Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .
материал (младшая группа)
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собой
цель - заложить в детях основы духовно-нравственной личности через различные виды музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_duhovno-nrav.docx | 37.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ласточка»
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Обобщенный опыт работы по теме:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через различные виды музыкальной деятельности» .
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Мария Александровна Шумилова.
2018 г.
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным
средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей
в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства,
прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем
важная задача!
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности:
что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель не в воспитании отдельных
талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, музыку своего народа,
чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже,
чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач
для меня, как музыкального руководителя, является воспитание
потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни
ребенка, его взаимоотношения в коллективе.
В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность: власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на их психику, - все это сказывается на духовном и психическом развитии подрастающего поколения. Ответом на эти вызовы времени может стать возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и отчеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» и направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…»
Одним из приоритетных направлений в моей работе является приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собой
цель - заложить в детях основы духовно-нравственной личности через различные виды музыкальной деятельности.
Исходя из этого моя работа по музыкальной деятельности на основе русских традиций включает комплекс задач:
1 Сформировать благожелательный интерес к народной музыкальной
культуре через знакомство с лучшими образцами фольклора.
2 Ввести детей в круг основных православных событий и
духовно-нравственного уклада жизни своего народа.
3 Развивать певческие навыки в манере народного исполнения.
4 Развивать творческие способности в разных видах музыкальной и
театральной деятельности .
5 Знакомить с шедеврами мировой музыкальной
культуры, с композиторами, поэтами, художниками, архитектурой.
6 Прививать навыки игры на музыкальных инструментах.
7. Совершенствовать работу среди педагогов и воспитателей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Технология опыта.
Работая над данной темой я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество. Дошкольников привлекает возможность проявить себя в инсценировании и исполнении песен, плясок, которые будут использованы в развлечениях, играх и праздниках.
Решая задачи духовно-нравственного воспитания, я строю свою работу, учитывая следующие педагогические условия:
1. Анализ исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания об истории прошлого и настоящего нашей Родины, знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народного творчества, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.
2. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
3. Параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам я провожу серьезную работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом уже осваивать чужое. Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
4. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Я постепенно подвожу ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
5. Духовно –нравственное воспитание должно носить комплексный характер, как и прежде, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. На мой взгляд, это является непременным условием полноценного духовного и патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.
6. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же пока подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
7. Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения. Провожу с педагогами мастер –классы, семинары, педсоветы, индивидуальные и групповые консультации, практикумы. Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании : учёт возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей ребенка. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
- Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;
- Диффиринцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
Для решения поставленных мной задач я использую все виды музыкальной деятельности и применяю такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность:
- беседы-концерты;
- музыкальные гостиные;
- проектная деятельность;
- совместные с родителями праздники и развлечения;
- родительские собрания;
- литературно-музыкальные гостиные;
- творческие вечера-концерты.
- Театрализованная деятельность.
- Музыкальные конкурсы. фестивали, концерты..
Следуя основным педагогическим принципам, использую следующие методы и приемы:
- выразительное исполнение музыки;
- художественное слово;
- показ движения;
- образное сравнение;
- игра, поговорки;
- творческое задание, импровизация.
Методы и приемы варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Музыкальная деятельность является главенствующим звеном по воспитанию духовно-нравственного начала, так как музыка развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства.
Мероприятия духовно-нравственной направленности строю на вариативной основе, используя методы и приемы конструктивного взаимодействия с детьми, создаю атмосферу эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности. При проведении цикла занятий («О чём рассказал колокольчик», «Знакомимся с православной музыкой», «Мир искусства в православном празднике Пасха», «Сердце семьи») ориентируюсь на интерес и любознательность детей, учитывая их точку зрения, чувства и эмоции. Подобные занятия имеют форму доверительной и дружеской беседы, цель которой – не навязывать детям ту или иную моральную ценность, а помочь им понять, что моральное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Очень интересно, при большой активности детей проходят беседы о добре, семье, о милосердии, о дружбе, показ презентаций, просмотр мультфильмов по теме. Активно использую информационно-коммуникативные технологии, которые, по-моему мнению, способствует у детей повышению интереса к данной теме, активизируют познавательную деятельность дошкольников.
Весьма успешно проходят интегрированные занятия с музыкальными играми, мелодекламациями, ритмодекламациями, песнями и хороводами в сопровождении народной и духовной музыки, в ходе которых делаю акцент на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании. Для музыкального сопровождения песенок использую простейшие ударные и духовые инструменты: бубен, трещотку, ложки, треугольник, колокольчик; свистульки, блок-флейты. Некоторые инструменты мы изготовили вместе с детьми и их родителями в «Музыкальной мастерской» (к примеру, погремушки из склеенных попарно стаканчиков от йогурта с насыпанной в них крупой, бубенцы из крышечек от бутылок на деревянной основе (типа рогатки),звучащие баночки, ложки разных рамеров). В музыкальный инструмент может быть превращен любой бытовой предмет: кастрюля, стакан с водой, стиральная доска. Игра в таком оркестре, приносит большую радость и пользу его участникам, чем утомительные электронные игрушки с назойливо повторяющейся мелодией. Важным здесь является научение осмысленному отношению к звуку и ритму, наблюдение за тем, чтобы действия ребенка не были хаотичными. Тогда одновременно с музыкальными впечатлениями он получит и важнейшие уроки организации своей деятельности, опыт ритмического чередования «ударных» и «безударных» периодов, напряжения и расслабления, труда и отдыха.
