Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_opyt_raboty.doc178 КБ
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_opyta.doc1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ромодановского муниципального района  Республики Мордовия  

Инновационный опыт работы на тему:

«Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

                                                                                                        Базаркина Л.Н. воспитатель

                                                                                   высшей квалификационной категории

п. Ромоданово  2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА                                    

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике                            

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении                                                                                    

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта            

2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА                                  

3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ                                                                  

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте                                        

3.2 Актуальность педагогического опыта                                        

     3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте                          

     3.4 Результативность педагогического опыта                                

     3.5 Новизна (инновационность) представляемого

         педагогического опыта                                                                          

     3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта                  

     3.7 Описание основных элементов  представляемого педагогического опыта                                                                                          

ВЫВОДЫ                                                                                          

Список используемой литературы                                                            

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перспективный план занятий кружка по воспитанию у детей православной веры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Проект «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сценарий праздника «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Сценарий развлечения

«Благовещение Пресвятой Богородицы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Сценарий праздника «Святая ночь»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Учебно-тематический план  с детьми старшего дошкольного возраста  (5-7 лет)

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
  1. История темы педагогического опыта в педагогике

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении

   Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Это важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

  • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, обрядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общаться друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронравие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся моя  работа  направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми я работаю и возрождение духовно-нравственных традиций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Верность  - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой  – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.

Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность.                 

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Количество воспитанников в группе «Медвежата» – 21 человек.

Мальчиков – 10 человек.

Девочек – 11 человек.

Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2014-2015 учебном году составил: на начало года:

 - Достаточный уровень развития (высокий) – 22%,

 -Близкий к достаточному уровень развития (средний) – 60%,

 - Недостаточный уровень развития (низкий) – 18%,

На конец года:

- Достаточный уровень развития (высокий) – 28%,

 -Близкий к достаточному уровень развития (средний) – 62%,

 - Недостаточный уровень развития (низкий) – 10%,

Проведенный анализ динамики развития детей второй младшей группы  за 2014 – 2015 учебный год  свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Уровень усвоения детьми образовательных областей в 2015-2016 учебном году составил: на начало года:

  - Достаточный уровень развития (высокий) – 28%,

 -Близкий к достаточному уровень развития (средний) – 62%,

 - Недостаточный уровень развития (низкий) – 18%,

На конец года:

- Достаточный уровень развития (высокий) – 30%,

 -Близкий к достаточному уровень развития (средний) – 62%,

 - Недостаточный уровень развития (низкий) – 8%,

Проведенный анализ динамики развития детей средней группы  за 2015 – 2016 учебный год  свидетельствует о положительной динамике по всем образовательным областям.

Данный мониторинг показывает хорошую динамику развития детей в течение двух лет.

Также наблюдения показывают, что у дошкольников сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняют гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы, любят экспериментировать. Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Способны планировать свои действия, умеют договариваться, обмениваться предметами, распределяют действия при сотрудничестве.

Дошкольники имеют представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях, о государстве, мире.

Дети умеют работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

По моему мнению, наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования духовно-нравственной культуры у дошкольников является:

поучение, разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;

личный пример адекватного эмоционального реагирования воспитателя, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов  нравственного содержания, прослушивание музыки, рассказ воспитателя о своих чувствах и переживаниях в ситуациях нравственных и безнравственных, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);

методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);

методы торможения (порицание, предупреждение).

Особого внимания заслуживает привлечение детей к решению проблемных жизненных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, поскольку именно этот прием открывает детям возможность проявить нравственное поведение, выразить нравственные чувства.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Изучением игры, как ведущей деятельностью дошкольников занимались такие известные ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Вообще, как известно, помимо игры, у дошкольника есть ряд других важных «дел». Он и рисует, и лепит, и конструирует, и вырезает и т.д. Однако именно игра - фундаментальный источник духовного роста в дошкольном возрасте. Прежде всего потому, что только она способна вырвать ребенка из оков повседневного бытия. В этом состоит ее колоссальная развивающая сила. Игра вводит детей в новый «необыденный» мир - мир социальных отношений людей, их общих смыслов.

Методы, применяемые в воспитательной деятельности дошкольного учреждения реализовываются в виде форм:

бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

творческие работы - портреты мам или всей семьи из разных материалов;

совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество,  Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Казанской иконы Божьей матери.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками - живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

3.2 Актуальность педагогического опыта

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

        Важность введения основ православной культуры в детском саду вызвана необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и общего образования, т.к. с 2012 г. во всех школах России  введен новый курс дисциплины «Основы православной культуры и этики».

           Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в рамках апробации содержания программ, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных,  мы выделили следующие задачи:

Задачи:

  1. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность );
  2. Формирование первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной истории;
  3. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как основой нравственной жизни человека;
  4. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
  5. Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  6. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
  7. Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств.
  8. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте

       Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
На всех этапах развития педагогической науки, в том числе дошкольной педагогики, под разным углом зрения рассматривались цели, содержание, методы нравственного воспитания детей. Изучалась роль гуманных чувств в формировании морального облика ребенка-дошкольника (А.В.Запорожец, И.А.Княжева, Л.П.Стрелкова и др.), значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П.Гаврилова, Т.И.Ерофеева, Е.А.Киянченко идр.), становление нравственной культуры ребенка (С.В.Петерина), роль знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А.Козлова), возможности и особенности осуществления дошкольником морального выбора (И.В.Сушкова, Н.А.Хохина, Г.И.Морева), проблема формирования основ гуманных отношений (Т.И.Бабаева, Ф.В.Изотова) и др.
Также имеются работы преимущественно' ориентированные на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, Л. Пеньевская, Т.И. Пониманская, В.Г.Фокина,), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Т.А. Ильин, И.А. Каиров, А.П. Кондратюк, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, И.И. Подласый, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Н.Л. Худякова и др.), духовно-нравственного воспитания (М.Н1 Орлова, М. А. Скребцова, Л.В. Кокуева, А. Лопатина, Н.П. Шитякова, В.Д. Ширшов и др.). Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем констатировать, что исследований, посвященных формированию духовно-нравственных основ личности ребенка, недостаточно, имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание и немногие из них выделяют взаимосвязь двух составляющих - «духовности» и «нравственности». До настоящего времени возможности построения процесса формирования духовно-нравственных основ- личности ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях использовались недостаточно.
На основе этих исследований были разработаны
принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников:

  • Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
  • Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
  • Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Нижегородской области
  • Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации

Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.

  1. Результативность педагогического опыта

Прогнозируемые результаты:

  1. Снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе;
  2. Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса.
  3. Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка.
  4. Укрепление института  семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка;
  5. Соединение православных традиций.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

Научная новизна данного педагогического опыта заключается в том, что через реализацию на практике новых возможностей духовного познания мира; дети постоянно становятся носителями народной культуры. Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Поэтому, возрождая духовно-нравственное воспитание, необходимо дать воспитанникам возможность обрести его через приобщение к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру.

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта

Опыт по теме «Духовно-нравственное воспитанием детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры» дает возможность использовать его другими педагогами нашего детского сада, и других детских садов в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры

Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе ( см. «Приложение») в повседневной образовательной  деятельности.

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Этапы и сроки  реализации инновационного проекта

Наименование этапов и мероприятий

Сроки выполнения

Этап I    Диагностическо-проектировочный

 

        Цель:  Определение основных направлений работы

        Задачи:  

  1. Изучить мнение родителей, педагогов.
  2. Изучить теоретические и практические наработки по избранной теме.
  3. Планирование работы и разработка Проекта.

Прогнозируемые результаты. 

  • Разработка проекта

Сентябрь – декабрь 2014 г.

Этап  II Организационный

 

Цель:  создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта по внедрению основ православной культуры.

        Задачи:  

  1. Обеспечить нормативно-правовую базу проекта.
  2. Разработать программу инновационной работы.
  3. Обеспечить программно-методическое сопровождение.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Прогнозируемый результат:

  • Методические рекомендации.                                          

Декабрь 2014 – май 2015

Этап III    Практический

Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта в контексте личностно-ориентированного подхода.

Задачи:  

  1. Разработать и апробировать организационно-структурную модель взаимодействия педагогов по внедрению основ православной культуры.
  2. Разработать календарно-тематический план, технологию реализации содержания программы «Основы православной веры».
  3. Открыть семейный клуб.
  4. Апробация вариативных форм работы с детьми (занятия, кружок, праздники, развлечения и др.).
  5. Разработка дидактических игр, пособий.
  6. Подбор демонстрационного материала

Прогнозируемый результат:

  • научно-методическое сопровождение апробации и внедрения программы (методические разработки, методические рекомендации, перспективно-тематический план);
  • разработка перспективно-тематического планирования деятельности;
  • разработка методических рекомендаций;
  • коррекция нарушений в поведении детей;
  • создание клуба для родителей.

Май  2015 –

май 2016  

Этап  IY   Обобщающий

Цель: Подведение итогов инновационной работы по внедрению и апробированию программы 

Задачи:  

  1. Проанализировать результаты по реализации инновационного проекта.
  2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации программы.
  3. Определить приоритетные формы работы с детьми и родителями.

