Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

     

         В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью. Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов. Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon сенсорное воспитание118 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы по теме:

    «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

           Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью.

            Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов.

            Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.

                                                   

       

                                     

    г. Георгиевск

    План:

    Актуальность и важность сенсорного воспитания для умственного развития детей.

    Особенности развития сенсорных представлений  у  умственно-отсталых  детей.

    Влияние изобразительной деятельности на развитие сенсорных процессов  у  детей дошкольного возраста.

    Основные направления работы и этапы реализации намеченных планов.

    Эффективные приемы работы и наработанные технологии, которые позволили достигнуть хороших результатов в коррекции и развитии сенсорных процессов и формировании изобразительных навыков у дошкольников.

    Создание коррекционной развивающей среды для развития сенсомоторных и изобразительных навыков и умений.

    Организация работы с родителями.

    Результаты работы с детьми, полученные на основе использования материалов опыта работы.

    Проектирование дальнейшей работы по теме опыта.

         Известный русский педагог К.Д. Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления  необходимо, прежде всего, формировать способность наблюдать.                                                                                                                                          

         Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», что и доказывает актуальность темы моего опыта работы.                                                                                                                             

         Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценного восприятия окружающего мира  служит сенсорное воспитание. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая по возможности основные разновидности этих свойств.

         

            Острота проблемы заключается в том, что у умственно отсталых дошкольников отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания.

         Умственно отсталые дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  

         Все это говорит о том, что с детьми, страдающими задержкой интеллекта, необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте детей.  В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

          Знакомство с цветом и формой помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Открывает источник ярких образов, помогает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

           В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

           Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало одних, даже самых пространных и подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

         

          Так как сенсорное  развитие имеет большое значение для умственного развития детей, а низкий уровень сенсорных способностей резко снижает возможность успешного обучения, я начала более углубленно изучать литературу, искать эффективные способы и приемы  коррекции и развития сенсорных навыков у умственно отсталых  дошкольников.

          Исключительно большое значение занятиям рисованием и лепкой для преодоления многих сенсорных недостатков у дошкольников подчеркивали А.Н. Грабаров, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Знаков, И.М. Соловьев и др.

          Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности, а умственно отсталые дети отдают предпочтение изобразительной деятельности, как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения изобразительная деятельность приближается к игре. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики».

         Рисование, лепка - любимые детские занятия. Поэтому при направленном педагогическом руководстве занятия по изодеятельности способствуют более интенсивному умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию, формированию у детей первого поискового опыта. Занятия по изобразительной деятельности имеют выраженный психотерапевтический эффект, что особенно важно для детей с умственной  отсталостью.

           Это и явилось отправной точкой для решения данной проблемы через изобразительную деятельность.

         Коррекция сенсорных процессов достигается путем тщательного изучения величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.

        С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов, форму, соотносят и учитывают разные размеры и величины, с удовольствием выполняют задания, связанные с аналитической деятельностью. Но мир цвета, формы, ощущений для ребенка, имеющего умственную отсталость, открывается не сразу.

          Далеко не каждому полноценному, здоровому ребенку удается легко и быстро передавать и улавливать тонкие нюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений, а тем более сложным это оказалось для наших детей.

         Работу по формированию сенсорных способностей я начала проводить постепенно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка. В  планировании занятий  применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.    

                                                                                                                                           

     

        Усвоение знаний  происходило в результате систематической работы в интересной для детей форме. Я обращала внимание на повторяемость игр-занятий, при этом игра не  была полностью идентичной первоначальному варианту. Также возникала необходимость закрепления у детей полученных знаний и умений в совместной и самостоятельной деятельности.                                                                                

          Требовал особого внимания и анализ проведенных занятий. Критерием  служила оценка уровня  самостоятельности их выполнения. 20% детей справлялись с заданием без грубых ошибок. Однако большинство детей выполняли задания только с помощью взрослого, чаще индивидуально. В обучении я соблюдала последовательность, чтобы психика ребенка выдержала многообразие информации и не привела к неврозу, учитывая особенности заболевания.

