Главные вкладки

    Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны
    рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

    Лопандина Надежда Павловна

      Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

    Задачи программы:

       Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

    знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

        Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

        Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_dou_2016_-_2017_g.docx84.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принята                                                                      Утверждаю                  

    на педагогическом совете                      заведующий ________М.А. Афанасова

    Протокол № 1 от __________                приказ № ____ от  _____________

    Рабочая программа

    Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области

    по духовно – нравственному воспитанию

                          Лопандиной Надежды Павловны

    5 – 7 лет

    С учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    2016 год

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    I. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка

    1.1.1. Нормативно – правовая база…………………………………………

    1.1.2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………

    1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………

    1.1.4. Характеристика группы………………………………………

    1.1.5. Особенности развития детей………………………………..…………

    1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

    1.2.1. Планируемые результаты освоения Программы ………………………

    II. Содержательный раздел

    2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка ……………………………………………………  

    2.1.1. Социально-коммуникативное развитие ………………………………

    2.1.2. Познавательное развитие ……………………...……………………….

    2.1.3. Речевое развитие ………………………………………………………..

    2.1.4. Художественно-эстетическое развитие ……….………………………..

    2.1.5. Физическое развитие………………………………..……………………

    2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с

    учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ……………….

    2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………….

    2.4.        Способы и направления поддержки детской инициативы………

    2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………

    2.6. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей) ………………………………………………………………………….

    III. Организационный раздел

    3.1. Материально-техническое обеспечение……………..…………………

    3.2. Обеспеченность методическими материалами………………………

    3.3. Расписание ООД…………………………………………………………….

    3.4. План график праздников, развлечений …………………………………

    3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……………………………………………………….

    IV. Дополнительный раздел

    4.1. Краткая презентация программы……………………………………………..

    4.1.1. Содержание рабочей программы ……………… …………………….

    4.1.2. Примерные парциальные программы……………………………………

    4.1.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей………..

    I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. 1. Пояснительная записка

    1.1. 1. Нормативно-правовая база

    Рабочая программа разработана в соответствии с:

    - Федеральным Законом  «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012 г. №273-Ф3.

    - Постановлением от 15 мая 2013 г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    - Приказом  Министерства образования и науки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федеральными государственным  образовательного стандарта  дошкольного образования».

    - Приказом  Министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

    - Основной  образовательной программой дошкольной образовательной организации.

    - Уставом ДОУ.

    - Положением о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

    1.1.2. Цели и задачи реализации Программы

      Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

    Задачи программы:

       Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

    знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

        Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

        Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

    1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы:

    1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей  каждого ребенка;

    2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    4) партнерство  с семьей;

    5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    7) учет этнокультурной ситуации развития детей.

    1.1.4. Характеристика группы

    Основные показатели

    Полная информация

    1

    Контингент детей

    От 5 до 7лет

    Объем образовательной нагрузки

    Возрастная группа

    НЕДЕЛЯ

    МЕСЯЦ

    Год

    Старшая группа

    1

    4

    37

    Подготовительная группа

    1

    4

    37

    1.1.5. Особенности развития детей

    Возрастные особенности детей 5-6 лет.

    Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры  и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Игровые действия детей становятся разнообразными.

    Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям.

    Возрастные особенности детей 6-7 лет.

    В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые  жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, менять свое поведение в зависимости от места в нем. Дети могут комментировать исполнение ролей тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми  в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мам и дочка, комната и т.д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, рот, глаза, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

    Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировке. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходиться констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время производного сосредоточения достигает 30 мин. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связанная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный  возраст. Основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры и освоением формы позитивного общения с людьми.

    1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

    1.2.1. Планируемые результаты освоения Программы

    У детей сформированы понятия о доброте, правдивости, жизни по совести, любви  к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость; развиты навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

    II. Содержательный раздел

    2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка

    Содержание Программы обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

    - физическое развитие.

    2.1.1. Социально-коммуникативное развитие

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные духовные, нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    2.1.2. Познавательное развитие

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Старшая группа.