Приобщение дошкольников к истокам народной и православной
культуре происходит в течение всего года. Этому способствует план
вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и
православных праздников. Для каждой возрастной группы подобран фольклорный материал, составлен банк сценариев. «Осенины», «Покров Пресвятой Богородицы», «Покровские ярмарки», «Рождество Христово», Праздник Русских богатырей», «Масленница», «Пасха», «День Победы- Святой Георгий Победоносец покровитель русского воинства», «Святая Троица», «Спас».Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в основу календаря мной включены православные праздники и праздники с народными традициями. Цель таких мероприятий – сохранить и возродить культурные традиции предков
Большую роль в работе играет преемственность между мной и коллективом педагогов, родителями воспитанников. При решении задач духовно- нравственно воспитания я особое внимание уделяю социально-педагогическим проектам, разработанными совместно с педагогами ДОУ:
« Счастливый выходной с семьей», «Нерехта- мой край родной, «Пасха», «Великий праздник Победы», «Растим патриота», «Храмы Нерехты», «Любить и беречь».
Большая роль в формировании нравственных чувств у дошкольников отводится театрализованной деятельности. Театрализация также позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. В ДОУ активно применяются формы театрализованной деятельности: инсценирование песен, сказок, организация праздников, развлечений, театрализованные шоу, игры в кукольный театр, настольный театр. Театральная студия «Ласточка» является не однократным участником и победителем регионального фестиваля «Вифлеемская звезда».
На базе дошкольного учреждения прошли методическое объединение для
педагогов и старших воспитателей « ресурсы духовно-нравственного воспитания в ДОУ в контексте ФГОС ДО» 2018, «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников» в рамках постоянно-действующего семинара старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Костромы «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника» 2014.
Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно
организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует
эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и
познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию
музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает
огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать
окружающий мир.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Это любовь к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ, желание приумножить богатство своей страны. Я начинаю формировать чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Я задействую неисчерпаемый потенциал семьи, ее широкие воспитательные возможности. Праздники, совместная деятельность детей и взрослых ,общие дела, стали нормой в нашем детском саду. Родители воспитанников принимают активное участие .Общие переживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность ребенка, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость- все то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского народа. В работе с семьёй мы используем разные формы работы. Родители с удовольствием участвуют с детьми в творческих выставках и конкурсах «Моя Пасха», «Я помню, я горжусь»,«Красота Божьего мира», «Зимняя сказка».
Одним из первых проектов, который был мной успешно реализован и востребован родителями в области восстановления духовно-нравственной культуры семьи, ее воспитательного потенциала стал социально -педагогический проект «Моя семья». Много интересных мероприятий под знаком родительской любви и добрых дел было проведено. Говорили о семейных отношениях и родственных связях, о значимости отца и матери в семье, о роли бабушек и дедушек, знакомились с семейными традициями, листали страницы семейных альбомов , пытались понять и переосмыслить мудрость народных пословиц и принять их в жизнь, чтобы избежать ошибок в воспитании. Результатом проекта стали альбомы: « Моя семейная фамилия»,« Герб моей семьи», «Моя семья», « Мой семейный альбом».
С целью утверждения значимости роли семьи и матери в российском обществе, повышение социальной и творческой активности семей через возрождение традиций совместного семейного творчества в различных видах искусства, был проведен конкурс «Папа, мама, я –творческая семья» Одиннадцать семей пришли, чтобы показать свои таланты на сцене впечатленным зрителям и внимательному жюри. Семейные команды тщательно подготовились, продумав и творческие номера и костюмы. Радость, отличное настроение и гордость за свою семью - вот, что можно было увидеть в глазах каждого участника.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Ушинский писал «для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима , Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могущее впечатление, свежее и полное жизни, что праздник для ребенка совсем не то , что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни.» На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие, исполняют роли, танцуют, играют на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Результатом моей работы в данном направлении стало то, что дети:
- Приобщились к традиционной культуре на основе активного использования музыкального фольклора;
- У детей развиты творческие способности в разных видах деятельности (музыкальной , игровой, речевой, театрально- игровой);
- Сформировано представление о празднике, как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями и родителями свободное время;
- Привита любовь к русскому народному творчеству, научились понимать его юмор и смысл;
- Освоены навыки игры на русских народных инструментах;
- Владеют сольным, хоровым и ансамблевым пением в единой манере народного исполнения.
Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях экспериментальной деятельности.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой).
Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.
- Во-первых, это совместное посещение родителей с детьми Храма, экскурсия, знакомство с внутренним устройством;
- проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО)
- При участии родителей создать лекторий духовной музыки, хор духовного песнопения “Серебряный колокольчик”.
Общая перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством устного народного творчества».
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством устного народного творчества.В детском саду впервые усваивается первые моральные нормы и сужде...
Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»
Обобщение опыта работы воспитателя логопедической группы Суминой Н.В.По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»...
Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...
опыт работы по теме: " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в рамках единого воспитательно – образовательного пространства «Детский сад, семья, социум»
Данный инновационный опыт будет интересен педагогам ДОУ...
Презентация "Воспитание духовно - нравственной культуры при использовании различных форм музыкальной деятельности"
Презентация раскрывает актуальность духовно - нравственного развития, цели и задачи, стоящие перед ДОУ....
Опыт работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через использование метода проектов». 2022г.
В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро&r...
Опыт работы по теме "Духовно - нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста"
Описание собственного инновационного педагогического опыта воспитателя на тему: «Духовно – нравственное воспитание как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста»...