Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
методическая разработка по теме

 

     В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью. Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов. Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сенсорное воспитание118 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

       Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у детей с умственной отсталостью.

        Показала направления и этапы работы по реализации намеченных планов.

        Доказала на основании результатов диагностики детей и анкетирования родителей высокую эффективность используемых материалов опыта работы для формирования сенсорных процессов и изобразительных навыков у детей с умственной отсталостью.

                                               

   

                                 

г. Георгиевск

План:

Актуальность и важность сенсорного воспитания для умственного развития детей.

Особенности развития сенсорных представлений  у  умственно-отсталых  детей.

Влияние изобразительной деятельности на развитие сенсорных процессов  у  детей дошкольного возраста.

Основные направления работы и этапы реализации намеченных планов.

Эффективные приемы работы и наработанные технологии, которые позволили достигнуть хороших результатов в коррекции и развитии сенсорных процессов и формировании изобразительных навыков у дошкольников.

Создание коррекционной развивающей среды для развития сенсомоторных и изобразительных навыков и умений.

Организация работы с родителями.

Результаты работы с детьми, полученные на основе использования материалов опыта работы.

Проектирование дальнейшей работы по теме опыта.

     Известный русский педагог К.Д. Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления  необходимо, прежде всего, формировать способность наблюдать.                                                                                                                                          

     Это требование дидактики является очень важным, так как ребенок «Мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», что и доказывает актуальность темы моего опыта работы.                                                                                                                             

     Каждый человек от рождения имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Появившись на свет, ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло, холод и т. д., т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценного восприятия окружающего мира  служит сенсорное воспитание. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, включая по возможности основные разновидности этих свойств.

     

        Острота проблемы заключается в том, что у умственно отсталых дошкольников отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания.

     Умственно отсталые дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  

     Все это говорит о том, что с детьми, страдающими задержкой интеллекта, необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте детей.  В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

      Знакомство с цветом и формой помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Открывает источник ярких образов, помогает устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

       В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

       Познавая мир, ребенок использует все пять органов чувств. Ему мало одних, даже самых пространных и подробных рассказов, чтобы составить представление о предмете или явлении, малыш должен не только слышать о нем, но и увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

     

      Так как сенсорное  развитие имеет большое значение для умственного развития детей, а низкий уровень сенсорных способностей резко снижает возможность успешного обучения, я начала более углубленно изучать литературу, искать эффективные способы и приемы  коррекции и развития сенсорных навыков у умственно отсталых  дошкольников.

      Исключительно большое значение занятиям рисованием и лепкой для преодоления многих сенсорных недостатков у дошкольников подчеркивали А.Н. Грабаров, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Знаков, И.М. Соловьев и др.

      Согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности, а умственно отсталые дети отдают предпочтение изобразительной деятельности, как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения изобразительная деятельность приближается к игре. Академик В.М. Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики».

     Рисование, лепка - любимые детские занятия. Поэтому при направленном педагогическом руководстве занятия по изодеятельности способствуют более интенсивному умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию, формированию у детей первого поискового опыта. Занятия по изобразительной деятельности имеют выраженный психотерапевтический эффект, что особенно важно для детей с умственной  отсталостью.

       Это и явилось отправной точкой для решения данной проблемы через изобразительную деятельность.

     Коррекция сенсорных процессов достигается путем тщательного изучения величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.

    С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов, форму, соотносят и учитывают разные размеры и величины, с удовольствием выполняют задания, связанные с аналитической деятельностью. Но мир цвета, формы, ощущений для ребенка, имеющего умственную отсталость, открывается не сразу.

      Далеко не каждому полноценному, здоровому ребенку удается легко и быстро передавать и улавливать тонкие нюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений, а тем более сложным это оказалось для наших детей.

     Работу по формированию сенсорных способностей я начала проводить постепенно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая большой разброс индивидуальных возможностей каждого ребенка. В  планировании занятий  применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.    