             Задачи:

      - формировать духовно-нравственную личность ребенка через знакомство с важными событиями Священной истории;

      - расширять представление детей о культурном наследии своего народа;

      - знакомить детей с отечественной культурой;

      - обеспечить развитие социальной сферы личности ребенка при соблюдении моральных норм и отношениях с окружающими людьми;

      - воспитывать стремление подражать высоким образом евангельских сюжетов, любви к Родине, своему народу и его культуре;

     -воспитывать послушание, трудолюбие, любознательность, доброжелательность

     - формировать внутренний мир и механизм  нравственной оценки;

     - развивать у детей способность различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и жизни;

     - развивать коммуникативные навыки и готовность к взаимопомощи;

     - обеспечить развитие бережного отношения   к ближнему.                                                                                                                                          

    Сентябрь

               Тема

    Цель, программные задачи

    Источник методической литературы

    1. «Мир вокруг нас. Бог – Творец мира. Рукотворный и нерукотворный мир».

    Познакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром; с всемогуществом Бога как творца; обогащать словарный запас детей; воспитывать  любовь к природе и окружающим.

       «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.186-187.

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 1.Стр.4 - 56

     2. «Дерево добра»

    Тема: «Правила жизни, данные Богом. Трудолюбие. Преподобный Сергий Радонежский».

    Познакомить детей с правилами жизни, с детством преподобного Сергия Радонежского; формирование понимания милосердия и трудолюбия в повседневной жизни; воспитывать любовь к людям.

    «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    .с.193-194

     Б.Ганаго. Детям о трудолюбии. УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.26 - 48

    3.«Рождество Пресвятой Богородицы. Богоизбранная Дева»

    Познакомить детей с историей православного праздника «Рождество Пресвятой Богородицы»; учить детей любить, быть послушными родителям, стремиться быть добрыми.

       «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.190-191

    4. «Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Любовь и послушание».

    Познакомить детей с основными событиями жития святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; воспитывать послушание родителям, любовь к ближним, Родине.

    «Мир –прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.134-135

                                                                                                                                     Октябрь

    1. «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь».

    Формировать представления о доброте и любви к ближнему; развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», воспитывать послушание и любовь к ближнему.

    «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.150-151

    2.«Плоды послушания. Послушание животных святым людям.

    Покров Пресвятой Богородицы».

     Познакомить детей с историей праздника «Покров Пресвятой Богородицы»; воспитывать любовь к родителям, животному миру; расширять словарный запас детей через разъяснения значения слов покров, заступница.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.195-196

    3. «Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые».

    Познакомить детей с совестью как голосам Божиим в душе человека; пробудить в детях голос; учить давать нравственную оценку своим поступкам; познакомить с Новым ковчегом.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.198-199

     УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.4 -10

    4. «Хвастовство. Вежливость».

    Учить детей анализировать свои поступки, учить быть вежливыми, доброжелательными. Награда за хорошие поступки – доброе отношение людей. Плохие поступки приносят печаль, огорчения. Воспитывать любовь к ближнему.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с.152 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2Стр.76 - 83.

                                                                     Ноябрь                                                          

    1. «Икона Матерь Божия «Казанская». День единения».

    Познакомить детей с историей обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери; с подвигом во имя Родины; воспитывать любовь к Родине; развивать уважение к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.199-200

    2. «Доброе слово – что весенний денёк».

    Познакомить с благословлением родителей; закрепить у детей знания о правилах доброй и совестливой жизни; воспитывать сострадание к людям; развивать внимание и терпение.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.205-206 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.48 -65

    3. «Небесный воин».

    Расширять представления детей о творении Богом мира;

    Воспитывать внимание и послушание; развивать понимание детьми нравственных норм жизни.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.201-202 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга4.стр.66 -70

    4.  «Как сохранить дружбу?»

    Показать, что дружба рождается в ответ на бодрые дела и чувства; воспитывать доброжелательное уважение друг к другу, развивать внимательное отношение к ближним.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.166-167 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.56 - 62

                                                                 Декабрь

    1.  «Рождество Христово»

    Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним; воспитывать уважение к народным традициям; развивать доброе отношение к людям.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшиков с.208-209УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр 4 - 20

    2. «Сострадание. Житие блаженной Матроны».

    Показать красоту таких душевных качеств, как доброта и сострадание; познакомить с образцом доброты и сострадания – блаженной Матроной Московской; закрепить знания об истории Рождества Христова;

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.205-206

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.48 -50

    3.«Христианские добродетели – смирение, послушание, милосердие».