         Для выяснения уровня сформированности представлений о внешних свойствах предметов, в начале  учебного года было проведено диагностическое исследование по изобразительной деятельности по следующим параметрам:

    сформированность технических навыков и умений по лепке, рисованию и аппликации;

    знание основных сенсорных эталонов;

    умение правильно обследовать предметы: группировать их по цвету, форме, величине вокруг образцов эталонов;

    умение слушать и воспринимать задание;

    результативность и самостоятельность в достижении результата.

          Результаты первоначального диагностического обследования показали, что 80% детей с умственной отсталостью, поступивших в мою группу, находятся на низком и даже критически уровне.

         Анализ результатов обследования выявил следующее:

    - обнаружили отсутствие всякого интереса к познавательной и изобразительной деятельности, в связи с недостаточностью развития психических процессов;

    - у них минимальны знания и представления  об окружающей действительности, не сформированы даже элементарные изобразительные навыки, грубые нарушения двигательной координации и мелкой моторики;

    - хаотичность и импульсивность движений, низкий уровень зрительного контроля;

    - не сформированность зрительного и слухового восприятия;

    - слабый объем знаний и представлений о свойствах предметов: не знали названий  и не могли их соотносить  по цвету, форме и величине.

           На основании результатов диагностики наметила основные

            направления работы:

    создание среды и необходимых условий для реализации поставленных задач;

    поиск и внедрение эффективных средства и приемов с целью  развития сенсорных способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка через изобразительную деятельность.

                                                                                                                                                                                                         

                                           

          В связи с намеченными задачами определила

          следующие этапы работы:

    - разработать программно-целевое планирование индивидуальной работы с учетом лексических тем;

    - в конспекты и модели занятий включить эффективные приемы коррекционного  воздействия;

    - подобрать игры и задания, способствующие развитию сенсорных процессов и творчества детей;                                                                                        

    - составить подборку графических упражнений, направленных на преодоление графо-моторных нарушений;

    - организовать кружок «Умей-ка» для работы с увлеченными детьми  с использованием занимательных нетрадиционных техник;

    - систематизировать наглядный материал  по всем разделам сенсорного воспитания в методические папки-копилки;

    - создать условия для развития мелкой мускулатуры пальцев;

    -провести целенаправленную работу с родителями по данной теме.

          Начала работу с формирования способности воспринимать цвет, форму, т.к. это имеет для ребенка большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы в процессе творчества преображались, и дети испытывали радость и чувство удовлетворения от своего труда.

         При работе над цветовосприятием  учитывала, что в данном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок и т. д. п. Поэтому при работе над световосприятием использовала естественные формы.

        Вначале при определении цвета применяла прием примеривания, сопоставления путем приложения. Когда цвета вплотную прилегали друг к другу, дети видели их одинаковость или неодинаковость. При этом многие еще не владели восприятием цвета, но видели, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видели, что цвета одинаковые или разные.

       Когда дети научились определять сходство и различие цветов и формы при  непосредственном контакте, то стали переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию, а затем и называнию цветов и формы. Система работы закрепляла у детей умение дифференцировать, знать названия и правильно употреблять их в речи.

         Процесс моей работы строился на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей. Соответственно, планируемую работу, обучающие и развивающие задачи я использовала дифференцированными и вариативными.

             Для формирования у детей сенсорных процессов и изобразительных навыков применяла следующие приемы:

    - чтение художественной литературы с описанием характерных признаков предметов и явлений природы, загадывание загадок;

    - рисование на «волшебной доске», манке, стекле и т. д.;

    - вырезание деталей, помогающих уточнить форму;

    - игры с мозаикой, пуговицами, цветными палочками, нитками и др.

    - игровые упражнения с пластилином «Чудесные превращения» и др.      

                                                                                                                                             

             В своей деятельности особое внимание  уделяла планированию индивидуальной работы, т.к. была необходимость заинтересовать ребенка и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом.

