Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Лопандина Надежда Павловна

Составлена на основе учебно-методического

пособия «Мир-прекрасное творение»

под. ред. Л.П. Гладких, архимандрита

Зиновия (В.М.Меньшикова)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области

по духовно- нравственному

воспитанию на основе православных традиций

с учетом ФГОС дошкольного образования.

Составлена на основе учебно-методического

пособия «Мир-прекрасное творение»

под. ред. Л.П. Гладких, архимандрита

Зиновия (В.М.Меньшикова)

                                                             

                                                                              Педагог: Лопандина Н.П.        

2014-2015 г.

                                                 Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Перспективное планирование  в старшей  группе.
  3. Перспективное планирование  в подготовительной к школе группе.
  4. Список литературы.
  5. Материально-техническая база

                                  Пояснительная записка.

            Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.

Постановление от 15 мая 2013г. №26 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 г. «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»

Устав ДОУ  

Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

  В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.

      02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ. МО РФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).

Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцами неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год и проводится в рамках ознакомления с социальным миром.

Рабочая программа для детей 5-6 лет (старшая группа) и подготовительная к школе группа (6-7 лет), соответствует комплексно-тематическому планированию  по программе:   «Мир -прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) .

 Рабочая программа включает краеведческий материал и проектную деятельность.

Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Содержанием данной рабочей  программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основанное на научных теориях о единстве духовного и материального бытия и человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к  близким, природе.

    Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).   

Организация проведения воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию  с детьми старшей и подготовительной к школе групп строится по образовательным областям:

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное  развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Содержание рабочей программы включает «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

      Цель и задачи рабочей программы:

      Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

     Задачи программы:

   Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

    Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

    Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Целевые ориентиры.

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старословянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

 Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.  Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

      Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

    Понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности – игровой, как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени – опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности  - учебной, как фундаментального образования младшего школьного возврата и форм взаимодействия с окружающим миром.

   Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

Цель взаимодействия:

Создание на территории «Детский сад – начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.

Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.

Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школы.

Создание единой стратегии в работе с родителями.

Обеспечение профессионального роста педагогов.

 Осуществление внешних связей:

_со школой;

- с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, детско – юношеский центр, детская районная библиотека, станция юных натуралистов, районный дом культуры, Дом ремесел);

- с научно – методическими учреждениями;

- организация совместных мероприятий.

Рабочая программа по духовно-нравственному  воспитанию на     православных традициях по образовательным областям

  ( познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

                                  Старшая группа.

         Задачи:

  - формировать духовно-нравственную личность ребенка через знакомство с важными событиями Священной истории;

  - расширять представление детей о культурном наследии своего народа;

  - знакомить детей с отечественной культурой;

  - обеспечить развитие социальной сферы личности ребенка при соблюдении моральных норм и отношениях с окружающими людьми;

  - воспитывать стремление подражать высоким образом евангельских сюжетов, любви к Родине, своему народу и его культуре;

 -воспитывать послушание, трудолюбие, любознательность, доброжелательность

 - формировать внутренний мир и механизм  нравственной оценки;

 - развивать у детей способность различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и жизни;

 - развивать коммуникативные навыки и готовность к взаимопомощи;

 - обеспечить развитие бережного отношения   к ближнему.

                                                 

                                                 

                                                 Сентябрь

           Тема

Цель, программные задачи

Источник методической литературы

1. «Мир вокруг нас. Бог – Творец мира. Рукотворный и нерукотворный мир».

Познакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром; с всемогуществом Бога как творца; обогащать словарный запас детей; воспитывать  любовь к природе и окружающим.

   «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.186-187

 2. «Дерево добра»

Тема: «Правила жизни, данные Богом. Трудолюбие. Преподобный Сергий Радонежский».

Познакомить детей с правилами жизни, с детством преподобного Сергия Радонежского; формирование понимания милосердия и трудолюбия в повседневной жизни; воспитывать любовь к людям.

«Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

.с.193-194

 Б.Ганаго. Детям о трудолюбии.

3.«Рождество Пресвятой Богородицы. Богоизбранная Дева»

Познакомить детей с историей православного праздника «Рождество Пресвятой Богородицы»; учить детей любить, быть послушными родителям, стремиться быть добрыми.

   «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.190-191

4. «Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Любовь и послушание».

Познакомить детей с основными событиями жития святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; воспитывать послушание родителям, любовь к ближним, Родине.