    Расширить представление о добродетелях – доброте, смирении, послушании, милосердии; воспитывать чувства любви и нежности к родителям.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.206-207

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.40 – 44

    4. «Забота и благодарность. Преподобный Серафим Саровский»

    Дать понятие детям о мудром устроении мира. Знакомить детей с простыми правилами отношений человека с близкими и природой – заботой и благодарностью, воспитывать любовь к природе.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.214-215 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.60 – 65

     Январь

    1. «В свете рождественских огней».

    Продолжить знакомить детей с евангельскими событиями Рождества Христова. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.210-214

     УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4. Стр.26 – 41

    2.  «Праздник Крещения Господня».

    Познакомить детей с событиями Крещения Господня; воспитывать стремление к доброте и добродетельности; содействовать развитию ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.215-216

    3. «Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии».

     Формировать представления о добрых делах и качествах человека (дружба, любовь, доброта, заботливость, честность); учить размечать обман, ненависть, злобу. Познакомить с добрыми делами, сотворенных Богом.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.220-221

    Февраль

    1. «Честность. Сретение Господне – добрая встреча».

    Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.221-222

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.22 – 24

    2.  «Воины-защитники Отечества. Святой Георгий Победоносец. Илья Муромец».

    Формировать представление о воинах как о защитниках Отечества; воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость, развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.307-308

    3.«Широкая  масленица».

    Познакомить детей с масленой  неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать желание готовиться к православным праздникам.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.225-226

    4. «Чудеса в сказках и в жизни».

    Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами; воспитывать доброту, отзывчивость; развивать память, мышление.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с. 231-232

      Март

    1.« На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. Благовещение Пресвятой Богородицы».

    Познакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы; формировать представление о народных традициях; воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам; развивать наблюдательность и навыки ручного труда.

    Прогулка «Птички Божии» (картотека прогулок)

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.235-236

    2.«Вербное воскресение»

    Познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.232-233

    3.«Подготовка к празднованию Пасхи».

    Формировать представления о Страстной  неделе, её событиях и о Воскресении Христа; воспитывать любовь к Господу; развивать и поддерживать сопереживание страдающему за грехи людей Христу.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

    с.237-238

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.42 - 51

    4. «Праздник праздников. Торжество торжеств».

    Познакомить детей с событиями Воскресения Христова; приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений;

    Праздничный  концерт

      Апрель

    1.«Книга – к мудрости ступенька». Экскурсия в библиотеку.

    На примере книг показать образец любви к Родине, любви к животному миру; воспитывать в детях желание помогать окружающим; укреплять стремление к добрым делам; развивать понимание взаимосвязи живущих на земле.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.244-245

    2. «Святые жены – мироносицы – образец любви и милосердия».

    Познакомить детей с правилами доброй советской жизни с людьми и миром; воспитывать любовь и милосердие к людям; развивать умение анализировать свои поступки.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.242-244

    3.«Праздник Пресвятой Троицы».

    Познакомить детей с событиями праздника Святой Троицы; воспитывать любовь и интерес к русским традициям; развивать память, логическое мышление.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.245-247

    4. Кто зазнается, без друзей остается

     Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый.

    Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость.

    Содействовать развитию образного восприятия. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании пословиц.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.242

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.76 -83

     Май

    Знакомство с храмом и правилами поведения в нем. Экскурсия в храм

    Расширять словарный запас детей словами «глава», «маковец или маковка». Закрепить представления об обращениях к  «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

    Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней, интереса с отечественным культурным традициям.

    Знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Развивать активный словарь детей: «храм», «церковь», «колокольня».

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.196-198

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.42 -50

    2.«Детская молитва» .

    Знакомить с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе. О любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом.

    Воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.254-255

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.42 -50

    3. Беседа по сказке

    «Два жадных медвежонка»

    Дать детям  представления о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божьим. Познакомить детей в традицией Прощеного Воскресения. Помогать  детям осознавать необходимость  сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать. Уступать друг другу и прощать друг друга.

    Способствовать воспитанию у детей бережливости, Уступчивости, доброты и щедрости.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.167-168

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.76 - 83

    4.Путешествие в Страну Букв.

    Познакомить  детей со святыми составителями азбуки для славян; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.244-245

    Подготовительная к школе группа.

