна

Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.

По теме: «Духовно-нравственное

 воспитание детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.

По теме: «Духовно-нравственное

 воспитание детей»

Проблема духовно-нравственного воспитания на настоящем жизненном этапе является самой актуальной в нашем обществе. Россия переживает  один из не простых исторических периодов, полностью идет разрушение личности, материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления  о добре, милосердии, великодушие, справедливости. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит развитие и формирование как телесных, так и душевных качеств ребенка.

              Вызывает тревогу и тот факт, что в настоящее время средства массовой информации, особенно телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит вред неокрепшей психике ребенка. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А так как мы живём на Кавказе - это особенно актуально.

       Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях, на любви к своей родине.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в широко отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

В связи с этим коллектив нашего детского сада пришел к выводу, что воспитание без духовно-нравственной  основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.

Основные цели  работы по данному направлению:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  • Воспитывать в детях любовь к своему селу, своей малой родине.
  • Зародить интерес к истории родного села, к героям – землякам.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

  • формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
  • возражать православные народные традиции; знакомить с историей православия;
  • помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;
  • знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;
  • повышать познавательную активность детей;
  • формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
  • воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

 Для решения поставленных задач мною была разработана программа по духовно – нравственному воспитанию детей. По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.

                Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.

Я включила в программу следующие разделы:

  • Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.
  •  Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа
  • Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства;
  • Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.
  • Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.
  •  Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.
  • Так же широко используется проектный метод  работы. В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы.
  • Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям не наносит вреда, в них основы нравственности.
  • Занятия священника с детьми.
  • Посещение детьми православного храма.

Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:

  1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)
  2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)
  3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)
  4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
  5. Исследовательское (проектная деятельность)

Особое внимание уделяю работе с родителями:

использую следующие формы работы с родителями:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы

• Совместные праздники

Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», я убедилась, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

В своей работе, я использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11, 12 –97год., №1, 2, 3, -98год. Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание».  В. В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Два раза в год проводится педагогический мониторинг, позволяющий определить уровень знаний детей и скорректировать дальнейшую работу по данному направлению.

За время работы, не скрою, я испытала много затруднений. Не было достаточно литературы, пособий по знакомству с селом и краем, но эти проблемы были решены и работу удалось поставить на должный уровень.

Тому подтверждение результативность работы. Дети достигли неплохих результатов – они имеют первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, об истории своего села. Знают много народных примет, стихов, песен, потешек и с охотой их исполняют. Чтят и уважают православные праздники.

  Вся проделанная работа способствовала усвоению детьми вечных ценностей: милосердия сострадания, любви, идеалам добра и правды, стремлению ко всему светлому и неприятию зла.

Resource id #2914

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".

В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

   В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лекс...

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей 2-х – 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений»

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей 2-х – 3-х лет с использованием картинок, картин, фольклора, литературных произведений» ...

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Обобщенный опыт работы по теме "Развитие у детей дошкольного возраста пространственных ориентировок"

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию у них пространственных ориентировок на занятиях, с помощью дидактических игр и в повседневной жизни....