Прогнозируемый результат:

  • Обобщенные результаты реализации разработанных методических рекомендаций;
  • Аналитическая справка;
  • Анализ результатов, полученных в ходе проекта:

- достижений – что сделано;

- трудностей как возможностей, что можно было сделать;

- анализ процесса – между фактическим и необходимым;

  • Распространение опыта среди ДОУ района в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по обучению основ православной культуры

Май 2016

Условия проведения инновационного проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение;
  • организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта;
  • социальное партнерство (храм, , учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).

Участники реализации инновационного проекта:

  • воспитанники;
  • педагоги;
  • родители;
  • социум.

Способы реализации:

Работа с воспитанниками:

  • занятия, в том числе интегративные;
  • использование пословиц, поговорок;
  • чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии, посещение храма с дальнейшей беседой;
  • создание игровых и проблемных ситуаций;
  • знакомство с Азбукой Добра
  • практическая художественная деятельность;
  • просмотры видеофильмов;
  • рассматривание икон, репродукций, картин художников;
  • прослушивание аудиозаписей песнопений;
  • дидактические, настольно-печатные игры;
  • праздники и развлечения;
  • обыгрывание и драматизация сюжетов;
  • выставки детских работ, участие в конкурсах.

В процессе работы у детей будут формироваться представления о важных духовно-нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним.  Готовясь к самостоятельному выбору дети смогут оценить  тот или иной поступок, гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

        Каждое занятие предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм; практической деятельности и обыгрыванию ситуаций.

        Предполагаемая структура занятия:

        Цель 1 –ой части - создание атмосферы доброжелательности, доверия, любви.

        Формы:  пожелания и благодарения, приветствия, игры-шутки.

        Во второй части главной целью становится осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта. В этой части занятия детей будут знакомить с историями, сказками, притчами. Этот процесс будет сопровождаться демонстрацией иллюстраций, слайдов, репродукций, звучанием музыки.

        Затем будут задаваться вопросы для обсуждения.

        В 3-ей части занятия: игры, разыгрывание этюдов, ситуаций, сценок.

        В 4-ой части занятия: практическая изобразительная деятельность (поделки, рисунки).

         Структура занятия обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста.

В рамках реализации проекта предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми. Это необходимо с целью  сохранения  преемственности  воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий по отношению к каждому ребенку и детской группы в целом.

Большую роль в воспитании детей играет воспитатель. Он должен сам проникнуться этой проблемой,  идеей. И от того, как выглядит педагог в глазах детей, насколько  он глубоко владеет вопросом,  в значительной мере будет зависеть и результативность.

        Работа с педагогами:

  • консультации;
  • семинары;
  • изготовление пособий, атрибутов;
  • подбор иллюстративного материала;
  • разработка перспективно-тематического планирования.

Работа с родителями:

  • совместные праздники и развлечения;
  • конкурсы;
  • родительские собрания;
  • день открытых дверей;
  • устные журналы;
  • работа семейного клуба.

Работа с социумом:

  • взаимодействие с храмом Казанской иконы Божий матери;
  • сотрудничество с библиотекой храма, районной библиотекой;
  • взаимодействие с краеведческим музеем;
  • взаимодействие с Епархией (конкурсы, Рождественские чтения);

Принципы  реализуемого проекта:

  • социальное партнерство ДОУ и храма;
  • учет мнения родителей;
  • добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта;
  • систематичность;
  • комплексность, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, игровой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  1. Снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе;
  2. Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса.
  3. Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка.
  4. Укрепление института  семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка;
  5. Соединение православных традиций.

Предложения по возможному распространению инициативы:

  • проведение обучающих семинаров и других форм работы;
  • внедрение методических разработок в ДОУ района;
  • выставки детских работ, участие в конкурсах.

Средства контроля, критерии и методы оценки результативности.

Критерии:

  • включенность родителей в деятельность;
  • изменение взаимоотношений участников педагогического процесса;
  • сформированность у детей первоначальных представлений о духовном мире;
  • освоение социальных навыков и норм поведения, совместная деятельность и взаимопомощь.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, был проведён опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал основы Православной культуры в ДОУ. Были разработаны анкеты для родителей.

Цель опроса: выявить осведомленность  родителей по данной теме, а также выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения основ православной культуры в образовательной и кружковой деятельности.

В анкетирование приняли участие 44 человека: разного возраста, разного семейного положения, разного социального статуса. Было выявлено существование интереса у разных поколений к духовно-нравственным традициям.

На вопрос: Что вы считаете главной целью духовно-нравственного развития ребенка?

29,8% - считают  развитие общего интеллекта;

42,9% - считают культуру поведения;

24,5% - считают развитие творческих способностей;

30,7%  – приобщение к культурным национальным традициям.

На вопрос: Личное отношение к вопросам веры?

55%  – соблюдают религиозные традиции;

8,7% – верят в сверхъестественные силы;

0%    – убежденные атеисты;

26,3%– нет четкой позиции;

10%   – не знают.

