Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.
    учебно-методический материал на тему

    полуэктова нина михайловна

    Доклад о духовно-нравственном воспитании детей в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovno.docx25.77 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Муниципальное казённое дошкольное

                             образовательное     учреждение

                                          детский сад №1.

                                       Доклад на тему

    ,,Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры”.

    Подготовила воспитатель Полуэктова Н.М.

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

          Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своем выступлении я хочу рассказать о  работе, которую проводят педагоги нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию.

     

       Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле , представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому, в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

          Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается  злым  или  добрым, нравственным или безнравственным. Он, как чистый лист бумаги, и какими красками мы раскрасим его жизнь, так он и проживет. Какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

          Мы и раньше отмечали, что почти у каждого ребенка есть нательный крестик, а из разговоров, бесед выяснилось, что детям не только знакомо понятие «храм», «церковь», но они бывают там кто-то с родителями, кого-то приводила бабушка, а кто-то делился своими впечатлениями о рассказах из детской Библии. Мы  провели анкетирование среди родителей: «Согласны ли Вы на приобщение Вашего ребенка к православной культуре в ДОУ?»  Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. Предварительно мы разработали тезисы из программы по духовно-нравственному воспитанию и оформили в группах старшего возраста информационные стенды, чтобы родители могли ознакомиться с намеченной программой и осознанно сделать свой выбор. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей  проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. 

          Педагоги детского сада работают, ориентируясь на программу по духовно-нравственному воспитанию  О.М. Потаповской и по утвержденной программе «Добрый мир. Православная  культура  для  малышей»  (методическое пособие, 2 изд. Л.Л.Шевченко. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014г.).

       Основная цель  

     духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника через приобщение  к православным  ценностям  и традициям русского народа. 

    Формы работы:

    • Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
    • Экскурсии.
    • Кружковая работа.
    • Развлечения. Досуги.
    • Русские народные праздники.
    • Театрализованная деятельность.
    • Игровая деятельность.

    Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:

    • Проблемно-поисковые вопросы.
    • Разбор пословиц и поговорок.
    • Введение нового персонажа.
    • Творческие задачи.
    • Объяснение происхождения слов.
    • Метод аналогии.
    • Работа с моделями, схемами.

        Основные блоки программы духовно – нравственного воспитания дошкольников:

    Семья, радость моя.

    Край, в котором ты живешь.

     Путешествие в прошлое.

    Основы православной культуры

    Блок: Семья ,радость моя. 

       Занятия данного блока знакомят детей с семейными традициями, обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Учат детей быть внимательными и любящими своих родителей, почитать старших членов семьи. Сначала дети учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством :  чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка,  бесед «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме» , занятий «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От матери земной до Матери небесной», заучивания стихов о маме, изготовления подарков для мам, бабушек, творческих работ из разных материалов, совместных мероприятий детей и мам.

    Блок: Край, в котором ты живешь.

       Занятия данного блока знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. Цель: воспитывать чувство привязанности к своему городу, вызвать чувство гордости за свой родной край. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Из рассказов педагогов, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, о Дмитрии Донском , Александре Невском.

        Дети получили незабываемые впечатления от экскурсий в историко-краеведческий музей им. И.Н.Крамского, знакомясь с военной историей родного края. Они гордятся нашими земляками, которые отдали свои жизни за свободу и мир будущих поколений. Такие впечатления дорогого стоят! Значит, мы посеяли в детских душах зёрна добра и любви к нашей истории, нашей малой и большой Родине.

        Детские воспоминания самые яркие, чем больше ребёнок с детства будет знать о Родине, тем ближе и роднее будет она ему. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.

    Блок: Путешествие в прошлое.

       На занятиях данного блока дети знакомятся с  традициями и укладом жизни русского народа, устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Выполняя творческие задания, дети приобщаются к народной декоративно-прикладной  культуре, знакомятся с ремёслами и промыслами, осваивают простейшие техники рукоделия и художественного творчества, приобретают навыки выполнения совместных творческих проектов.

      Большое значение отводится краеведческой работе.

    Цель работы: приобщение к истокам русской национальной культуры.   Краеведческая работа представлена следующими разделами:

    «Как жили люди на Руси»

    «Декоративно-прикладное искусство»

    «Устное народное творчество»

    «Народная игра»

    «Мой родной край»

    Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются   «Уроки доброты».

      Это так же беседы на нравственные темы: «Жил-был я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности- рисования, аппликации, лепки.

    Блок: Основы православной культуры.

        Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

        Наиболее эмоциональный отклик в душе детей,   дающий         духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, горящие свечи и крашенки на Пасху, народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества , Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, разъясняем некоторые обряды, обычаи, колядки, заклички, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца, на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами.  На Рождество можно сделать с детьми ангелов и украсить рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

        Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью: «В семье лад, так не нужен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю». 

        Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к народной        культуре является создание в группе предметно-пространственной развивающей среды. С этой целью подобран материал для оборудования трансформируемых уголков: народной старины «Русская изба», православной культуры, ряжения, оборудованы центры: народно-прикладного искусства, речевого развития «Фольклор для малышей», народных музыкальных инструментов. В методическом кабинете собран теоретический и практический материал по духовно-нравственному воспитанию: православная литература для детей, раскраски, детские православные журналы,  календари, литература для родителей и педагогов, аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, игры по духовно-нравственному воспитанию.

           Рабочая группа педагогов подобрала и проанализировала материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:  православные праздники в детском саду, продуктивная  деятельность в духовно-нравственном воспитании, консультативный и информационный материал для родителей, игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

           Педагоги и дети , творческие коллективы ДОУ принимали участие :

     в семинарах по духовно-нравственному воспитанию,

     в конкурсе проектов ,,Православные традиции семьи” среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Россошанской и Острогожской епархии,

    в конкурсах чтецов духовной поэзии ,,В начале было слово…”, ,,Святые жены Руси”,  ,,Живое слово”,

    в ежегодно проводимой Покровской ярмарке,

    в Рождественских встречах,

    в  епархиальном конкурсе творческих работ, посвящённом Дню семьи, любви и верности.

        Традиционно проводятся Дни православной книги, Дни славянской письменности и культуры, Дни семьи.

       Организуются обзорные экскурсии в храм, краеведческий музей, в районную библиотеку.

        В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

    Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной игры. (тема по самообразованию)

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры....

    консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

    Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка....

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

    Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...

    Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры,на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями,теми трудностями и даже кри...

    Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

    Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже к...