Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
методическая разработка на тему
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_dnv_-_kopiya_-_kopiya.docx | 884.02 КБ |
buklet.pdf | 785.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
(Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок»
Тамбовского района Тамбовской области)
СОДЕРЖАНИЕ
Описание модели дошкольного образования, реализуемой в сельской местности (муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области)...………………...................................................................................5
Приложение 1. Презентация муниципальной модели духовно-нравственного воспитания дошкольников………………………………..13
Приложение 2. Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников…………………………………………………17
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
(муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района
Тамбовской области)
Современная государственная политика в области образования большое внимание уделяет вопросам духовно-нравственного воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», выступающей методологической и идеологической основой ФГОС, сформулированы приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте процессов социализации обучающихся через созидание нравственных понятий и базовых национальных ценностей, предложенных в качестве смыслового ядра воспитательного процесса.
В создании образовательно-воспитательной среды современной дошкольной образовательной организации система работы, направленная на создание благоприятных условий для комплексного, в том числе, духовно-нравственного, развития личности ребенка, является сегодня особенно актуальной.
- Цель и задачи модели духовно-нравственного воспитания дошкольников
Модель духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района Тамбовской области может быть рассмотрена в качестве универсальной модели в целом для различных дошкольных образовательных учреждений (приложение 1).
В 2012 году приказом управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области открыт Муниципальный центр духовно-нравственного воспитания дошкольников, приоритетной миссией которого выступает разработка и апробация модели духовно-нравственного воспитания, позволяющей создать единое воспитательное пространство дошкольных образовательных организаций района по духовно-нравственному направлению и обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.
Деятельность Центра организована для детей, чьи родители выразили принципиальное согласие в ходе социологического опроса по проведению работы по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Цель разработанной модели определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством формирования базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентировано на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого и интеллектуального развития личности ребенка.
Целевая аудитория модели представлена двумя социальными группами:
дети в возрасте от 4 до 7 лет, при чем как посещающие дошкольные образовательные организации, так и получающие дошкольное образование в форме семейного, но проживающие на территории Тамбовского района Тамбовской области;
родители (законные представители) и другие родственники ребенка.
- Система социального партнерства
Реализация поставленных задач в социокультурных условиях муниципалитета стала возможной при консолидации ресурсов различных по сфере деятельности организаций, в том числе при поддержке управления образования и науки Тамбовской области в форме организационно-методического сопровождения определения приоритетных векторов развития модели.
В настоящее время более тесным становится сотрудничество дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района с Тамбовской епархией Русской Православной Церкви, в частности с отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии и отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства и отделом второго Тамбовского благочиннического округа, которые оказывают методическую помощь в вопросах формирования у ребенка духовной основы миропонимания.
Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования разработан график повышения квалификации педагогических работников по вопросам разработки и реализации программ дополнительного образования духовно-нравственной направленности с учетом выполнения условиях их преемственности с программами начального общего образования.
Согласно соглашению о сотрудничестве между муниципальным Центром духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Тамбовской епархией Русской Православной Церкви и управлением образования Тамбовского района, которое непосредственно курирует работу Центра:
- определяются направления совместной деятельности и перспективы сотрудничества;
- разрабатываются и реализуются планы совместной работы управления образования и дошкольных образовательных учреждений с Тамбовской епархией РПЦ по вопросам воспитания;
- инициируется проведение общественно значимых совместных мероприятий муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и Тамбовской епархией РПЦ;
- организуется изучение и тиражирование опыта совместной работы управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;
- обеспечивается информирование общественности через средства массовой информации о ходе сотрудничества управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии в вопросах воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- инициируется интегративное введение в образовательные области вариативных форм духовно-нравственной направленности.
Взаимодействие образовательной и епархиальной структур постоянно расширяется и совершенствуется.
- Основные направления реализации и развития модели
Реализации комплекса мероприятий муниципальных моделей свойственна полифункциональность и поливекторность. В модели духовно-нравственного развития три основополагающих вектора реализации: методический вектор, воспитательный вектор и маркетинговый вектор.
