Главные вкладки

    консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
    консультация на тему

    Мамонова Алла Валерьевна

    Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_k_pedsovetu_alla.docx23.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Духовная жизнь ребёнка

    Полноценна лишь тогда,

    когда он живёт в мире игры,

    сказки, музыки, фантазии,

    творчества. Без этого он

    – засушенный цветок».

    Василий Александрович Сухомлинский

    Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

    Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

    • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окружающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
    • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
    • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие игры как «Горелки», «Звонарь», «Перетяни верёвку» и многие другие,  способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
      Духовно – нравственные качества личности  можно развить  с помощью детского фольклора,  или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны  чистотой и непосредственностью. 
      Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь    с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить,    разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
       Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
       А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник,  побудитель человеческих чувств -нравственных, интеллектуальных, эстетических.
       Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
       Произведения, своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
       Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.
       Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
    В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
      Мы  ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же участвовали все с интересом.
    Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

     В более  старшем возрасте, 4-5 лет , мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
       Например:
    Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит».
    «Одна пчела много меду не натаскает».
       Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.
      Загадки – полезное упражнение для детского ума.  Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

     Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
       Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
    Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
    Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.                                                                                                                                Например: сказки «Репка», «Теремок», учат  детей  быть дружными  трудолюбивыми;«Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. 
    Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
    Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка».                                                                                                                                         В своей работе мы широко используем беседы. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, позволяет ребятам высказаться. Это позволяет понять о чём дети думают, что знают.

    В группах можно проводить этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.                                                                                                                                       С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо.  Примерные темы бесед: « Будь всегда вежливым», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Ваши добрые поступки», « Как мы помогаем бабушке и маме», «Что такое дружба?», « Когда и в чем нужна смелость», «Сила - не право» и т. д.

    Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В. А. « Почему Олечка не сорвала цветок?», Ушинского К. Д. «Умей обождать», способствует нравственному воспитанию детей. Поскольку ребёнку легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.                                                                                                                          Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт  взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребёнка – все это влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю работу по развитию у дошкольника  духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры необходимо использовать следующие методы:

    групповые родительские собрания;

    консультации;

    дни открытых дверей;

    папки-передвижки.      

    «Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью.»
     «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!».

    Василий Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

    Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

    Презентация "Воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры"

    Презентация  проекта " Воспитание детей средствами народной культуры и традициями"...

    Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

    Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

    Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры,на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями,теми трудностями и даже кри...

    Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже к...