«Мир –прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.134-135

                                             

                                                                       

                                                         Октябрь

1. «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь».

Формировать представления о доброте и любви к ближнему; развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», воспитывать послушание и любовь к ближнему.

«Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.150-151

2.«Плоды послушания. Послушание животных святым людям.

Покров Пресвятой Богородицы».

 Познакомить детей с историей праздника «Покров Пресвятой Богородицы»; воспитывать любовь к родителям, животному миру; расширять словарный запас детей через разъяснения значения слов покров, заступница.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.195-196

3. «Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые».

Познакомить детей с совестью как голосам Божиим в душе человека; пробудить в детях голос; учить давать нравственную оценку своим поступкам; познакомить с Новым ковчегом.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.198-199

4. «Хвастовство. Вежливость».

Учить детей анализировать свои поступки, учить быть вежливыми, доброжелательными. Награда за хорошие поступки – доброе отношение людей. Плохие поступки приносят печаль, огорчения. Воспитывать любовь к ближнему.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с.152

                                                     

                                                                 Ноябрь                                                          

1. «Икона Матерь Божия «Казанская». День единения».

Познакомить детей с историей обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери; с подвигом во имя Родины; воспитывать любовь к Родине; развивать уважение к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.199-200

2. «Доброе слово – что весенний денёк».

Познакомить с благословлением родителей; закрепить у детей знания о правилах доброй и совестливой жизни; воспитывать сострадание к людям; развивать внимание и терпение.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.205-206

3. «Небесный воин».

Расширять представления детей о творении Богом мира;

Воспитывать внимание и послушание; развивать понимание детьми нравственных норм жизни.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.201-202

4.  «Как сохранить дружбу?»

Показать, что дружба рождается в ответ на бодрые дела и чувства; воспитывать доброжелательное уважение друг к другу, развивать внимательное отношение к ближним.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.166-167

                                           

                                                     

                                                             Декабрь

1.  «Рождество Христово»

Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним; воспитывать уважение к народным традициям; развивать доброе отношение к людям.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

)с.208-209

2. «Сострадание. Житие блаженной Матроны».

Показать красоту таких душевных качеств, как доброта и сострадание; познакомить с образцом доброты и сострадания – блаженной Матроной Московской; закрепить знания об истории Рождества Христова;

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.205-206

3.«Христианские добродетели – смирение, послушание, милосердие».

Расширить представление о добродетелях – доброте, смирении, послушании, милосердии; воспитывать чувства любви и нежности к родителям.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.206-207

4. «Забота и благодарность. Преподобный Серафим Саровский»

Дать понятие детям о мудром устроении мира. Знакомить детей с простыми правилами отношений человека с близкими и природой – заботой и благодарностью, воспитывать любовь к природе.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.214-215

                                                         

                                                       Январь

1. «В свете рождественских огней».

Продолжить знакомить детей с евангельскими событиями Рождества Христова. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.210-214

2.  «Праздник Крещения Господня».

Познакомить детей с событиями Крещения Господня; воспитывать стремление к доброте и добродетельности; содействовать развитию ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.215-216

3. «Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии».

 Формировать представления о добрых делах и качествах человека (дружба, любовь, доброта, заботливость, честность); учить размечать обман, ненависть, злобу. Познакомить с добрыми делами, сотворенных Богом.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.220-221

                                                       

                                                             Февраль

1. «Честность. Сретение Господне – добрая встреча».

Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.221-222

2.  «Воины-защитники Отечества. Святой Георгий Победоносец. Илья Муромец».

Формировать представление о воинах как о защитниках Отечества; воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость, развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.307-308

3.«Широкая  масленица».

Познакомить детей с масленой  неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать желание готовиться к православным праздникам.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.225-226

4. «Чудеса в сказках и в жизни».

Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами; воспитывать доброту, отзывчивость; развивать память, мышление.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с. 231-232

                                                          Март

1.« На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. Благовещение Пресвятой Богородицы».

Познакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы; формировать представление о народных традициях; воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам; развивать наблюдательность и навыки ручного труда.

Прогулка «Птички Божии» (картотека прогулок)

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.235-236

2.«Вербное воскресение»

Познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.232-233

3.«Подготовка к празднованию Пасхи».

Формировать представления о Страстной  неделе, её событиях и о Воскресении Христа; воспитывать любовь к Господу; развивать и поддерживать сопереживание страдающему за грехи людей Христу.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

с.237-238

4. «Праздник праздников. Торжество торжеств».

