Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Саушкина Лариса Владиславовна

Конспект занятия  путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба, щедрость.Занятие спасобствует воспитанию постребности у детей совершать добрые поступки, воспитывает христианские ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

на основе  православных традиций

в подготовительной к школе группе.

Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".

Программные задачи:

Образовательные: расширение и углубление представлений о проявлениях таких нравственного качеств, как доброта любовь к ближнему, послушание. милосердие, дружба, щедрость;

Развивающие: развитие свободного общения взрослого и ребенка, устной речи детей, творческого воображения, фантазии, мышления.

Воспитательные: воспитание потребности совершать добрые поступки ,   воспитывать      христианские нравственные ценности.

Материал к занятию: карта путешествия,  свеча, бутылка с посланием от жителей страны "Доброта",  презентация "Дорогою добра", презентация "Морское путешествие", макет корабля для путешествия, колокольчик, сердечки с цветами, проектор,  экран, ноутбук, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: строительство корабля из крупного строительного материала и детских стульев, изготовление сердца и цветов с детьми.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Дети входят в музыкальный зал под музыку и презентацию "Дорогою добра". Встают в  круг.

Воспитатель: Каждый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте,  как по нашим рукам , из ладошки в ладошку, переходит доброта. ( Берем в руки зажженную, безопасную свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в далекую и прекрасную страну , имя которой "Доброта". Удивительное , волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответ детей: (это отзывчивость, душевное расположение друг к другу, стремление делать добрые дела).

Воспитатель: Молодцы ребята. Послушайте ребята стихотворение "Доброта", прочитает нам его (имя ребенка).

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.

Воспитатель: Молодец! (Имя) А вы ребята хотите встретиться с добротой и узнать о доброте как можно больше?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда в Добрый путь! Дорога наша длинная, через моря и океаны. Как вы думаете, на каком виде транспорта нам лучше отправиться в путь?,

Дети: водным.

Воспитатель: На карте указан наш маршрут. Нас уже ждет корабль. Всем слушать мою команду.

Экипажу занять место  на корабле!                       

 В страну "Доброты" полный вперед!

Дети: Есть полный вперед!

Ребята мы с вами совершаем морское путешествие. Путь наш нелегкий, но очень  интересный.

( Просмотр слайдов с морскими пейзажами).

Мы плывем по морям и океанам. Виды водного транспорта у нас разнообразны. Какие  знаете вы? (ответы детей). Начинаем наше путешествие на красивейшем парусном судне, сверхскоростном корабле, на парусной лодке, на круизном лайнере, на ракете, а чтобы не сесть на мель на лодке.

Во время морского путешествия мы встретились с обитателями глубин.

Воспитатель: .

- Ребята мы прибыли  в страну " Доброты." Ребята посмотрите, что это? (воспитатель поднимает бутылку - в ней послание) (Текст послания: "Дорогие ребята! Вы прибыли в страну под названием "Доброта". Но для того, чтобы двери этой прекрасной страны открылись, вам необходимо рассказать жителям страны о том, что вы знаем о доброте).

Давайте внимательно вслушаемся в слово доброта.

В давние времена , как рассказываю книги, это слово произносили мягко - добротя. Добро тебе-добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать "добрый"?.

Ответы детей: о человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

Воспитатель: Добрый человек, значит он еще какой?

Дети: внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: злой, грубый, жадный.

Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: нет.

Воспитатель: Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (ответы детей).

Воспитатель: Легко ли быть добрым?

Дети рассказывают: (имя ребенка).

 

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

И от холода согреет

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь  (имя ребенка)  нам расскажет, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Дети рассказывают:  (имена)

Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров и правду говорю.

 Не жадничаю никогда, жалею я других.

 Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.

 С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад.

 Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят.

Воспитатель: Молодцы ребята! Так легко ли быть добрым? (ответы детей).

Я думаю мы порадовали своими ответами  жителей Доброй страны и они готовы открыть нам двери в прекрасную страну "Добрата".

(Подхожу  к экрану картинка и музыка).

Воспитатель: Добро пожаловать в страну Доброты!!! Чтобы быть добрым нужно быть прежде всего послушным.  Послушаем сказку о послушании "Воробышек и огонь".

Дети в ролях рассказывают сказку.

Воспитатель: Старая Воробьиха- мать разрешила вылететь маленькому сынишке из гнезда. Порхает Воробышек и все спрашивает.

Воробышек: "А это что? А это что такое?

Воспитатель:Объяснила ему мать, что такое земля, трава, деревья, куры, гуси, пруд. Но вот Воробышек увидел в небе огромный огненный шар и спрашивает у матери:

Воробышек: А что это такое?
Воробьиха: Это солнце.
Воробышек:  А что такое солнце?
Воробьиха: Ну зачем тебе это знать? ( ворчливо отвечает мудрая Воробьиха). — Это огонь.
Воробышек:  Но мне хочется знать, что такое огонь.

Воспитатель:  зачирикал Воробышек и полетел всё вверх и вверх, всё к солнцу и к солнцу. Летел он до тех пор, пока не обжёг тоненькие пёрышки своих крылышек. Испугавшись, он возвратился. Мать ждала его ни живая ни мёртвая.

