Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Александрова Любовь Александровна

Конспект  занятия  по нравственно-патриотическому  воспитанию

 «Моя   малая   родина»

для   детей  подготовительной  к  школе  группы

 

Автор-составитель:

Александрова Л.А.

 

Дата проведения:

20 мая 2016 года 

 

Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;
  • Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;
  • Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;
  • Закрепить навыки культуры поведения в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
  • Познакомить с понятием «деревянная Русь»;
  • Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация  словаря: 

  • предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная,  самовар;
  • географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;
  • признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.

Оборудование:

  • экспозиции в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
  • русский сарафан;
  • самовар, пироги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТСКИЙ САД № 9

446300, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара 32

т/факс 8(84661) 2-14-24, 2-44-96

Конспект  занятия  по нравственно-патриотическому  воспитанию

 «Моя   малая   родина»

для   детей  подготовительной  к  школе  группы

Автор-составитель:

Александрова Л.А.

Дата проведения:

20 мая 2016 года  

2015 – 2016

учебный год

Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;
  • Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;
  • Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;
  • Закрепить навыки культуры поведения в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
  • Познакомить с понятием «деревянная Русь»;
  • Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация  словаря:  

  • предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька), очип, колыбельная,  самовар;
  • географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;
  • признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.

Оборудование: 

  • экспозиции в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;
  • русский сарафан;
  • самовар, пироги.

Ход занятия:

1.  Экскурсия  в  музей  «Русская изба»  МДОУ  детский  сад  № 9 .

Воспитатель: Ребята, мы впервые пришли в музей нашего детского сада. Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».

2. Беседа в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9.

Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка,  Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок  Отрадный.

Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В  1925 г.  группа  чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и  лугам, чтобы удобнее  было  пасти  скот. Сказано  –  сделано.  

Весной  десять  человек  поехали выбирать  место   для  поселения  и остановились у  опушки  леса  вблизи  реки  Кинель. Стали  думать,  как назвать  будущий  посёлок.  И  тогда  один  из  них воскликнул:  «Смотрите-ка, ребята,  как  здесь  хорошо! Всё  рядом: лес, вода, рыба. Настоящая  отрада».  

Остальные подхватили  это словечко и решили  назвать посёлок Отрадным.

Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.

Посмотрите на первую экспозицию нашего музея. Это восстановленная изба давних времён. Всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. И в нашей избе много деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку), может кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.

Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала.  На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.

В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает): вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.

Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка).

Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку), сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.  

Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.

Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?

А теперь послушайте мою загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.        (Самовар).

Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки):

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатства принеси.

Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Разливает чай, угощает детей и приговаривает: «Чай пить – не дрова рубить!»

Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Только мы не косолапы –

Косолапы женихи.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Я надену платье бело,

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

3.  Итог:

Воспитатель: Вот, ребята, и подошла к концу наша экскурсия в музей нашего детского сада. Ещё раз посмотрите внимательно на «Русскую избу»  и ответьте мне, пожалуйста:

  • Понравилась вам наша экскурсия?
  • Почему нашу страну с древних времён называли деревянной?
  • Почему наш город назвали Отрадный?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Педагогический проект «Малая Малышевка моя малая Родина»

Цель проекта :     Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа, создание условий и интеллектуальный пот...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...