Познакомить детей с событиями Воскресения Христова; приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений;

Праздничный  концерт

                                                             Апрель

1.«Книга – к мудрости ступенька». Экскурсия в библиотеку.

На примере книг показать образец любви к Родине, любви к животному миру; воспитывать в детях желание помогать окружающим; укреплять стремление к добрым делам; развивать понимание взаимосвязи живущих на земле.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

) с.244-245

2. «Святые жены – мироносицы – образец любви и милосердия».

Познакомить детей с правилами доброй советской жизни с людьми и миром; воспитывать любовь и милосердие к людям; развивать умение анализировать свои поступки.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.242-244

3.«Праздник Пресвятой Троицы».

Познакомить детей с событиями праздника Святой Троицы; воспитывать любовь и интерес к русским традициям; развивать память, логическое мышление.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.245-247

4. Кто зазнается, без друзей остается

 Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый.

Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость.

Содействовать развитию образного восприятия. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании пословиц.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.242

                                                             

                                                               Май

Знакомство с храмом и правилами поведения в нем. Экскурсия в храм

 Расширять словарный запас детей словами «глава», «маковец или маковка». Закрепить представления об обращениях к  «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней, интереса с отечественным культурным традициям.

Знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Развивать активный словарь детей: «храм», «церковь», «колокольня».

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.196-198

2.«Детская молитва» .

Знакомить с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе. О любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом.

Воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.254-255

3. Беседа по сказке

«Два жадных медвежонка»

Дать детям  представления о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божьим. Познакомить детей в традицией Прощеного Воскресения. Помогать  детям осознавать необходимость  сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать. Уступать друг другу и прощать друг друга.

Способствовать воспитанию у детей бережливости, Уступчивости, доброты и щедрости.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.167-168

4.Путешествие в Страну Букв.

Познакомить  детей со святыми составителями азбуки для славян; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.244-245

                                      Занятия по краеведению.

Сентябрь

Я пока еще расту, нужным городу стать хочу

Утвердить в детях понятие «нужности» своему городу, знать что ты в нем живешь и обязательно стараться его беречь, пофантазировать с детьми о нужности городу в данном возрасте и отразить это в своих рисунках.

Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,-М.2003.

.Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007.

.Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.

Октябрь

Лебедянь  моя, мамина, бабушкина

Воспитать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, родина; познакомить детей с такими понятиями, как «члены семьи» и ближайшие родственники; помочь детям понять свое место в семье и семейных отношениях, развить понимание заботы о близких.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.

Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.

Октябрь

Наш город начинался с городища.

Познакомить детей с историей образования  Лебедяни, условиями жизни и бытом в древние времена, развивать их любознательность, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории.

Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.

Ноябрь

Всякому мила родная сторона

Дать детям представление о городе и его достопримечательностях, развивать патриотические чувства на том, что малая родина милее всех, любовь с своему двору пронесешь через всю жизнь.

Лебедянь. От  А до Я

Декабрь

А я люблю свои места родные…

Познакомить детей с главными объектами города ( больница, аптека, школа, почта, стадион, полиция, библиотека, администрация, социальная служба, дом культуры, хлебозавод, Дом ремесел краеведческий музей;  дать представление о предназначении каждого объекта, где расположен определенный объект, кто работает в данном учреждении, какую пользу приносят различные службы для города.

Экскурсия по городу

Январь

Символика города

Познакомить детей с символикой города Лебедянь , со значением цвета и предметов, изображенных на гербе, флаге, воспитывать чувство привязанности и гордости за свой город, значимости его в истории страны.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007.

Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002.

Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3.

Февраль

Те, кто прославил наш город…

Познакомить детей с выдающимися людьми, которые проживали в Лебедяни , воспитывать чувство гордости за их подвиги и желание быть на них похожими и стремится что-то творить и изобретать.

Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007.

Март

У Лебедяни  счастливое будущее

Познакомить детей со всеми садами и школами города, детскими площадками и местами отдыха детей вместе со взрослыми, спортивными и развлекательными центрами. Создать у детей представление о своем счастливом детстве и о том, что когда они вырастут, то им есть чем заняться в городе. Счастье города – когда в нем много детей.

Экскурсия

по городу.

Апрель

 Исторические памятники Лебедяни.

