Опыт работы на тему : "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов" октябрь 2025г.
опыты и эксперименты

Галицкая Любовь Александровна

"Наши усилия должны быть направленны на то, чтобы каждый ребенок рос хорошим человеком, имел крепкую моральную основу, умел различать добро и зло."

                                                                   В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_17_1.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад  «Солнышко»

Опыт работы на тему:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов»

Педагог:

Галицкая Любовь Александровна

Старая Полтавка

2025г.

“Наши усилия должны быть направленны на то ,

чтобы каждый ребенок рос хорошим человеком,

имел крепкую моральную основу ,

умел различать добро и зло .”

В.А.Сухомлинский

(Слайд 1)   В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Одним из эффективных условий духовно-нравственного воспитания является проектирование, так как с помощью проектов можно способствовать духовно-нравственному развитию личности на основе интеграции различных видов детской деятельности:(слайд 2) познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьёй, социально-культурными учреждениями.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, прививая ценные моральные качества ребёнку,(Слайд3) а также способствует накоплению опыта, основанного на традициях культуры. Другими словами  духовно-нравственное воспитание - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к

(Слайд4)проявлению основных добродетелей, таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей.

Решение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей. (Слайд5)Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через технологию проектной деятельности.

(Слайд6)Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

Метод проекта - это  способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

(Слайд7)В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

(Слайд8)Образовательные проекты сводятся к основным четырём этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
  2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учётом тематики проекта.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.  Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию.  А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми  нравственных качеств.(Слайд9)  Наш детский сад «Солнышко» работает по программе  «Воспитание маленького Волжанина». Благодаря этой программе, мы стали принимать участие в региональном фестивале проектов «Мой край родной - Поволжье».

(Слайд 10 остальные слайды просто медленно листать )Я с коллегами разработала следующии проекты : «Сосна – дерево жизни нашего района» , “ В гости к  К.И.Чуковскому”, “ Этих дней не смолкнет слава”  , “ Дом, который построил С.Я.Маршак”, “Всему начало здесь ,в краю моем родном” , “Никто не забыт ....... Ничто не забыто.....”.

Так в процессе познавательно -исследовательского проекта  “ Сосна дерево жизни нашего  района” у детей развился познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.

В ходе проекта дошкольники научились  доброжелательному отношению к природе и отзывчивости.

 В проекте «В гости к К.И. Чуковскому» дети принимали участие в драматизациях сказок, подражая героям произведений.

Познакомились с героями сказок, научились оценивать добрые и злые поступки героев.

 В проекте « Никто не забыт .......Ничто не забыто..... »,  мы  хотели заложить нравственное начало в детях через ознакомление с событиями ВОВ и Сталинградской битвы.

Задачами проекта были- воспитание патриотических чувств, эмоционально – положительное отношение к воинам – защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными; познакомить детей с историей ВОВ.

Итоговым  продуктом этого проекта стал созданный  мини-музей  “ Даль былого рядом с нами”.

Таким образом,  рассмотрев выше представленные возможности технологии проектной деятельности в духовно-нравственном развитии можно сделать вывод, что проектирование является эффективным условием  нравственного воспитания, способствует развитию эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков, уважение к окружающим людям, углубляет представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, воспитывает гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение как с себе, так и к окружающим людям и окружающему миру ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников  посредством  устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.

 В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...

Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и...

План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»...