                                                                                                                                       

 

    Усвоение знаний  происходило в результате систематической работы в интересной для детей форме. Я обращала внимание на повторяемость игр-занятий, при этом игра не  была полностью идентичной первоначальному варианту. Также возникала необходимость закрепления у детей полученных знаний и умений в совместной и самостоятельной деятельности.                                                                                

      Требовал особого внимания и анализ проведенных занятий. Критерием  служила оценка уровня  самостоятельности их выполнения. 20% детей справлялись с заданием без грубых ошибок. Однако большинство детей выполняли задания только с помощью взрослого, чаще индивидуально. В обучении я соблюдала последовательность, чтобы психика ребенка выдержала многообразие информации и не привела к неврозу, учитывая особенности заболевания.

     Для выяснения уровня сформированности представлений о внешних свойствах предметов, в начале  учебного года было проведено диагностическое исследование по изобразительной деятельности по следующим параметрам:

сформированность технических навыков и умений по лепке, рисованию и аппликации;

знание основных сенсорных эталонов;

умение правильно обследовать предметы: группировать их по цвету, форме, величине вокруг образцов эталонов;

умение слушать и воспринимать задание;

результативность и самостоятельность в достижении результата.

      Результаты первоначального диагностического обследования показали, что 80% детей с умственной отсталостью, поступивших в мою группу, находятся на низком и даже критически уровне.

     Анализ результатов обследования выявил следующее:

- обнаружили отсутствие всякого интереса к познавательной и изобразительной деятельности, в связи с недостаточностью развития психических процессов;

- у них минимальны знания и представления  об окружающей действительности, не сформированы даже элементарные изобразительные навыки, грубые нарушения двигательной координации и мелкой моторики;

- хаотичность и импульсивность движений, низкий уровень зрительного контроля;

- не сформированность зрительного и слухового восприятия;

- слабый объем знаний и представлений о свойствах предметов: не знали названий  и не могли их соотносить  по цвету, форме и величине.

       На основании результатов диагностики наметила основные

        направления работы:

создание среды и необходимых условий для реализации поставленных задач;

поиск и внедрение эффективных средства и приемов с целью  развития сенсорных способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка через изобразительную деятельность.

                                                                                                                                                                                                     

                                       

      В связи с намеченными задачами определила

      следующие этапы работы:

- разработать программно-целевое планирование индивидуальной работы с учетом лексических тем;

- в конспекты и модели занятий включить эффективные приемы коррекционного  воздействия;

- подобрать игры и задания, способствующие развитию сенсорных процессов и творчества детей;                                                                                        

- составить подборку графических упражнений, направленных на преодоление графо-моторных нарушений;

- организовать кружок «Умей-ка» для работы с увлеченными детьми  с использованием занимательных нетрадиционных техник;

- систематизировать наглядный материал  по всем разделам сенсорного воспитания в методические папки-копилки;

- создать условия для развития мелкой мускулатуры пальцев;

-провести целенаправленную работу с родителями по данной теме.

      Начала работу с формирования способности воспринимать цвет, форму, т.к. это имеет для ребенка большое практическое значение. Благодаря цвету, даже самые несовершенные работы в процессе творчества преображались, и дети испытывали радость и чувство удовлетворения от своего труда.

     При работе над цветовосприятием  учитывала, что в данном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок и т. д. п. Поэтому при работе над световосприятием использовала естественные формы.

    Вначале при определении цвета применяла прием примеривания, сопоставления путем приложения. Когда цвета вплотную прилегали друг к другу, дети видели их одинаковость или неодинаковость. При этом многие еще не владели восприятием цвета, но видели, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видели, что цвета одинаковые или разные.

   Когда дети научились определять сходство и различие цветов и формы при  непосредственном контакте, то стали переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию, а затем и называнию цветов и формы. Система работы закрепляла у детей умение дифференцировать, знать названия и правильно употреблять их в речи.

     Процесс моей работы строился на постоянном анализе динамики развития каждого ребенка и учете уровня его возможностей. Соответственно, планируемую работу, обучающие и развивающие задачи я использовала дифференцированными и вариативными.