Познакомить детей с историческими памятниками

(мемориальные доски, здания, памятники погибшими воинам и др.), развивать патриотические чувства, связывать давность событий с сегодняшними днем..

Видеоэкскурсия.

Май

Духовное наследие Лебедянского края.

Познакомить детей с духовными центрами Лебедянского края, культурой их посещения. Дать понятия о то, что в стране празднуются не только государственные праздники, но и церковные. Повышать нравственность. Организация встреч со служителями церкви.

Экскурсия в храм

 Рабочая программа  по духовно-нравственному  воспитанию   на     православных традициях по образовательным областям ( познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

                 

                  Подготовительная к школе группа.

 Задачи:

 - расширять представления детей об окружающем мире , его целесообразном и закономерном устройстве, о Заповедях Божиих как основе жизни человека в мире;

- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народа;

- формировать представление и детей об основных духовно-нравственных категориях и понятиях: добро-зло; послушание-непослушание; трудолюбие-лень.

-расширять представления детей о здоровом образе жизни и нравственно-волевых качествах;

- обогащать словарный запас и образный строй речи дошкольников;

- воспитывать уважение , милосердие и внимательное отношение к ближним;

- воспитывать чувство почтения и любви к родителям и ближним;

-воспитывать бережное отношение к результатам труда;

- содействовать развитию  творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

- развивать способность различить нравственное и безнравственное путем приобщения к традициям духовной культуры и традиционному укладу жизни;

                                                         

                                                   Сентябрь

1. «Бог – Творец видимого и невидимого мира. Дни творения. Ангел хранитель».

Систематизировать знания детей о Боге как Творце видимого и невидимого мира; повторить дни творения; познакомить с понятием ангел-хранитель; воспитывать любовь к природе как творению Божьему.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.249-250

2.  «Храм – дом Божий. О детской молитве». Экскурсия в храм.

Познакомить детей с устройством православного храма как доме Бога; расширить знания детей о смысле и значении молитвы; приобщать детей к духовным традициям русского народа – посещение храма.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.254-255

3. «Заступница усердная. Рождество Пресвятой Богородицы».

Расширить знания детей о святости святых праведных Иоаким и Анне; о событиях Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать уважительное и благодарное отношение к родителям.

Сборник «Дорогою добра»с.110-113

4. Святые  Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.  Послушание».

Расширить знания детей о подвиге святых  Веры, Надежды, Любови и матери Софии; воспитывать послушание; помочь детям усвоить радость послушания; развивать чувство ответственности за свои поступки.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.134-135

                                                     

                                                        Октябрь

1. «Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия».

Способствовать формированию исторической памяти о житии преподобного Сергия. Воспитывать послушание, смирение, любовь к Богу и людям. Развивать трудолюбие, скромность.

Сборник «Дорогою добра»с.113-116

2. «Покров Пресвятой Богородицы. Забота о ближних».

Расширить знания детей о празднованиях Покрова Пресвятой Богородицы, как о заступнице всех людей. Воспитывать любовь и заботу о ближних. Развивать видение смыслов изображения на иконах.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.257-258

3. «Худо тому, кто добра не делает никому».

Формировать у детей представления о добре и зле; учить запоминать нравственный смысл пословиц; воспитывать стремление совершать добрые поступки; развивать умение различать добро и зло.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

с.283-284

4. «Люби ближнего как самого себя».        

Расширять знания детей о любви к ближнему, совестливой жизни с людьми и миром; воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; доброжелательности; развивать способность сопереживать и сорадоваться.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.90

Сборник «Дорогою добра»с.53-54

                                                       

                                                          Ноябрь

1. «Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа».

Дать представление детям о Казанской иконе Божией Матери как хранительнице русского дома: о силе помощи Святой Владычице в освобождении родной земли от врагов; воспитывать чувство любви к православной культуре, к Родине;  способствовать развитию чувства и уважения к Минину и Пожарскому.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.199-200

С.261-262

Сборник «Дорогою добра»с.119-122

2. «Заповеди Божии».

Познакомить с нравственными правилами жизни; воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность.

Сборник «Дорогою добра»с.231-235

3. «Любовь и послушание. Плоды непослушания. Послушание животных святым людям». (по сказке «Гуси-лебеди»)

Учить детей, что каждый поступок имеет свой результат. Послушание приносит радость. Непослушание приносит печаль. Познакомить с жизнью святых и послушании им животных; воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям и животным.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.262-263

4. «Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мои поступки. Хвастовство и вежливость».