В контексте методического вектора осуществляется создание депозитария методического, дидактического и учебно-методического инструментария и оказание методической и консультативной помощи.
Депозитарий позволяет формировать методическую базу, реализуемых программ по духовно-нравственному воспитанию, в том числе программ дополнительного образования детей этой направленности либо программ, содержащих отдельные модули по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Оказание методической помощи осуществляется для всех заинтересованных педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Тамбовского района.
Консультативная помощь оказывается родителям (законным представителям) ребенка, в том числе к оказанию консультативной помощи привлекаются представители русской Православной церкви.
Воспитательный вектор отражает организационно-методические мероприятия, проводимые в рамках работы Центра: конкурсы, викторины, выставки, в том числе и передвижные, экскурсии, концерты. Главными участниками данных мероприятий выступают дети, причем иногда в качестве инициаторов.
Маркетинговый вектор нашел свою актуальность за счет необходимости общественного позиционирования Центра и его деятельности с целью увеличения целевой аудитории, трансляции накопленного опыта, методического инструментария. Мероприятия этого направления представлены семинарами-практикумами, конференциями, днями открытых дверей, различными промо-акциями, например «Учимся у книг», «Поговори со мною, мама».
- Инфраструктура модели
Для создания условий, обеспечивающих функциональность и работоспособность модели в рамках Центра, разработана и апробирована инфраструктура модели, которая включает:
Муниципальный банк программ духовно-нравственного воспитания дошкольных образовательных организаций Тамбовского района Тамбовской области и программ дополнительного образования детей по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития, разработанные педагогическими работниками муниципалитета.
Православная библиотека, созданная силами родителей (законных представителей) детей Тамбовского района, отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, благотворительных организаций.
Муниципальная консультативная служба «Согласие», осуществляющая работу как анонимно, так и по конкретному заказу, по телефону и лично, возможно так же консультирование посредством электронной почты.
Муниципальный центр «Семейные ценности», формирующий основу взаимодействия в системе ребенок – педагог – родитель.
Виртуальный методический кабинет, который позволяет консолидировать работу всех педагогических работников Тамбовского района, проводить рабочие совещания, делиться опытом.
В 2014 г. создано методическое объединение на базе муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста Тамбовского района педагогов, реализующих программу духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с целью оказания своевременной методической помощи, консультаций, диссеминации лучшего педагогического опыта. Общение в рамках работы методического объединения проходит в дистанционном режиме.
- Участники реализации модели
Практика показывает, что при эффективной преемственности педагогов дошкольных и образовательных учреждений растет интерес педагогической общественности к реализации программ духовно-нравственной направленности.
На сегодняшний день участниками реализации модели выступают:
Управление образования администрации Тамбовского района;
ТОГОАУ ДПО ИПКРО;
ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно – нравственного наследия «Преображение»;
Тамбовская епархия;
МУК ДК «Молодёжный»;
Тамбовский областной краеведческий музей;
Тамбовский государственный театр кукол;
ТОГАУК «Тамбовконцерт»;
Студенческий театр ТГУ им. Г.Р. Державина;
Творческое объединение «Артист»;
МБОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Машенька»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Непоседы»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Рябинка»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Василёк»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ручеёк»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Радуга»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»;
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавлик»;
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Планета детства»;
МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Строитель»;
МБОУ ДОД ДЮСШ №2;
МБОУ «Цнинская СОШ №1»;
МБОУ «Цнинская СОШ №2».
Приложение 1
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
"Развитие у старших дошкольников представлений о космосе (из опыта работы воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад комбинированного вида № 3" Лямбирского района Ресрублики Мордовия)"
Содержит информацию о знакомстве детей 5-7 лет с космосом....
Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы: Обучающие задачи: формиров...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД СЕЛА ПОИМ БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Представляю годовой план работы ДОУ на год, реализующий годовые задачи образовательной организации...
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...