         Для формирования у детей сенсорных процессов и изобразительных навыков применяла следующие приемы:

- чтение художественной литературы с описанием характерных признаков предметов и явлений природы, загадывание загадок;

- рисование на «волшебной доске», манке, стекле и т. д.;

- вырезание деталей, помогающих уточнить форму;

- игры с мозаикой, пуговицами, цветными палочками, нитками и др.

- игровые упражнения с пластилином «Чудесные превращения» и др.      

                                                                                                                                         

         В своей деятельности особое внимание  уделяла планированию индивидуальной работы, т.к. была необходимость заинтересовать ребенка и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом.

         Для этого  разработала:

  - программно-целевое планирование индивидуальной работы  по развитию сенсорных процессов с учетом лексических тем;

 - альбомы игровых упражнений для детей со сниженными способностями по формированию опыта поисковой, элементарной творческой деятельности.    

         Посредством использования вышеуказанных технологий,  у детей складывались представления об основных цветах спектра, форме и разновидностях величины. Появлялась произвольность и координированность движений руки, развивалась мелкая мускулатура пальцев, точность зрительного восприятия и сенсорно-моторного интеллекта. Дети также учились делать элементарные умозаключения. Игровые альбомы  использовались как часть занятия по изодеятельности, в свободном блоке, работе родителей с детьми.

          Для развития чувственного восприятия предлагала детям разнообразные игры с крупами, спичками, макаронной мозаикой, «чудесным мешочком».      

               

           Для более успешной работы по развитию сенсорных способностей составила:

 - методические папки-копилки: «Разноцветные страницы», «Волшебные фигурки», «Игровые уроки» с яркими наглядными пособиями и игровыми заданиями.

   - в игровой увлекательной форме - конспекты и модели занятий, отражающие систему работы по закреплению умений дифференцировать цвета, узнавать соответствующие формы, называть их, действовать с ними, правильно употреблять их в речи.

   Наглядный материал и использование образных игрушек подарили детям яркие образы, доставили радость, помогли воспитанию художественного вкуса.

          Значительную трудность представляла проблема неусидчивости, импульсивности движений, быстрой утомляемости. Это побудило искать новые приемы привлечения и удерживания внимания детей.

          Был составлен в игровой форме комплекс динамичных и релаксационных пауз, что дало положительный эффект в коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры поднимали настроение, успокаивали расшалившихся детей. Игры были не только полезны, но и интересны. В результате повысилась работоспособность детей.

    Успешность обучения умственно отсталых детей во многом зависит от физического состояния и настроения ребенка. Для этого я использовала приемы включения сюрпризных моментов, образные игрушки.

   Чтобы заинтересовать ребенка необходимостью какой либо деятельности,  применяла потешки, песенки, стихи.

   Знакомство с изобразительными материалами начинала со стихотворения:

- «Для чего нужны карандаши?», - «О пользе Карандаша и Кисточки».

- сказок: «Как карандаш с Кисточкой встретились?», «Как краски подружились?».                                                                                                                                                      

                               

                                                                                                                                5

      Дети также с удовольствием повторяли небольшие забавные стихотворения, сопровождая свою речь простыми движениями, отгадывали загадки на основные формы, цвета.

   Такие игры, как:

- «Раскрась карандаш по описанию»,

- «Найди с помощью стихотворения-загадки пластилин нужного цвета» и др. способствовали успешному усвоению знаний. Вместе с решением основной задачи происходило развитие образной и слуховой памяти.

                                                                                                                                     

      Важную роль в коррекции сенсорных процессов отводила театрализованным досугам, которые давали детям яркие художественные впечатления, стимулировали активную деятельность, что способствовало раскрытию потенциальных возможностей ребенка. Развлечения практически показывали, как усвоен материал, чему дети научились и как используют в новой ситуации?

   С этой целью составила тематический план вечеров-развлечений на учебный год и   разработала сценарии развлечений:

- Дружок и краски»,

- «Волшебные фигурки»,

- «Веселые карандаши», которые использую для закрепления знаний детей

 Помогали мне в решении поставленных задач и тематические вечера:

 «Волшебные цвета», «Ожившие рисунки», «Я - творец!»,

«Чудо-рисунок», «Чудесные превращения», «Веселые зарисовки» (пофантазировать и нарисовать, чего в жизни не бывает), «Нарисуй сказку» (например, по сказкам Сутеева: «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка»).