На вопрос:  Согласны ли вы с утверждением, что в России наблюдается рост правонарушений и преступности – ответили  «Да»  94,7%

На вопрос:  Согласны ли вы, что в условиях продолжающегося обострения социально-экономических и нравственных проблем только традиционные религиозные, исторические и национально-культурные ценности народа могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества – ответили «Да» 83 %.

На вопрос: Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок познакомился с основами православной культуры, духовно-нравственными ценностями в ДОУ – ответили  «Да» 82,4%

Результаты анализа  анкет родителей показали:

  • родители имеют скудный запас знаний по данной теме;
  • проявляют активный интерес к данному вопросу;
  • готовы оказать помощь в создании условий по внедрению основ православной культуры.

Исследование результатов педагогов показало:

  • положительное отношение к проведению курса основ православной культуры – 90 %;
  • готовы  пройти курсы повышения квалификации по   предмету основы православной культуры  - 40%;
  • хотели бы вести занятия по основам православной культуры  ОПК  в ДОУ – 33%.

На вопрос:  Как вы думаете, для чего нужно в дошкольном возрасте изучать основы православной культуры?

Ответы распределились следующим образом:

  • культурологический – 42 % (чтобы узнать культуру России, культуру своего народа; чтобы узнать о других важных праздниках; чтобы узнать об иконах, храмах);
  • религиозный – 37 % (чтобы знать правила поведения в храме; чтобы узнать про Иисуса Христа; чтобы узнать, как Бог сотворил мир; чтобы узнать о своих ангелах-хранителях);
  • эстетический – 21 % (чтобы знать правила поведения, быть воспитанным, терпеливым; чтобы уметь справляться со своими чувствами; чтобы воспитывать в себе лучшие качества смирение, покаяние, милосердие).

Для детей 5-7 лет вопросы были составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников. Вопросы носили закрытый индивидуальный характер, что позволяло выразить свое собственное мнение, выбрав предлагаемый ответ.

       

          На вопрос:  Во что вы верите? 

 24% - я верю в Ангела;

14%– я верю в сказку;

8%  – я верю в волшебство;

18% – я верю в солнышко;

36% – я верю в радость, добро.

На вопрос:  Что нужно  человеку, чтобы быть счастливым?

Из предложенных вариантов дети, родители и педагоги выбрали следующие качества

Вопрос

Дети

Родители

Педагоги

Доброта

1

2

1

Любовь

2

1

2

Ум

3

3

3

Трудолюбие

4

4

4

Красота

5

5

6

Богатство

6

7

4

Сила

7

6

5

 

Как видно из таблицы, показатели свидетельствуют о формировании ценностных ориентиров  в системе общечеловеческих ценностей (на первом месте у детей и у взрослых стоят: доброта, любовь).

          Исследования показали, что большая часть родителей считают себя православными; что наша культура, традиции и образ жизни всегда неразрывно был связан с Православием.

Считают, что независимо от своего вероисповедания мы должны знакомить детей с основами православной культуры  и нравственными ценностями.

         Учитывая, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности считаю, что при ознакомлении детей с основами православной культуры необходимо широко использовать игры на развитие эмпатии, на умение выражать свои эмоции, направленные на сплочение коллектива.. Используя игровые ситуации,  определенные сюжеты, в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие для этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.  Необходимо  использовать любые моменты в играх, общении для  формирования в характере, уме, душе, сердце ребенка доброту, послушание, скромность, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь.

Свойственная детям дошкольного возраста эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делает детский сад тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализуются поставленные задачи. Детям старшего дошкольного возраста присуще уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет одновременно знакомить с новым материалом и осуществлять нравственное воспитание.  

В работе по нравственному воспитанию необходима помощь со стороны родителей, так как наибольшим авторитетом для детей, все - таки являются они.

ВЫВОДЫ

Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию  в образовательном учреждении будет успешной, если:

- будут внедрены соответствующие технологии и учебные пособия в разных видах детской деятельности, адекватные темпу психического развития детей и  обеспечивающие развитие всех интегративных качеств личности, нацеленные на создание системы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;

- будет создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ;

- будет обеспечиваться взаимодействие  педагогов, участвующих в

инновационном проекте  с родителями и духовником группы

«У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
  2. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009
  3. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
  4.  Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2006
  5. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
  6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008                                                          
  7.  Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду– М. : ТЦ Сфера, 2009
  8. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010

9. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008

  1. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011.
  2. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры,на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями,теми трудностями и даже кри...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже к...

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

laquo;Духовная жизнь ребёнкаПолноценна лишь тогда,когда он живёт в мире игры,сказки, музыки, фантазии,творчества. Без этого он– засушенный цветок».Василий Александрович СухомлинскийДетств...