     Задачи:

     - расширять представления детей об окружающем мире , его целесообразном и закономерном устройстве, о Заповедях Божиих как основе жизни человека в мире;

    - приобщать детей к духовно-нравственным традициям народа;

    - формировать представление и детей об основных духовно-нравственных категориях и понятиях: добро-зло; послушание-непослушание; трудолюбие-лень.

    -расширять представления детей о здоровом образе жизни и нравственно-волевых качествах;

    - обогащать словарный запас и образный строй речи дошкольников;

    - воспитывать уважение , милосердие и внимательное отношение к ближним;

    - воспитывать чувство почтения и любви к родителям и ближним;

    -воспитывать бережное отношение к результатам труда;

    - содействовать развитию  творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

    - развивать способность различить нравственное и безнравственное путем приобщения к традициям духовной культуры и традиционному укладу жизни.

                                                Сентябрь

    1. «Бог – Творец видимого и невидимого мира. Дни творения. Ангел хранитель».

    Систематизировать знания детей о Боге как Творце видимого и невидимого мира; повторить дни творения; познакомить с понятием ангел-хранитель; воспитывать любовь к природе как творению Божьему.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.249-250

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 1.Стр.4 – 56

    2.  «Храм – дом Божий. О детской молитве». Экскурсия в храм.

    Познакомить детей с устройством православного храма как доме Бога; расширить знания детей о смысле и значении молитвы; приобщать детей к духовным традициям русского народа – посещение храма.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.254-255

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.4 7 – 54

    3. «Заступница усердная. Рождество Пресвятой Богородицы».

    Расширить знания детей о святости святых праведных Иоаким и Анне; о событиях Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать уважительное и благодарное отношение к родителям.

    Сборник «Дорогою добра»с.110-113

    4. Святые  Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.  Послушание».

    Расширить знания детей о подвиге святых  Веры, Надежды, Любови и матери Софии; воспитывать послушание; помочь детям усвоить радость послушания; развивать чувство ответственности за свои поступки.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.134-135

                                                            Октябрь

    1. «Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия».

    Способствовать формированию исторической памяти о житии преподобного Сергия. Воспитывать послушание, смирение, любовь к Богу и людям. Развивать трудолюбие, скромность.

    Сборник «Дорогою добра»с.113-116

    2. «Покров Пресвятой Богородицы. Забота о ближних».

    Расширить знания детей о празднованиях Покрова Пресвятой Богородицы, как о заступнице всех людей. Воспитывать любовь и заботу о ближних. Развивать видение смыслов изображения на иконах.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.257-258 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр. 56 – 69

    3. «Худо тому, кто добра не делает никому».

    Формировать у детей представления о добре и зле; учить запоминать нравственный смысл пословиц; воспитывать стремление совершать добрые поступки; развивать умение различать добро и зло.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

    с.283-284

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.4 – 24

    4. «Люби ближнего как самого себя».        

    Расширять знания детей о любви к ближнему, совестливой жизни с людьми и миром; воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; доброжелательности; развивать способность сопереживать и сорадоваться.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.90

    Сборник «Дорогою добра»с.53-54

                                                             Ноябрь

    1. «Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа».

    Дать представление детям о Казанской иконе Божией Матери как хранительнице русского дома: о силе помощи Святой Владычице в освобождении родной земли от врагов; воспитывать чувство любви к православной культуре, к Родине;  способствовать развитию чувства и уважения к Минину и Пожарскому.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.199-200

    С.261-262

    Сборник «Дорогою добра»с.119-122

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.4 - 25

    2. «Заповеди Божии».

    Познакомить с нравственными правилами жизни; воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность.

    Сборник «Дорогою добра»с.231-235

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.24 – 35,84 - 88

    3. «Любовь и послушание. Плоды непослушания. Послушание животных святым людям». (по сказке «Гуси-лебеди»)

    Учить детей, что каждый поступок имеет свой результат. Послушание приносит радость. Непослушание приносит печаль. Познакомить с жизнью святых и послушании им животных; воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям и животным.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.262-263

     УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.54 - 94

    4. «Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мои поступки. Хвастовство и вежливость».

     Расширить знания о празднике. Введение во храм Пресвятой Богородицы и её детстве; воспитывать вежливость; развивать умение анализировать свои поступки.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.266 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.76 - 84

                                                                Декабрь

    1. «Святитель Николай –жизнь и чудеса».