 Расширить знания о празднике. Введение во храм Пресвятой Богородицы и её детстве; воспитывать вежливость; развивать умение анализировать свои поступки.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.266

                                                            Декабрь

1. «Святитель Николай –жизнь и чудеса».

Познакомить детей с подвигами святителя Николая; воспитывать любовь к Родине и мужество; развивать представления о добре и зле.

Сборник «Дорогою добра»с.122-124

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.270-272

2. «Рождественские сказки».

Закрепить знания детей событиях Рождества Христова, знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного праздника года; воспитывать любовь к народной православной культуре; милосердие, сострадание к ближнему.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

с.273-275

3. « Свет пришел в мир».

Расширить знания детей о Рождестве Христове. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия; воспитывать любовь к народным традициям; развивать чуткое отношение к людям.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.275-278

4. «Без труда нет плода»

Учить детей понимать иносказательный смысл пословиц. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Формировать понимание нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как несообразительность - находчивость, простота - хитрость. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями.

 Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.220-221

                                                   

                                                              Январь

1. «Праздник Рождества Христова».

Способствовать развитию чувства радостного ожидания приближения праздника;

 воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу;

 воспитывать желание соблюдать традиции праздновать православные праздники.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

с.208-209

2. «Смирение. Святой Серафим Саровский – образец любви и кротости».

Показать детям величие и красоту отношений к ближним, основанных на мире, любви и кротости, на примере жития преподобного Серафима Саровского. Воспитывать скромность, щедрость; развивать представление о святости.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.278-279

3. «Крещение Господне (Богоявление)»

Продолжать знакомить детей с двунадесятым праздником Крещения Господня;

познакомить детей с понятием Богоявления; познакомить детей с благочестивыми традициями подготовки к празднику (Крещенский сочельник) и с его главными особенностями;

 способствовать развитию чувства реальной святости в окружающей жизни ребенка, соучастия в празднике Крещения Господня;

воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу; обогащать словарь детей, объяснить значение малознакомых слов: Иордань, Иоанн Креститель (Предтеча), Богоявление.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.281-282

4. «Голос совести».

Познакомить детей с понятием совести как голосе Божием в душе человека; учить анализировать свои поступки; воспитывать любовь к ближним.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.283-284

                                                             Февраль

1. «Сретение Господне – добрая встреча. Честность».

Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

 с.284-285

2.  «23 февраля – День защитника Отечества. Русские богатыри».

Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри"; учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение;

дать первоначальное представления об особенностях былинного жанра, закрепить понятие «русский богатырь»;

 развивать духовно-нравственное отношение к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине;

воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине - России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;

 расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество;

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова

с.286-289

3. Праздничный утренник «Широкая масленица».

Через музыку, народные игры закреплять знания детей о народных праздниках, гуляниях; закреплять знания о посте, как времени подготовки к Пасхе.

Сборник «Дорогою добра»с.78-81

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.289-290

4. «Птички Божии».

 Закрепить представление о весенних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе; развивать память, мышление.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.216-217

                                                       

                                                              Март

1. «Дружба дороже денег» (по сказке «Теремок»)

На примере сказки показать образец дружбы, трудолюбия; воспитывать в детях желание помогать окружающим людям; развивать интерес к родной культуре.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.294-295

2. Начался Великий пост

«Мост на семь верст»

Формировать у детей представление о Великом посте, как времени подготовки к празднику Пасхи;                                                         воспитывать у детей чувства искренности и  послушания, выдержки и долга.                                                                Знакомить детей со смыслом и назначением православного поста, как времени особой  собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику. Расширять словарный запас детей.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.291-292

3. Иисус Христос и дети.

Дать детям представление о любви Спасителя к ним; уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям;

воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу;

развивать в детях стремление подражать высоким нравственным образцам. Способствовать формированию чувств защищенности и помощи Божией, предупреждать возникновение чувства беспомощности и одиночества.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.295-296

4. Сам пропадай, а товарища выручай.                                                                          (По  сказке  «Кот и Петух»)

Дать детям представления о персонажах, содержании и смысле сказки. Учить детей пересказывать  отдельные эпизоды сказки и устанавливать причинные связи между поступками героев и их последствиями. Знакомить детей с выразительными возможностями рояля – «короля» инструментов;                                                                                                       учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Посредствам сказки помочь детям осознать необходимость послушания,  ответственности за свои поступки.                                        

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.294-295

                                                              Апрель

1.  «Весенние радости. Благовещение».