Воробышек: Ну теперь я знаю, что такое огонь.

Воспитатель: Спасибо ребята. Почему Воробышек обжег перышки крыльев?

(Ответы детей).

Воспитатель: К чему приводит непослушание?

(ответы детей).

Воспитатель: Кого нужно слушаться?

(Ответы детей).

Воспитатель: Итак, чтобы быть добрым надо быть?

Ответы детей: Послушным.

Воспитатель: Молодцы ребята! Добрый человек-человек вежливый. Какие волшебные слова вы знаете ребята, что это за слова?

Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, добрый день и тд.

Воспитатель: Ребята , а за что нужно извиняться?

Дети: Зв плохой поступок, за обидные грубые слова и тд.

Воспитатель: Правильно, если поссорились надо помириться и тогда веселее будет играть.

Игра "Не  ошибись, пожалуйста!"

я буду просить вас исполнить задание когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте, попрыгайте, пожалуйста!

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед,

Наклоните назад, пожалуйста.

Влево, вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Воспитатель: Какими же еще качествами должен обладать добрый человек?

Ответы детей:(любить людей, природу, относиться к ней бережно, хранить ее, любить животных, проявлять о них заботу.

Ребята, а вы знаете что такое милосердие? Слово милосердие состоит из двух слов: каких?

Ответы детей: милое сердце.

Воспитатель: Милое сердце - это доброе сердце. У кого милое сердце?

(дети: у мамы.)

как нужно относиться к маме?

 (ответы детей).

Воспитатель: А только ли к маме надо быть милосердным? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята помните мы с вами читали сказку "Мальчик - звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить сказку. А напомнит нам ее: (имя ребенка): Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. Они пошли к месту падения и увидели плащ, в складках которого был маленький ребенок. Один лесоруб взял дитя и , несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом.

Воспитатель: Что можно сказать о лесорубах?

Дети: они милосердны.

Воспитатель: Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее комными и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки рядом с героями сказки.

(педагог в этот момент незаметно помещает две тарелки рядом с картинками: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды- яркие настоящие конфеты).

Воспитатель Почему вы подарили сердечки нищенке?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы добрые и милосердные. Дети, герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень понравился, у того человека, который вам особенно приятен.( Когда предложенные подарки взяты детьми, воспитатель обращает внимание на то, что все свои сердечки дети отдали нищенке).

Воспитатель: Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? (Нужно видеть смятение детей...)

Ответы детей.

Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому  нужно учиться, всю свою жизнь.

(Воспитатель читает сказку дальше): - Вдруг, после того как нищенка- мать ушла из селения, мальчик- звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось не его долю, пока он опять не стал красивым мальчиком. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Воспитатель: Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы иметь в сердце любовь, послушание, милосердие и дружбу мы должны иметь еще одно доброе качество.

Послушайте стихотворение которое нам прочтет (имя ребенка).

Человек бывает вредным, 
Неприветливым, скупым. 
А бывает очень щедрым, 
Добрым, радостным, простым. 

Он конфеты и печенье 
Сам не съест и всем раздаст, 
Дарит всё без сожаленья 
И последнее отдаст. 

А ещё он кормит птичек - 
Воробьишек, голубей. 
Галок, маленьких синичек, 
Чтоб жилось им веселей. 
Воспитатель: Спасибо Настя! Какими еще бывают люди?

Ответы детей: щедрыми.

Воспитатель: В каких добрых делах проявляется щедрость?

Ответы детей: накормить птичек, дарить подарки, накормить бездомных животных.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня очень много узнали о стране Доброты. Жители страны доброты просили меня с вами поиграть  в игру "Доскажи словечко".

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба 
От слова теплого : ... 
                                    ("Спасибо") 
Зазеленеет старый пень, 
Когда услышит : ... 
                                     "Добрый день") 
Когда вас ругают за шалости, вы говорите .... (простите, пожалуйста).

Если друг попал в беду, ....(помоги ему).

Решай споры словами, а не .....(кулаками).

Если больше есть не в силах, 
Скажем маме мы: ... 
                                     ("Спасибо") 
И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорят: ... 
                                        ("До свидания") 

Воспитатель: Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в стране под названием "Доброта". Нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Давайте подаримжителям страны "Добрата"  наше доброе сердце. (Дети украшают цветами "сердечко Доброты" и дарят жителям страны "Добрата")

Играет музыка дорогою добра ( пересаживаются с корабля на стульчики).

Воспитателья: Ребята, в какую страну мы совершали путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Какими качествами обладает добрый человек?

Ответы детей: доброе сердце, послушным, милосердным, щедрым.

Воспитатель: Как много мы узнали о доброте, нам в жизни это очень пригодиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.

Слайд 2В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической с...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы

Конспект  занятия  по нравственно-патриотическому  воспитанию  «Моя   малая   родина»для   детей  подготовительной  к  школ...

консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций.Консультация для воспитателей.Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - яв...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...

Конспект занятия по духовно-нравственному/патриотическому развитию на тему: "Масленица. Традиции масленичной недели"

Конспект содержит в себе материал способствующий развитию личности ребенка через приобщение к быту и культуре русского народа. В нем прописаны коррекционно-развивающие задачи, коррекционно-воспитатете...