    Познакомить детей с подвигами святителя Николая; воспитывать любовь к Родине и мужество; развивать представления о добре и зле.

    Сборник «Дорогою добра»с.122-124

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.270-272

    2. «Рождественские сказки».

    Закрепить знания детей событиях Рождества Христова, знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного праздника года; воспитывать любовь к народной православной культуре; милосердие, сострадание к ближнему.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

    с.273-275

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.4 - 21

    3. « Свет пришел в мир».

    Расширить знания детей о Рождестве Христове. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия; воспитывать любовь к народным традициям; развивать чуткое отношение к людям.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.275-278

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.25 - 41

    4.«Без труда нет плода»

    Учить детей понимать иносказательный смысл пословиц. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

    Формировать понимание нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как несообразительность - находчивость, простота - хитрость. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями.

    Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.220-221

                                                                  Январь

    1. «Праздник Рождества Христова».

    Способствовать развитию чувства радостного ожидания приближения праздника;

    воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу;

     воспитывать желание соблюдать традиции праздновать православные праздники.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

    с.208-209

     УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.4 - 21

    2. «Смирение. Святой Серафим Саровский – образец любви и кротости».

    Показать детям величие и красоту отношений к ближним, основанных на мире, любви и кротости, на примере жития преподобного Серафима Саровского. Воспитывать скромность, щедрость; развивать представление о святости.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.278-279

    3. «Крещение Господне (Богоявление)»

    Продолжать знакомить детей с двунадесятым праздником Крещения Господня;

    познакомить детей с понятием Богоявления; познакомить детей с благочестивыми традициями подготовки к празднику (Крещенский сочельник) и с его главными особенностями;

     способствовать развитию чувства реальной святости в окружающей жизни ребенка, соучастия в празднике Крещения Господня;

    воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу; обогащать словарь детей, объяснить значение малознакомых слов: Иордань, Иоанн Креститель (Предтеча), Богоявление.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.281-282

    3. «Крещение Господне (Богоявление)»

    Продолжать знакомить детей с двунадесятым праздником Крещения Господня;

    познакомить детей с понятием Богоявления; познакомить детей с благочестивыми традициями подготовки к празднику (Крещенский сочельник) и с его главными особенностями;

     способствовать развитию чувства реальной святости в окружающей жизни ребенка, соучастия в празднике Крещения Господня;

    воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу; обогащать словарь детей, объяснить значение малознакомых слов: Иордань, Иоанн Креститель (Предтеча), Богоявление.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.281-282

    4. «Голос совести».

    Познакомить детей с понятием совести как голосе Божием в душе человека; учить анализировать свои поступки; воспитывать любовь к ближним.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.283-284

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.4 - 21

                                                              Февраль

    1. «Сретение Господне – добрая встреча. Честность».

    Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

     с.284-285

    2.  «23 февраля – День защитника Отечества. Русские богатыри».

    Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри"; учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

    дать первоначальное представления об особенностях былинного жанра, закрепить понятие «русский богатырь»;

    развивать духовно-нравственное отношение к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине;

    воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине - России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;

     расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество;

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

    с.286-289

    3. Праздничный утренник «Широкая масленица».

    Через музыку, народные игры закреплять знания детей о народных праздниках, гуляниях; закреплять знания о посте, как времени подготовки к Пасхе.

    Сборник «Дорогою добра»с.78-81

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.289-290

    4. «Птички Божии».

     Закрепить представление о весенних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе; развивать память, мышление.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.216-217 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 3.Стр.56 -66

                                                                  Март

    1. «Дружба дороже денег» (по сказке «Теремок»)

    На примере сказки показать образец дружбы, трудолюбия; воспитывать в детях желание помогать окружающим людям; развивать интерес к родной культуре.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.294-295

    2. Начался Великий пост

    «Мост на семь верст»

    Формировать у детей представление о Великом посте, как времени подготовки к празднику Пасхи;                                                         воспитывать у детей чувства искренности и  послушания, выдержки и долга.                                                                Знакомить детей со смыслом и назначением православного поста, как времени особой  собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику. Расширять словарный запас детей.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.291-292

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.68 - 74

    3. Иисус Христос и дети.