Закрепить знания детей о событиях Благовещения Пресвятой Богородицы; воспитывать интерес к народным традициям; развивать память, внимание.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.170-172

2«Вход Господень в Иерусалим».

Расширять знания детей о евангельском событии входа Господа в Иерусалим; познакомить с народными традициями праздника; воспитывать любовь к родной культуре; развивать память.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.296-297

3. «Радость праведных»

Расширять знания детей о Страстной седмице; воспитывать любовь к народным традициям; развивать в детях любовь к ближнему и сопереживание.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.298-299

4. «Ликуй, земля, Христос Воскресе».

Расширять знания детей о Воскресении Христа; воспитывать чувства любви к народным духовным традициям; расширять кругозор.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.300-304

                                                           

                                                              Май

1. «Какого цвета праздник Пасхи»

Закрепить знания детей о Светлом Христове Воскресении; поддерживать чувство пасхальной радости; формировать привычки следовать праздничным традициям.

Сборник «Дорогою добра» с.167-174

2. «Праздник Дня Победы».

Дать представление о подвигах защитников Родины; воспитывать чувства сострадания к близким, чувство уважения к участникам войны; любовь к Родине; развивать стремление помогать и защищать слабых.

Сборник «Дорогою добра» с.91-94

3.«Праздник жён-мироносиц – день мам и бабушек».

Расширять знания детей о святых женщинах; воспитывать милосердие и внимательное отношение друг к другу; чувство любви; формировать умение видеть свои неправильные поступки.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)

 с.304-306

4. «С любовью каждая строка!»

Расширять знания детей о святых Кирилле и Мефодие; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь.

Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.311-312

                                    Занятия по краеведению.

Сентябрь

Природа родной Лебедяни.

Познакомить детей с зелеными насаждениями города, где они выращиваются. Воспитывать у детей потребность в сохранении красоты города, бережливом отношении ко всему живому.

Фотографии скверов и парков Лебедяни, иллюстрации деревьев средней полосы, животных нашего края, растительности.  

Октябрь

Красна изба.

Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить с видом избы.

М. В. Тихонова «Красна изба».

Ноябрь

Приходите в гости к нам.

Познакомить детей с укладом жизни славян. Дать представление о предметах быта, их назначении.

М. Семенова «Мы – славяне.

 М. В. Тихонова «Красна изба».

Декабрь

Дело мастера боится.

Познакомить детей с основными ремеслами родных мастеров, воспитывать любовь  к родному краю.

О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Январь

Мы – славяне.

Познакомить детей с историческими фактами зарождения Руси. Воспитывать интерес к Родине.

О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Февраль

Прошлое и настоящее нашего края.

Познакомить детей с духовным  прошлым и настоящим Лебедяни. Воспитывать любовь к истории родного края.

О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

М. Семенова «Мы – славяне».

Март

Ой, вы гой еси, богатыри да русские!

Познакомить детей с защитниками русской земли, с героями малой Родины.

О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

М. Семенова «Мы – славяне».

О. Л. Князева «Как жили люди на Руси».

Апрель

Одежда славян. Лебедянский народный костюм.

Расширить представление детей об одежде славян. Познакомить с народным костюмом жителей Лебедяни.

О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

М. Семенова «Мы – славяне».

Май

Письменность на Руси.

Расширять знания детей о зарождении письменности на Руси, о способах общения людей. Воспитывать любовь к родным истокам.

О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

М. Семенова «Мы – славяне».

                                       

                               Список литературы

  1. Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005.
  2. Библия.
  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  4. Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Нижний Новгород, 2002.
  5. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М., 2004.
  6. Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002.
  7. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
  8. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
  9. Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.
  10. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.
  11. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.
  12.  Учебно-методического    пособие «Мир-прекрасное творение» под.ред. Л.П. Гладких, архимандрита  Зиновия(В.М.Меньшикова) Курск

Методическое обеспечение и материально- техническая база.

Предметы быта славян.

Репродукции картин.

Сюжетные картинки.

Дидактические игры.

Компьютер.

Магнитофон.

Аудиодиски.

Электронные игры.

Учебно-методическая литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.

Слайд 2В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической с...

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".

Конспект занятия  путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций.Консультация для воспитателей.Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - яв...