             Для этого  разработала:

      - программно-целевое планирование индивидуальной работы  по развитию сенсорных процессов с учетом лексических тем;

     - альбомы игровых упражнений для детей со сниженными способностями по формированию опыта поисковой, элементарной творческой деятельности.    

             Посредством использования вышеуказанных технологий,  у детей складывались представления об основных цветах спектра, форме и разновидностях величины. Появлялась произвольность и координированность движений руки, развивалась мелкая мускулатура пальцев, точность зрительного восприятия и сенсорно-моторного интеллекта. Дети также учились делать элементарные умозаключения. Игровые альбомы  использовались как часть занятия по изодеятельности, в свободном блоке, работе родителей с детьми.

              Для развития чувственного восприятия предлагала детям разнообразные игры с крупами, спичками, макаронной мозаикой, «чудесным мешочком».      

                   

               Для более успешной работы по развитию сенсорных способностей составила:

     - методические папки-копилки: «Разноцветные страницы», «Волшебные фигурки», «Игровые уроки» с яркими наглядными пособиями и игровыми заданиями.

       - в игровой увлекательной форме - конспекты и модели занятий, отражающие систему работы по закреплению умений дифференцировать цвета, узнавать соответствующие формы, называть их, действовать с ними, правильно употреблять их в речи.

       Наглядный материал и использование образных игрушек подарили детям яркие образы, доставили радость, помогли воспитанию художественного вкуса.

              Значительную трудность представляла проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой утомляемости. Это побудило искать новые приемы привлечения и удерживания внимания детей.

              Был составлен в игровой форме комплекс динамичных и релаксационных пауз, что дало положительный эффект в коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры поднимали настроение, успокаивали расшалившихся детей. Игры были не только полезны, но и интересны. В результате повысилась работоспособность детей.

        Успешность обучения умственно отсталых детей во многом зависит от физического состояния и настроения ребенка. Для этого я использовала приемы включения сюрпризных моментов, образные игрушки.

       Чтобы заинтересовать ребенка необходимостью какой либо деятельности,  применяла потешки, песенки, стихи.

       Знакомство с изобразительными материалами начинала со стихотворения:

    - «Для чего нужны карандаши?», - «О пользе Карандаша и Кисточки».

    - сказок: «Как карандаш с Кисточкой встретились?», «Как краски подружились?».                                                                                                                                                      

                                   

                                                                                                                                    5

          Дети также с удовольствием повторяли небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простыми движениями, отгадывали загадки на основные формы, цвета.

       Такие игры, как:

    - «Раскрась карандаш по описанию»,

    - «Найди с помощью стихотворения-загадки пластилин нужного цвета» и др. способствовали успешному усвоению знаний. Вместе с решением основной задачи происходило развитие образной и слуховой памяти.

                                                                                                                                         

          Важную роль в коррекции сенсорных процессов отводила театрализованным досугам, которые давали детям яркие художественные впечатления, стимулировали активную деятельность, что способствовало раскрытию потенциальных возможностей ребенка. Развлечения практически показывали, как усвоен материал, чему дети научились и как используют в новой ситуации?

       С этой целью составила тематический план вечеров-развлечений на учебный год и   разработала сценарии развлечений:

    - Дружок и краски»,

    - «Волшебные фигурки»,

    - «Веселые карандаши», которые использую для закрепления знаний детей

     Помогали мне в решении поставленных задач и тематические вечера:

     «Волшебные цвета», «Ожившие рисунки», «Я - творец!»,

    «Чудо-рисунок», «Чудесные превращения», «Веселые зарисовки» (пофантазировать и нарисовать, чего в жизни не бывает), «Нарисуй сказку» (например, по сказкам Сутеева: «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка»).

      Такие вечера помогали проявить творчество, воображение, самостоятельность и раскрепощенность, а также способствовали удовлетворению сенсомоторной потребности в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях.

