Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Цель: разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь

Липецкой области

Протокол  

Утверждено

приказом

 заведующий МБДОУ д/с №3

__________/ М.А. Афанасова


Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3

города Лебедянь Липецкой области

Составитель: воспитатель МБДОУ д/с №3                                          

                                                 Лопандина Надежда Павловна

Лебедянь , 2017 г.

Нормативно – правовая база

   Дополнительная общеразвивающая программа  разработана в соответствии со следующими нормативными  правовыми документами:

  • Федеральный закон  от  29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании  в  Российской Федерации»;
  • Федеральный закон  от  24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения .

                    Пояснительная записка.

        Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

  В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

  В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

   В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Актуальность темы:         

   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

    Насыщенность народного праздника иди игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

 

 Реализация программы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций » рассчитана на один год  обучения. В реализации программы участвуют дети от 5 – 7 лет (подготовительная к школе группа). Работа с детьми по дополнительному образованию строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в две недели). Длительность занятий – 22 минуты.

Цель: разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи: 

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению народных традиций родной культуры.

Воспитательные задачи: Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Задачи обучения по направлению программы:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения программы.

 Дети должны знать: традиционные народные игрушки.

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы:

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.

Учебный план

Наименование модуля

Количество часов

1.Народная игрушка.

18

    Итого:

18

Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения презентации проектных работ, а итоговой аттестацией будут        выставки детских работ в детском саду.

Календарный учебный график

  1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в 2 недели.
  2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
  3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
  4. Возрастной состав:

- подготовительная группа  (шестой год жизни) – 15 человек

Сетка занятий

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2 неделя месяца

15.40-16.02

4 неделя месяца

15.40-16.02

5. Образовательная нагрузка:

Продолжительность ДОД

Количество ДОД в месяц

Месячная образовательная нагрузка

22 минут

2

22 мин. Х 2 = 44 мин.

                              Содержание изучаемого курса  

знакомить детей с народными игрушками;

развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

развивать умение видеть красоту народных игрушек;

содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь.

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности.

-привитие дошкольникам культуры речевого поведения;

  • создание центра народной игрушки мини-музея;
  • использование народной игрушки в игротеке;
  • воспитание у детей культуры взаимоотношений.

            Литература

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015

Т. А. Бударина, О.А. Макреева «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство — пресс», 2010.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателей».

Т. С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей»

О. А. Соломенникова «Радость творчества»

Образовательная программа «Детство» (ФГОС), 2014

Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2000. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка.-М.:Легкая пищевапромышленность,1981.

Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-СПб,: Паритет, 2003. Флерина Е.А. Игра и игрушки. Пособие для воспитателей детского сада. Сборник статей/под ред. и предисловием В.Д. Менджерицкой, послесловие Е.Г.Батуриной. – М.: Просвещение, 1973. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Дошкольное образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ Юрина Н.Г. Куклы.-М: Слово, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...