Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г
опыты и эксперименты

 Халидя Хамзяевна Масеева

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Одним из эффективных условий духовно-нравственного воспитания является проектирование, так как с помощью проектов можно способствовать духовно-нравственному развитию личности на основе интеграции различных видов детской деятельности: познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьёй, социально-культурными учреждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад  «Солнышко»

Опыт работы на тему:

«Воспитание маленького волжанина через использование метода проектов»

                                                                                                                  Педагоги:

Галицкая Любовь Александровна

Петрова Анжелика Ивановна

Масеева Халидя Хамзяевна

Сатаева Нурия Зинатовна

Старая Полтавка

2023г.

Программа «Воспитание маленького волжанина», отражающая специфику культурно-исторических, социально-экономических, климатических условий Нижневолжского региона, является результатом многолетнего регионального проекта «Разработка и внедрение региональной образовательной программы «Воспитание маленького волжанина» в практику муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Волгограда и Волгоградской области».

Детскому саду важно внимательно относиться к педагогическим ресурсам семьи, организаций дополнительного образования, учреждений культуры и искусства, развивая ответственные и взаимозависимые отношения, обеспечивающие целостность и непрерывность развития личности ребенка.

Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

Метод проекта - это  способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Образовательные проекты сводятся к основным четырём этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
  2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учётом тематики проекта.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.  Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию.  А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми  нравственных качеств.  Наш детский сад «Солнышко» работает по программе  «Воспитание маленького Волжанина». Благодаря этой программе, мы стали принимать участие в региональном фестивале проектов «Мой край родной - Поволжье».

Так, в процессе познавательно – исследовательского проекта: «Сосна – дерево жизни нашего района»  у детей формировались представления о особенностях жизнедеятельности хвойных деревьев: их строению, развитию, приспособленности к окружающей среде, красоте и пользе.

Дети приобрели навыки исследовательской деятельности. Узнали больше о том, где применяют в быту сосны. Научились правильно высаживать саженцы сосны и ухаживать за ними. Узнали, какие условия благоприятны для выращивания данных деревьев.

Целью нашего  проекта нужно было  повысить экологическую культуру, экологическое сознание и мышление детей среднего дошкольного возраста.

Задачи

  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Формировать у дошкольников осознанное отношение к бережному отношению к богатствам природы родного края.
  • Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных.
  • Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

Мероприятия:

  • Беседа: «Знакомство с сосной».
  • Рассматривание иллюстраций изображением сосны.
  • Просмотр мультфильма: «Почему сосна всегда  зеленая».
  • Беседа: «Экология леса».
  • Видео экскурсия «Сосновый лес».
  • Изображение сосновой ветви «С натуры».
  • Интервью местных жителей «История возникновения соснового леса в нашем районе»
  • Посещали архивный отдел Старополтавского района для воссоздания достоверной истории посадки лесов нашего района.
  • Выставка альбомов о сосновом лесе(семьи, которые часто бывают в лесу, делали фотоальбомы с изображением своих поездок в лес за грибами, шишками)
  • Выставка поделок из природных материалов.
  • Изготовление кейса «Юный эколог».
  • Были изготовлены аппликации детьми.
  • При сотрудничестве с лесничеством был проведен конкурс рисунков «Берегите Лес друзья!»
  • Были у нас две поездки в лес: Первая поездка в Верхне Ерусланский лес для развешивания кормушек, вторая в лес Красного Яра для встречи с лесником и высадки сосновых саженцев.
  • Приглашались на встречу в детский сад гости – лесник из  Старополтавского  лесничества и начальник 4 караула Старополтавской 57 ПСЧ 12 ОФПС по Волгоградской области Лопасовым А. В. на тему: «Правила безопасности в лесу».

Считаем, что реализация данного проекта повысила знания и интерес детей к окружающей нас природе и роли сосны в жизни каждого из нас. Дошкольники научились  доброжелательному отношению к природе, отзывчивости и бережному отношению. Все вышеперечисленное  внесло значительное изменение в психологический климат группы и повлияло на повышение качества образовательного процесса.

 В проекте «В гости к К.И. Чуковскому» дети познакомились с героями сказок, научились оценивать добрые и злые поступки героев.

Принимали участие в драматизациях сказок, подражая героям произведений.

 Цель проекта была - создать условия для расширения представления детей о творчестве детского писателя К.И. Чуковского.

Задачи проекта:

 Продолжать знакомить детей с произведениями К.И. Чуковского.

 Развивать интерес к художественному творчеству, любовь к сказкам, развивать доброжелательное отношение к героям сказок, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Мероприятие:

Помимо изобразительной деятельности и лепки(это уже традиционные мероприятия в каждом проекте) у нас были:

  • драматизация сказок Чуковского;
  • акция «Подари книгу К.И. Чуковского детскому саду»(взаимодействие с родителями);
  • все различные выставки(рисунков, поделок по произведениям Чуковского);
  • родители дома читали детям произведения автора и присылали фото отчет.