       Хорошей базой для сенсорного воспитания послужил и активный,

    разнообразный отдых. Для этого  использовала на прогулке увлекательные игры с «сухим» бассейном, песком, водой, растениями и природным материалом. Такие игры способствовали закреплению и пополнению знаний детей, укрепили физическое и эмоциональное здоровье. А сколько было удовольствия!

          В достижении этой цели  также помогали организованные наблюдения на прогулке, где ставилась задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.

        Вся методика работы была построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяло в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче свойств  предметов, используя изобразительные материалы: карандаши, краски, пластилин и т п.

        В процессе творческих заданий  ребенку предоставлялась возможность проявить себя. Такие занятия раскрепощали детей, они стали более смелыми, инициативными.                                                                    

                                             

        В своем опыте я представила развивающие и вариативные игры по каждому разделу сенсорного воспитания. Использование данных игр способствовало коррекции психических процессов и поддержанию работоспособности у детей с умственной отсталостью.

     

      Систематизировала игры на развитие сенсорных процессов,  разных видов памяти, составила подборку творческих игр, куда входят задания с картинками- обводками, элементами драматизации:

    - «Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др.

    - «Обведи - в сказку попади» (теневой театр, на флонелеграфе),                      

    -  «Обведи - театр покажи» (настольный театр картинок),

    -  «Стань иным», а также: «картинки - загадки», «рисунки-постройки», сказки с заместителями, силуэтное рисование и изображение способом трафаретографии (рисуем, что хотим, но используем только круглую форму).

    Игры помогли:

    - развить цветоощущение, чувство формы, величины, ритма;

    - развить память, элементарную логику, наглядно-образное мышление, глазомер;

    - улучшить мелкую моторику, координацию движений, сформировать навык и умение правильно держать карандаш, ножницы и т. д;

    - расширить словарный запас и образную речь.

     

       Развитие сенсорных процессов не проходило без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности  дети производили ряд интеллектуальных операций: осмысливали структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечали последовательность выполнения, сравнивали с образцом, сопоставляли части между собой и т. д.

          Для исправления свойственных умственно отсталым детям недостатков в формировании графических навыков систематизировала специальные упражнения для формирования умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться изобразительными материалами.

       Так, например, у многих умственно отсталых детей наблюдались значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Сглаживанию этих недостатков  способствовали специальные игры и упражнения, которые приучали руку к сознательным и точным движениям, придавали ей гибкость и твердость, активно использовалось обведение по точкам, клеточкам, шаблонам.

       Также были подобраны игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, переливание, сортировка и т. д.).  

     

         В своей группе организовала уютный, эстетически оформленный уголок по изобразительной деятельности.

        С увлеченными детьми дополнительно создала кружок «Умей-ка», где дети получают эмоциональное наслаждение от создания собственных «шедевров», развивают коммуникативные качества в обыгрывании своих творений. Работы детей после каждого занятия помещались на стенд для родителей, оформлялись тематические мини-выставки.                                                                                                                                    

              Для развития творческих способностей в коррекции сенсорных процессов использовала нетрадиционные способы изображения: печатание, кляксографию и др. Внедрила арт-терапию, что давало детям возможность удивиться, раскрепоститься, порадоваться окружающему миру, а главное - почувствовать себя настоящими творцами!

    Чтобы добиться наилучшего результата, к развитию сенсорных способностей привлекла родителей своей группы

    Провела анкетирование родителей, анализ которых дал неутешительные результаты. Я выяснила, что родители практически всех детей абсолютно не считают важным для развития своего ребенка аспекты изобразительной деятельности, выдвигая на первый план формирование математических представлений, развитие речи и обучение грамоте.

     Кроме того, многие дети не имели дома красок, пластилина, а у некоторых не было даже цветных карандашей.                        

     Ответы позволили получить достоверные данные о ребенке, особенностях его развития, возможностях, что помогло планированию и построению дальнейшей коррекционной работы  с детьми.

    По результатам анкетирования, индивидуальных бесед  был составлен план работы с родителями на учебный год (план прилагается).

     Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные  консультации, советы,  практическую помощь.                  

     Организовала  тематические выставки и работу с папками-передвижками.

      С учетом лексических тем разработала авторскую «Книжку-учишку» для совместного творчества взрослых и малышей. В процессе выполнения небольших заданий, составленных в стихотворной форме, дети осваивали представления о сенсорных эталонах, развивали аналитическое восприятие, учились анализировать, а также готовили руку к письму. У них  развивалось элементарное творчество.

    Так, постепенно, всесторонне развивая ребенка, корригируя психические процессы, способствовала раскрытию потенциальных возможностей средствами изобразительной деятельности.

    В процессе общего сотрудничества родители осознали важность работы по формированию сенсорных процессов и изобразительных навыков, что способствовало их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности. Родители стали больше заниматься с детьми по рисованию, лепке, используя материалы папки-передвижки, практических консультаций и др.

     Сравнительные результаты сформированности у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания умственно отсталых детей выглядит следующим образом:

    Оценочные показатели: высокий ур.-4б., хор.ур.-3б., средн. ур.-2б., низк. ур.-1б., критический ур. – 0б.

    2004-2005 учебный год – 10 детей

        2006-2007 учебный год - 10 детей

    высокий

    ур.

    хороший

    ур.

    средний

    ур.

    низкий

    ур.

    критич.

    ур.

    высокий

    ур.

    хороший

    ур.

    средний

    ур.

    низкий

    ур.

    критич.

    ур.

    0%

    0%

    20%

    2 чел.

    50%

    5 чел.

    30%

    3 чел.

    50%

    5 чел.

    30%

    3чел.

    10%

    1 чел.

    10%

     1 чел.

    0%

         

     Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование сенсорно-моторных и изобразительных  навыков у 80 % детей, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.                                                                                                                      

                    Положительные результаты:

      - у 65% детей заметно повысился интерес к практической деятельности на занятиях и в свободное время;

     - деятельность детей приобрела мотивированный и целенаправленный характер, повысилась самостоятельность, регулирование своей деятельности в процессе изображения;

     - работы стали более яркими, выразительными;

     - более 45% детей научились правильно называть и более точно передавать характерные особенности предметов: форму, величину, цвет.

         Вместе с тем, результаты диагностики и анкетирования родителей выявили и оставшиеся проблемы

    1.Дети затрудняются закрашивать карандашом, не выходя за контур.

    2.У 65% детей грубо нарушена зрительно-двигательная координация.

    3.25% родителей не осознали важность сенсорного развития и формирования изобразительных навыков для овладения навыками письма в школе и др.

                                                                                                                                         

                 Планирование дальнейшей работы:

    Углубить индивидуальную работу с детьми, оставшимися на низком уровне по развитию мелкой моторики, расширению объема внимания.

    Систематически использовать в работе упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации.

    Особое внимание уделить развитию познавательной деятельности.

    Продолжать использовать игры и упражнения на развитие сенсорных способностей и другие материалы моего опыта работы.

                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Список использованной литературы

    Т.В. Николаева «Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка», изд. «Экзамен»,Москва 2006г.

    Г.А. Киселева «Книжка-учишка», изд. «Книголюб», Москва 2004г.

    О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» Г.И.Ц. «Владос», Москва 2005.

    Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», С-Петербург «Детство-Пресс» 1999г.

    Н.В. Алексеевская «Озорной карандаш», «Лист», Москва1999г.

    И.Н. Светлова «Большая книга заданий и упражнений по развитию малыша», «Эксмо», Москва, 2006г.

    О.А. Овчинникова «Флер», 2000г.

    СЕ. Гаврина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать».

    Журналы «Мой малыш».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет на занятиях по изобразительной деятельности

    Реализация на практике задач по художественно-эстетическому развитию детей, их творческих способностей с помомощью традиционных и нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

    Статья по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

    Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по п...

    Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

    Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

    Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

    Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по проведению сенсорных игр, показать важность взаимодействия пед...

    Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

     «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сто...

    Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

    Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...