    Дать детям представление о любви Спасителя к ним; уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям;

    воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу;

    развивать в детях стремление подражать высоким нравственным образцам. Способствовать формированию чувств защищенности и помощи Божией, предупреждать возникновение чувства беспомощности и одиночества.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.295-296

    4. Сам пропадай, а товарища выручай.                                                                          (По  сказке  «Кот и Петух»)

    Дать детям представления о персонажах, содержании и смысле сказки. Учить детей пересказывать  отдельные эпизоды сказки и устанавливать причинные связи между поступками героев и их последствиями. Знакомить детей с выразительными возможностями рояля – «короля» инструментов;                                                                                                    учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Посредствам сказки помочь детям осознать необходимость послушания,  ответственности за свои поступки.                                        

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.294-295

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 2.Стр.48 - 74

                                                                  Апрель

    1.  «Весенние радости. Благовещение».

    Закрепить знания детей о событиях Благовещения Пресвятой Богородицы; воспитывать интерес к народным традициям; развивать память, внимание.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.170-172

    2«Вход Господень в Иерусалим».

    Расширять знания детей о евангельском событии входа Господа в Иерусалим; познакомить с народными традициями праздника; воспитывать любовь к родной культуре; развивать память.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.296-297

    3. «Радость праведных»

    Расширять знания детей о Страстной седмице; воспитывать любовь к народным традициям; развивать в детях любовь к ближнему и сопереживание.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.298-299

    УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.42- 51

    4. «Ликуй, земля, Христос Воскресе».

    Расширять знания детей о Воскресении Христа; воспитывать чувства любви к народным духовным традициям; расширять кругозор.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.300-304 УМК «Добрый мир» Л.Л. Шевченко .

    Книга 4.Стр.42 - 51

                                                                  Май

    1. «Какого цвета праздник Пасхи»

    Закрепить знания детей о Светлом Христове Воскресении; поддерживать чувство пасхальной радости; формировать привычки следовать праздничным традициям.

    Сборник «Дорогою добра» с.167-174

    2.«Праздник Дня Победы».

    Дать представление о подвигах защитников Родины; воспитывать чувства сострадания к близким, чувство уважения к участникам войны; любовь к Родине; развивать стремление помогать и защищать слабых.

    Сборник «Дорогою добра» с.91-94

    3.«Праздник жён-мироносиц – день мам и бабушек».

    Расширять знания детей о святых женщинах; воспитывать милосердие и внимательное отношение друг к другу; чувство любви; формировать умение видеть свои неправильные поступки.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

     с.304-306

    4. «С любовью каждая строка!»

    Расширять знания детей о святых Кирилле и Мефодие; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь.

    Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.311-312

    2.1.3. Речевое развитие

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    2.1.4. Художественно-эстетическое развитие

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    2.1.5. Физическое развитие

    Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

    Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Развивать общую и мелкую моторику.

    2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей  воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

    направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

    Формы работы

    Старший дошкольный возраст

    Социально-коммуникативное

    Индивидуальная игра.

    Совместная с воспитателем игра.

    Совместная со сверстниками игра

    Игра

    Чтение

    Беседа

    Наблюдение

    Педагогическая ситуация.

     Экскурсия

    Ситуация морального выбора.

    Проектная деятельность Интегративная деятельность

    Праздник

    Совместные действия

    Рассматривание.

    Проектная деятельность

    Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

    Экспериментирование

    Поручение и задание

    Дежурство.

    Совместная деятельность  взрослого и детей тематического характера

    Проектная деятельность

    Познавательное развитие

    Создание коллекций

    Проектная деятельность

    Исследовательская деятельность. Конструирование

    Экспериментирование

    Развивающая игра

    Наблюдение

    Проблемная ситуация

    Рассказ

    Беседа

    Интегративная  деятельность

    Экскурсии  

    Коллекционирование

    Моделирование

    Реализация проекта

    Игры с правилами  

    Речевое развитие          

    Чтение.

    Беседа

    Рассматривание

    Решение проблемных ситуаций. Разговор с детьми

    Игра

    Проектная деятельность

    Создание коллекций

    Интегративная деятельность

    Обсуждение.

    Рассказ.

    Инсценирование

    Ситуативный разговор с детьми Сочинение загадок

    Проблемная ситуация

    Использование     различных видов театра

    Художественное – эстетическое развитие

    Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.  Создание макетов, коллекций и их     оформление

    Рассматривание эстетически привлекательных предметов   Игра

    Организация выставок

    Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

    Музыкально- дидактическая игра Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания

    Интегративная деятельность

    Совместное и индивидуальное                  музыкальное  исполнение

    Музыкальное упражнение.