  Такие вечера помогали проявить творчество, воображение, самостоятельность и раскрепощенность, а также способствовали удовлетворению сенсомоторной потребности в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях.

   Хорошей базой для сенсорного воспитания послужил и активный,

разнообразный отдых. Для этого  использовала на прогулке увлекательные игры с «сухим» бассейном, песком, водой, растениями и природным материалом. Такие игры способствовали закреплению и пополнению знаний детей, укрепили физическое и эмоциональное здоровье. А сколько было удовольствия!

      В достижении этой цели  также помогали организованные наблюдения на прогулке, где ставилась задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.

    Вся методика работы была построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяло в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать к самостоятельной передаче свойств  предметов, используя изобразительные материалы: карандаши, краски, пластилин и т п.

    В процессе творческих заданий  ребенку предоставлялась возможность проявить себя. Такие занятия раскрепощали детей, они стали более смелыми, инициативными.                                                                    

                                         

    В своем опыте я представила развивающие и вариативные игры по каждому разделу сенсорного воспитания. Использование данных игр способствовало коррекции психических процессов и поддержанию работоспособности у детей с умственной отсталостью.

 

  Систематизировала игры на развитие сенсорных процессов,  разных видов памяти, составила подборку творческих игр, куда входят задания с картинками- обводками, элементами драматизации:

- «Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др.

- «Обведи - в сказку попади» (теневой театр, на флонелеграфе),                      

-  «Обведи - театр покажи» (настольный театр картинок),

-  «Стань иным», а также: «картинки - загадки», «рисунки-постройки», сказки с заместителями, силуэтное рисование и изображение способом трафаретографии (рисуем, что хотим, но используем только круглую форму).

Игры помогли:

- развить цветоощущение, чувство формы, величины, ритма;

- развить память, элементарную логику, наглядно-образное мышление, глазомер;

- улучшить мелкую моторику, координацию движений, сформировать навык и умение правильно держать карандаш, ножницы и т. д;

- расширить словарный запас и образную речь.

 

   Развитие сенсорных процессов не проходило без активного участия мышления. В ходе изобразительной деятельности  дети производили ряд интеллектуальных операций: осмысливали структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечали последовательность выполнения, сравнивали с образцом, сопоставляли части между собой и т. д.

      Для исправления свойственных умственно отсталым детям недостатков в формировании графических навыков систематизировала специальные упражнения для формирования умения владеть рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться изобразительными материалами.

   Так, например, у многих умственно отсталых детей наблюдались значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Сглаживанию этих недостатков  способствовали специальные игры и упражнения, которые приучали руку к сознательным и точным движениям, придавали ей гибкость и твердость, активно использовалось обведение по точкам, клеточкам, шаблонам.

   Также были подобраны игры на развитие мелкой моторики (пересыпание, переливание, сортировка и т. д.).  

 

     В своей группе организовала уютный, эстетически оформленный уголок по изобразительной деятельности.

    С увлеченными детьми дополнительно создала кружок «Умей-ка», где дети получают эмоциональное наслаждение от создания собственных «шедевров», развивают коммуникативные качества в обыгрывании своих творений. Работы детей после каждого занятия помещались на стенд для родителей, оформлялись тематические мини-выставки.                                                                                                                                    

          Для развития творческих способностей в коррекции сенсорных процессов использовала нетрадиционные способы изображения: печатание, кляксографию и др. Внедрила арт-терапию, что давало детям возможность удивиться, раскрепоститься, порадоваться окружающему миру, а главное - почувствовать себя настоящими творцами!

Чтобы добиться наилучшего результата, к развитию сенсорных способностей привлекла родителей своей группы

Провела анкетирование родителей, анализ которых дал неутешительные результаты. Я выяснила, что родители практически всех детей абсолютно не считают важным для развития своего ребенка аспекты изобразительной деятельности, выдвигая на первый план формирование математических представлений, развитие речи и обучение грамоте.