 В проекте «Этих дней не смолкнет слава»,  мы  хотели заложить нравственное начало в детях через ознакомление с событиями ВОВ и Сталинградской битвы.

Задачами проекта были- воспитание патриотических чувств, эмоционально – положительное отношение к воинам – защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными; познакомить детей с историей ВОВ.

Задания, выполняемые дошкольниками во время работы над созданием проектов, развивает у детей интерес к окружающей среде и ее проблемам.  

Мероприятия:

Проект  «Заповедные места родного края»

Цель: создание условий для формирования у детей представления об уникальной ценности заповедных территорий .

Задачи :

Образовательные: закрепить знания детей о заповедниках и их назначении. Познакомить детей с заповедниками нашего района, который располагается на территории Ставропольского района. Формировать представление детей о редких растениях и животных .

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление .

МероприятиЯ:

        В социально – личностном проекте «Каждый новый день, озарим мы добротой»  мы хотели научить ребенка совершать добрые поступки.

Целью проекта выступало: нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков.

Задачи: развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважение к окружающим людям;

Углублять представление детей о доброте, как о ценном неотъемлемом качестве человека;

Учить детей быть внимательными к сверстникам, к детям более младшего возраста, к близким, пожилым людям;

Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе  в сердцах и душах других людей

Помощь родителям увидеть актуальность , необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим дошкольного возраста.

Направленностью проекта  являлось формирование интереса у ребенка к окружающей жизни, бережного отношения к окружающему миру, познания себя и себе подобных, воспитание гуманных чувств.

Таким образом,  рассмотрев выше представленные возможности технологии проектной деятельности в духовно-нравственном развитии можно сделать вывод, что проектирование является эффективным условием  нравственного воспитания, способствует развитию эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков, уважение к окружающим людям, углубляет представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, воспитывает гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение как с себе, так и к окружающим людям и окружающему миру ребенка.

Мероприятия:

Экологический проект «Птицы нашего края!»

Цель проекта:

пополнение и обогащение знаний детей по теме: «Птицы нашего края»..

Задачи:

  • Расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах нашего края;
  • расширить представление о внешнем виде птицу;
  • расширять словарный запас ребят;
  • развивать умение детей работать в воспитывать заботливое отношение к птицам;
  • создать радостное настроение.

Мероприятия:

  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры и упражнения;
  • словестно – речевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • подвижные игры
  • тематические занятия;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • изготовление поделок из природных материалов с использованием перьев птиц;
  • рисунки детей;
  • изготовление папок – передвижек;
  • викторина;
  • работа с родителями.

Данный проект позволил:

- Расширить знания у детей о птицах..

- Сформировать гуманное отношение к живой природе ,,чувство милосердия,,  доброжелательности..

- Развивать детскую инициативу,, любознательность..

-Проявить творческий потенциал личности в совместной деятельности.

Проект: «                                                                                                             »

Цель: формирование духовно – нравственного потенциала дошкольников при их ознакомлении со страницами истории Великой Отечественной Войны, опираясь на факты и события Сталинградской битвы.
Задачи:
пробудить интерес и уважение к героям Великой Отечественной войны;
воспитывать чувство гордости за народ, победившего врага в годы Великой Отечественной Войны и не сломленного фашистами;
воспитывать чувство патриотизма к нашей стране, уважение к людям, испытавшим ужасы войны – ветеранам.
По этому проекту была проведена огромная работа с детьми и родителями, были экскурсии, конкурсы поделок и рисунков, мастер – классы. Так как этот проект у нас в настоящее время в разработке, все секреты мы раскрывать пока не будем. Но хотим  
уважаемые коллеги представить вашему вниманию итог нашего проекта - мини- музей МКДОУ детского сада «Солнышко» - «Даль былого рядом с нами».

Активным созданием нашего мини – музея наш совет в лице педагогов детского сада (Сатаева Н.З., Масеева Х.Х., Еньшина Н.Д., Галицкая Л.А.) стал заниматься осенью 2022 года. Для экспозиций администрацией ДОУ была выделена комната на первом этаже сада. Имея экспонаты, которые были в детском саду и другие предметы, которые принесли педагоги и родители, решением совета были выделены четыре зоны мини – музея: русская изба, Великая Отечественная война (Сталинградской битве посвящается), природа родного края, хлеб всему голова.

Участие детей и родителей является важной особенностью в создание мини – музея, приносят экспонаты, выполняют детские работы. Также пополняется новыми экспонатами.

А сейчас мы приглашаем вас к нам в гости в наш мини – музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

"Опыт работы педагога по духовно - нравственному воспитанию дошкольников"

С чего начинается родина?С картинки в твоём букваре.С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас нико...

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»

Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...