Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
методическая разработка на тему

Сковородникова Светлана Серафимовна

Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_dnv_-_kopiya_-_kopiya.docx884.02 КБ
PDF icon buklet.pdf785.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

http://www.kamchatka.gov.ru/img/news/s/13773_9204.jpg

(Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад комбинированного вида «Колосок»

Тамбовского района Тамбовской области)


СОДЕРЖАНИЕ

Описание модели дошкольного образования, реализуемой в сельской местности (муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области)...………………...................................................................................5

Приложение 1. Презентация муниципальной модели духовно-нравственного воспитания дошкольников………………………………..13

Приложение 2. Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников…………………………………………………17


ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

(муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района

Тамбовской области)

Современная государственная политика в области образования большое внимание уделяет вопросам духовно-нравственного воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», выступающей методологической и идеологической основой ФГОС, сформулированы приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте процессов социализации обучающихся через созидание нравственных понятий и базовых национальных ценностей, предложенных в качестве смыслового ядра воспитательного процесса.

В создании образовательно-воспитательной среды современной дошкольной образовательной организации система работы, направленная на создание благоприятных условий для комплексного, в том числе, духовно-нравственного, развития личности ребенка, является сегодня особенно актуальной.

  1. Цель и задачи  модели духовно-нравственного воспитания дошкольников

Модель духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района Тамбовской области может быть рассмотрена в качестве универсальной модели в целом для различных дошкольных образовательных учреждений (приложение 1).

В 2012 году приказом управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области открыт Муниципальный центр духовно-нравственного воспитания дошкольников, приоритетной миссией которого выступает разработка и апробация модели духовно-нравственного воспитания, позволяющей создать единое воспитательное пространство дошкольных образовательных организаций района по духовно-нравственному направлению и обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.

Деятельность Центра организована для детей, чьи родители выразили принципиальное согласие в ходе социологического опроса по проведению работы по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Цель разработанной модели определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством формирования базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентировано на решение следующих задач:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- создание условий творческого и интеллектуального развития личности ребенка.

Целевая аудитория модели представлена двумя социальными группами:

дети в возрасте от 4 до 7 лет, при чем как посещающие дошкольные образовательные организации, так и получающие дошкольное образование в форме семейного, но проживающие на территории Тамбовского района Тамбовской области;

родители (законные представители) и другие родственники ребенка.

  1. Система социального партнерства

Реализация поставленных задач в социокультурных условиях муниципалитета стала возможной при консолидации ресурсов различных по сфере деятельности организаций, в том числе при поддержке управления образования и науки Тамбовской области в форме организационно-методического сопровождения определения приоритетных векторов развития модели.  

В настоящее время более тесным становится сотрудничество дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района с Тамбовской епархией Русской Православной Церкви, в частности с отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии и отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства и отделом второго Тамбовского благочиннического округа, которые оказывают методическую помощь в вопросах формирования у ребенка духовной основы миропонимания.

Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования разработан график повышения квалификации педагогических работников по вопросам разработки и реализации программ дополнительного образования духовно-нравственной направленности с учетом выполнения условиях их преемственности с программами начального общего образования.

Согласно соглашению о сотрудничестве между муниципальным Центром духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Тамбовской епархией Русской Православной Церкви и управлением образования Тамбовского района, которое непосредственно курирует работу Центра:

- определяются направления совместной деятельности и перспективы сотрудничества;

- разрабатываются и реализуются планы совместной работы управления образования и дошкольных образовательных учреждений с Тамбовской епархией РПЦ по вопросам воспитания;

- инициируется проведение общественно значимых совместных мероприятий муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и Тамбовской епархией РПЦ;

- организуется изучение и тиражирование опыта совместной работы управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;

- обеспечивается информирование общественности через средства массовой информации о ходе сотрудничества управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии в вопросах воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- инициируется интегративное введение в образовательные области вариативных форм духовно-нравственной направленности.

Взаимодействие образовательной и епархиальной структур постоянно расширяется и совершенствуется.