 Кроме того, многие дети не имели дома красок, пластилина, а у некоторых не было даже цветных карандашей.                        

 Ответы позволили получить достоверные данные о ребенке, особенностях его развития, возможностях, что помогло планированию и построению дальнейшей коррекционной работы  с детьми.

По результатам анкетирования, индивидуальных бесед  был составлен план работы с родителями на учебный год (план прилагается).

 Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные  консультации, советы,  практическую помощь.                  

 Организовала  тематические выставки и работу с папками-передвижками.

  С учетом лексических тем разработала авторскую «Книжку-учишку» для совместного творчества взрослых и малышей. В процессе выполнения небольших заданий, составленных в стихотворной форме, дети осваивали представления о сенсорных эталонах, развивали аналитическое восприятие, учились анализировать, а также готовили руку к письму. У них  развивалось элементарное творчество.

Так, постепенно, всесторонне развивая ребенка, корригируя психические процессы, способствовала раскрытию потенциальных возможностей средствами изобразительной деятельности.

В процессе общего сотрудничества родители осознали важность работы по формированию сенсорных процессов и изобразительных навыков, что способствовало их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности. Родители стали больше заниматься с детьми по рисованию, лепке, используя материалы папки-передвижки, практических консультаций и др.

 Сравнительные результаты сформированности у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания умственно отсталых детей выглядит следующим образом:

Оценочные показатели: высокий ур.-4б., хор.ур.-3б., средн. ур.-2б., низк. ур.-1б., критический ур. – 0б.

2004-2005 учебный год – 10 детей

    2006-2007 учебный год - 10 детей

высокий

ур.

хороший

ур.

средний

ур.

низкий

ур.

критич.

ур.

высокий

ур.

хороший

ур.

средний

ур.

низкий

ур.

критич.

ур.

0%

0%

20%

2 чел.

50%

5 чел.

30%

3 чел.

50%

5 чел.

30%

3чел.

10%

1 чел.

10%

 1 чел.

0%

     

 Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование сенсорно-моторных и изобразительных  навыков у 80 % детей, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.                                                                                                                      

                Положительные результаты:

  - у 65% детей заметно повысился интерес к практической деятельности на занятиях и в свободное время;

 - деятельность детей приобрела мотивированный и целенаправленный характер, повысилась самостоятельность, регулирование своей деятельности в процессе изображения;

 - работы стали более яркими, выразительными;

 - более 45% детей научились правильно называть и более точно передавать характерные особенности предметов: форму, величину, цвет.

     Вместе с тем, результаты диагностики и анкетирования родителей выявили и оставшиеся проблемы

1.Дети затрудняются закрашивать карандашом, не выходя за контур.

2.У 65% детей грубо нарушена зрительно-двигательная координация.

3.25% родителей не осознали важность сенсорного развития и формирования изобразительных навыков для овладения навыками письма в школе и др.

                                                                                                                                     

             Планирование дальнейшей работы:

Углубить индивидуальную работу с детьми, оставшимися на низком уровне по развитию мелкой моторики, расширению объема внимания.

Систематически использовать в работе упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации.

Особое внимание уделить развитию познавательной деятельности.

Продолжать использовать игры и упражнения на развитие сенсорных способностей и другие материалы моего опыта работы.

                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Список использованной литературы

Т.В. Николаева «Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка», изд. «Экзамен»,Москва 2006г.

Г.А. Киселева «Книжка-учишка», изд. «Книголюб», Москва 2004г.

О.Б. Иншакова «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет» Г.И.Ц. «Владос», Москва 2005.

Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», С-Петербург «Детство-Пресс» 1999г.

Н.В. Алексеевская «Озорной карандаш», «Лист», Москва1999г.

И.Н. Светлова «Большая книга заданий и упражнений по развитию малыша», «Эксмо», Москва, 2006г.

О.А. Овчинникова «Флер», 2000г.

СЕ. Гаврина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать».

Журналы «Мой малыш».