    Попевка. Распевка

    Двигательный, пластический танцевальный этюд

    Танец

    Творческое задание

    Концерт- импровизация

    Музыкальная  сюжетная игра

    Физическое развитие

    Физкультурное занятие

    Утренняя гимнастика

    Игра

    Беседа

    Рассказ

    Чтение

    Рассматривание.

    Интегративная  деятельность

    Контрольно-  диагностическая  деятельность

    Спортивные и  физкультурные досуги

    Спортивные состязания

    Совместная деятельность  взрослого и детей  тематического характера

    Проектная деятельность

    Проблемная ситуация  

    2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

    Климатические особенности

    В ДОУ созданы условия, для благоприятного пребывания воспитанников в климатических условиях Центрального региона, которые имеют свои особенности: высокая загазованность и пониженная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс ДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости: Дни и Недели здоровья, закаливающие и оздоравливающие процедуры.

    Организованная образовательная деятельность проводится в период с 01 сентября по 31 мая.

    В холодное время при благоприятных погодных условиях пребывание детей на воздухе проводится согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049–13. В тёплое время года жизнедеятельность детей преимущественно организуется на открытом воздухе.

    В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, праздники и развлечения, экскурсии и другие виды совместной деятельности.

    Климатические особенности отражены в комплексно – тематическом планировании, деятельность познавательного характера построена с учётом регионального компонента и предполагает изучение флоры и фауны Липецкого края.

    Национальные особенности

    Воспитание воспитанников ведется на русском языке. Образование носит светский характер.

    Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного пространства города Лебедянь и Липецкой области.

    Культурное воспитание дошкольников строится на основе изучения русских национальных традиций. Национально-культурные особенности развития характеризуются местоположением дошкольного учреждения на территории Российской Федерации. Данная особенность учитывается в чтении художественных произведений русского и славянских народов, населяющих Россию.

    В процесс воспитания дошкольников ДОУ включены:

    - знакомство с народными играми, народными художественными промыслами и традициями России;

    - приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе коренного населения России.

    Организационные особенности

    Эффективность образовательного процесса обусловлена активностью обеих сторон взаимодействия (педагога и ребенка), с вовлечением в образовательный процесс родителей воспитанников (законных представителей). Основной акцент взаимодействия направлен на реализацию технологии сотрудничества (педагог – ребенок – родитель) и создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ для организации самостоятельной деятельности детей.

    2.4.        Способы и направления поддержки детской инициативы

    Программа   обеспечивает  полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

    1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

    3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

    4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

    5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

    6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

    Психолого-педагогические условия  реализации программы:

    1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

    2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

    4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

    7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

    Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

    1) обеспечение эмоционального благополучия через:

    - непосредственное общение с каждым ребенком;

    - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

    - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

    3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

    - создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

    - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

    - развитие умения детей работать в группе сверстников;

    4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

    - создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

    - организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

    - поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

    - оценку индивидуального развития детей;

    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

    Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

    Родители - это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.

    Принимая данный постулат как аксиому, мы обозначаем для нашего детского сада следующие задачи работы с родителями и разработали принципы взаимодействия с семьей.

    Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определяет направление. Содержание, формы работы с ними. Это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе дифференцированного и последовательного решения задач.

    Задачи работы с родителями в дошкольном учреждении:

    • изучение интересов, мнений и запросов родителей
    • обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей
    • расширение средств и методов работы с родителями
    • обеспечение пространства для личностного роста родителей и сотрудничества с детским садом создание особой творческой атмосферы
    • привлечение родителей к активному участию в организации, планированию и контроле деятельности дошкольного учреждения

    Принципы взаимодействия с семьей.

    Считать семью основным получателем услуг.

    Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее важную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье, как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним.

    Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей.

    Рассматривать членов семьи, как важнейших участников образовательной команды и главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка.

    Принцип личной ориентации.

    Взаимодействия с семьей на основе принятия и уважения ее индивидуальной семейной истории, традиции, образа жизни. Ориентации на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи.

    Принцип социального партнерства.

    Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в управлении МБДОУ, на основе позиции детский сад - профессиональный помощник семьи в воспитании детей. Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.

    Принцип социального творчества.