  1. Основные направления реализации и развития модели

Реализации комплекса мероприятий муниципальных моделей свойственна полифункциональность и поливекторность. В модели духовно-нравственного развития три основополагающих вектора реализации: методический вектор, воспитательный вектор и маркетинговый вектор.

В контексте методического вектора осуществляется создание депозитария методического, дидактического и учебно-методического инструментария и оказание методической и консультативной помощи.  

Депозитарий позволяет формировать методическую базу, реализуемых программ по духовно-нравственному воспитанию, в том числе программ дополнительного образования детей этой направленности либо программ, содержащих отдельные модули по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Оказание методической помощи осуществляется для всех заинтересованных педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Тамбовского района.

Консультативная помощь оказывается родителям (законным представителям) ребенка, в том числе к оказанию консультативной помощи привлекаются представители русской Православной церкви.

Воспитательный вектор отражает организационно-методические мероприятия, проводимые в рамках работы Центра: конкурсы, викторины, выставки, в том числе и передвижные, экскурсии, концерты. Главными участниками данных мероприятий выступают дети, причем иногда в качестве инициаторов.

Маркетинговый вектор нашел свою актуальность за счет необходимости общественного позиционирования Центра и его деятельности с целью увеличения целевой аудитории, трансляции накопленного опыта, методического инструментария. Мероприятия этого направления представлены семинарами-практикумами, конференциями, днями открытых дверей, различными промо-акциями, например «Учимся у книг», «Поговори со мною, мама».

  1. Инфраструктура модели

Для создания условий, обеспечивающих функциональность и работоспособность модели в рамках Центра, разработана и апробирована инфраструктура модели, которая включает:

 Муниципальный банк программ духовно-нравственного воспитания дошкольных образовательных организаций Тамбовского района Тамбовской области и программ дополнительного образования детей по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития, разработанные педагогическими работниками муниципалитета.

Православная библиотека, созданная силами родителей (законных представителей) детей Тамбовского района, отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, благотворительных организаций.

Муниципальная консультативная служба «Согласие», осуществляющая работу как анонимно, так и по конкретному заказу, по телефону и лично, возможно так же консультирование посредством электронной почты.

Муниципальный центр «Семейные ценности», формирующий основу взаимодействия в системе ребенок – педагог – родитель.

Виртуальный методический кабинет, который позволяет консолидировать работу всех педагогических работников Тамбовского района, проводить рабочие совещания, делиться опытом.

В 2014 г. создано методическое объединение на базе муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста Тамбовского района педагогов, реализующих программу духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с целью оказания своевременной методической помощи, консультаций, диссеминации лучшего педагогического опыта. Общение в рамках работы методического объединения проходит в дистанционном режиме.

  1. Участники реализации модели

Практика показывает, что при эффективной преемственности педагогов дошкольных и образовательных учреждений растет интерес педагогической общественности к реализации программ духовно-нравственной направленности.

На сегодняшний день участниками реализации модели выступают:

Управление образования администрации Тамбовского района;

ТОГОАУ ДПО ИПКРО;

ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно – нравственного наследия «Преображение»;

Тамбовская епархия;

МУК ДК «Молодёжный»;

Тамбовский областной краеведческий музей;

Тамбовский государственный театр кукол;

ТОГАУК «Тамбовконцерт»;

Студенческий театр ТГУ им. Г.Р. Державина;

Творческое объединение  «Артист»;

МБОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района;

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок»;

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Машенька»;

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Непоседы»;

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Рябинка»;

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Василёк»;

МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Колокольчик»;

МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Ручеёк»;

МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Радуга»;

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»;

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»;

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавлик»;

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Планета детства»;

МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Строитель»;

МБОУ ДОД ДЮСШ №2;

МБОУ «Цнинская СОШ №1»;

 МБОУ «Цнинская СОШ №2».


Приложение 1


I:\конкурс)ДОУ\модель_Центр ДНВ.jpg



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...