    Детский сад - это место, где интересно и комфортно не „только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад - это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку и родителю в построении партнерских отношений.

    Проявление гибкость и чуткость, представлять всеобъемлющие услуги, признанные улучшить жизнь ребенка и семьи. Новаторские, гибкие и чутко реагирующие на различные нужды семей формы работы с дошкольниками. Работа с родителями ведется по двум блокам, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

    Основные формы взаимодействия с семьей.

    Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

    Совместная деятельность: привлечение родителей к организации  конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

    План взаимодействия с родителями

    Месяц

    Формы работы

    Сентябрь

    Создание семейного клуба «Ковчег»

    октябрь

    Покровские посиделки

    ноябрь

    Славянские игры

    декабрь

    Родительский лекторий «Роль семьи  в духовно – нравственном воспитании детей»

    январь

    Встречаем вместе Рождество Христово

    февраль

    Праздник для пап

    март

    «А , ну – ка, мамы»

    апрель

    Пасхальный фестиваль

    май

    Родительский лекторий «Помним их поимённо»

    2.6. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития детей)

    При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей (ФГОС ДО п.3.2.3.). Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач.

    Основная цель педагогической диагностики - познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста, с целью создания условий воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствующих поддержке и развитию детской индивидуальности. Для реализации данной цели педагог использует преимущественно малоформализованные диагностические методы:

    - наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса;

    - свободные беседы с детьми.

    В качестве дополнительных методов используются:

    - анализ продуктов детской деятельности;

    - специальные диагностические ситуации.

    Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

    - деятельностных умений ребенка;

    - интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

    - личностных особенностей ребенка;

    - поведенческих проявлений ребенка;

    - особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

    - особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

    III. Организационный раздел

    3.1. Материально-техническое обеспечение

    Компьютер.

    Магнитофон.

    Телевизор.

    3.2. Обеспеченность методическими материалами

    Предметы быта славян.

    Репродукции картин.

    Сюжетные картинки.

    Дидактические игры.

    Аудиодиски.

    Электронные игры.

    Учебно-методическая литература.

    3.3. Расписание ООД

    День недели

    Время

    Группа

    Понедельник

    15- 30- 16-00

    16-00-16-30

    Солнышко

    Вторник

    15- 30- 16-00

    16-00-16-30

    Сказка

    Среда

    15- 30- 16-00

    16-00-16-30

    Винни - Пух

    Четверг

    15- 30- 16-00

    16-00-16-30

    Теремок

    Пятница

    15- 30- 16-00

    16-00-16-30

    Карлсон

    Белоснежка

    3.4. План график праздников, развлечений

    Сентябрь – «Рождество Богородицы»

    Октябрь – «Покровские посиделки»

    Ноябрь – «Россия. Родина. Православие.»

    Январь – «Рождество Христово»

    Март – «День православной книги»

    Апрель – «Пасха»

    Май – «День славянской письменности»

    3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групп, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

     Развивающая предметно-пространственная среда  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

     Развивающая предметно-пространственная среда  обеспечивает:

    - реализацию различных образовательных программ;

    - учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

    - учет возрастных особенностей детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство  оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    IV. Дополнительный раздел

    4.1. Краткая презентация программы

    Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения.

    Программа обеспечивает развитие личности детей 5-7 летнего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Рабочая программа направлена на:

    — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    — на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    — рабочая программа разрабатывается воспитателем и утверждается ДОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Примерных программ.

    — При разработке рабочей Программы определяет продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы группы в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности.

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

    — социально-коммуникативное развитие;

    — познавательное развитие;

    — речевое развитие;

    — художественно-эстетическое развитие;

    — физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    4.1.2. Примерные парциальные программы

    Для реализации рабочей программы  используется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014); учебно-методического

    пособия «Мир-прекрасное творение»под. ред. Л.П. Гладких, архимандрита

    Зиновия (В.М.Меньшикова),Курск.

    4.1.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей

    Основные формы взаимодействия с семьей.

    Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.

    Совместная деятельность: привлечение родителей к организации  конкурсов, концертов, семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

    Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.

    Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

    Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка. Рассказывать о действии негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

    Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 24 «Аленький цветочек» города Новошахтинска старшей группы на 2015 – 2016 учебный год.

    Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­с...

    Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

     Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

    Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

    Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...