Главные вкладки

    Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
    методическая разработка на тему

    Сковородникова Светлана Серафимовна

    Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл model_dnv_-_kopiya_-_kopiya.docx884.02 КБ
    PDF icon buklet.pdf785.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

    http://www.kamchatka.gov.ru/img/news/s/13773_9204.jpg

    (Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад комбинированного вида «Колосок»

    Тамбовского района Тамбовской области)


    СОДЕРЖАНИЕ

    Описание модели дошкольного образования, реализуемой в сельской местности (муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области)...………………...................................................................................5

    Приложение 1. Презентация муниципальной модели духовно-нравственного воспитания дошкольников………………………………..13

    Приложение 2. Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников…………………………………………………17


    ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

    (муниципальная модель духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района

    Тамбовской области)

    Современная государственная политика в области образования большое внимание уделяет вопросам духовно-нравственного воспитания. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», выступающей методологической и идеологической основой ФГОС, сформулированы приоритеты духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в контексте процессов социализации обучающихся через созидание нравственных понятий и базовых национальных ценностей, предложенных в качестве смыслового ядра воспитательного процесса.

    В создании образовательно-воспитательной среды современной дошкольной образовательной организации система работы, направленная на создание благоприятных условий для комплексного, в том числе, духовно-нравственного, развития личности ребенка, является сегодня особенно актуальной.

    1. Цель и задачи  модели духовно-нравственного воспитания дошкольников

    Модель духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района Тамбовской области может быть рассмотрена в качестве универсальной модели в целом для различных дошкольных образовательных учреждений (приложение 1).

    В 2012 году приказом управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области открыт Муниципальный центр духовно-нравственного воспитания дошкольников, приоритетной миссией которого выступает разработка и апробация модели духовно-нравственного воспитания, позволяющей создать единое воспитательное пространство дошкольных образовательных организаций района по духовно-нравственному направлению и обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования.

    Деятельность Центра организована для детей, чьи родители выразили принципиальное согласие в ходе социологического опроса по проведению работы по вопросам духовно-нравственного воспитания.

    Цель разработанной модели определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста посредством формирования базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

    Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентировано на решение следующих задач:

    - духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

    - формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;

    - приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

    - создание условий творческого и интеллектуального развития личности ребенка.

    Целевая аудитория модели представлена двумя социальными группами:

    дети в возрасте от 4 до 7 лет, при чем как посещающие дошкольные образовательные организации, так и получающие дошкольное образование в форме семейного, но проживающие на территории Тамбовского района Тамбовской области;

    родители (законные представители) и другие родственники ребенка.

    1. Система социального партнерства

    Реализация поставленных задач в социокультурных условиях муниципалитета стала возможной при консолидации ресурсов различных по сфере деятельности организаций, в том числе при поддержке управления образования и науки Тамбовской области в форме организационно-методического сопровождения определения приоритетных векторов развития модели.  

    В настоящее время более тесным становится сотрудничество дошкольных образовательных учреждений Тамбовского района с Тамбовской епархией Русской Православной Церкви, в частности с отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии и отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства и отделом второго Тамбовского благочиннического округа, которые оказывают методическую помощь в вопросах формирования у ребенка духовной основы миропонимания.

    Тамбовским областным институтом повышения квалификации работников образования разработан график повышения квалификации педагогических работников по вопросам разработки и реализации программ дополнительного образования духовно-нравственной направленности с учетом выполнения условиях их преемственности с программами начального общего образования.

    Согласно соглашению о сотрудничестве между муниципальным Центром духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, Тамбовской епархией Русской Православной Церкви и управлением образования Тамбовского района, которое непосредственно курирует работу Центра:

    - определяются направления совместной деятельности и перспективы сотрудничества;

    - разрабатываются и реализуются планы совместной работы управления образования и дошкольных образовательных учреждений с Тамбовской епархией РПЦ по вопросам воспитания;

    - инициируется проведение общественно значимых совместных мероприятий муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и Тамбовской епархией РПЦ;

    - организуется изучение и тиражирование опыта совместной работы управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;

    - обеспечивается информирование общественности через средства массовой информации о ходе сотрудничества управления образования Тамбовского района, дошкольных образовательных учреждений и отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии в вопросах воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

    - инициируется интегративное введение в образовательные области вариативных форм духовно-нравственной направленности.

    Взаимодействие образовательной и епархиальной структур постоянно расширяется и совершенствуется.

    1. Основные направления реализации и развития модели

    Реализации комплекса мероприятий муниципальных моделей свойственна полифункциональность и поливекторность. В модели духовно-нравственного развития три основополагающих вектора реализации: методический вектор, воспитательный вектор и маркетинговый вектор.

    В контексте методического вектора осуществляется создание депозитария методического, дидактического и учебно-методического инструментария и оказание методической и консультативной помощи.  

    Депозитарий позволяет формировать методическую базу, реализуемых программ по духовно-нравственному воспитанию, в том числе программ дополнительного образования детей этой направленности либо программ, содержащих отдельные модули по вопросам духовно-нравственного воспитания.

    Оказание методической помощи осуществляется для всех заинтересованных педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций Тамбовского района.

    Консультативная помощь оказывается родителям (законным представителям) ребенка, в том числе к оказанию консультативной помощи привлекаются представители русской Православной церкви.

    Воспитательный вектор отражает организационно-методические мероприятия, проводимые в рамках работы Центра: конкурсы, викторины, выставки, в том числе и передвижные, экскурсии, концерты. Главными участниками данных мероприятий выступают дети, причем иногда в качестве инициаторов.

    Маркетинговый вектор нашел свою актуальность за счет необходимости общественного позиционирования Центра и его деятельности с целью увеличения целевой аудитории, трансляции накопленного опыта, методического инструментария. Мероприятия этого направления представлены семинарами-практикумами, конференциями, днями открытых дверей, различными промо-акциями, например «Учимся у книг», «Поговори со мною, мама».

    1. Инфраструктура модели

    Для создания условий, обеспечивающих функциональность и работоспособность модели в рамках Центра, разработана и апробирована инфраструктура модели, которая включает:

     Муниципальный банк программ духовно-нравственного воспитания дошкольных образовательных организаций Тамбовского района Тамбовской области и программ дополнительного образования детей по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития, разработанные педагогическими работниками муниципалитета.

    Православная библиотека, созданная силами родителей (законных представителей) детей Тамбовского района, отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии, благотворительных организаций.

    Муниципальная консультативная служба «Согласие», осуществляющая работу как анонимно, так и по конкретному заказу, по телефону и лично, возможно так же консультирование посредством электронной почты.

    Муниципальный центр «Семейные ценности», формирующий основу взаимодействия в системе ребенок – педагог – родитель.

    Виртуальный методический кабинет, который позволяет консолидировать работу всех педагогических работников Тамбовского района, проводить рабочие совещания, делиться опытом.

    В 2014 г. создано методическое объединение на базе муниципального Центра духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста Тамбовского района педагогов, реализующих программу духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с целью оказания своевременной методической помощи, консультаций, диссеминации лучшего педагогического опыта. Общение в рамках работы методического объединения проходит в дистанционном режиме.

    1. Участники реализации модели

    Практика показывает, что при эффективной преемственности педагогов дошкольных и образовательных учреждений растет интерес педагогической общественности к реализации программ духовно-нравственной направленности.

    На сегодняшний день участниками реализации модели выступают:

    Управление образования администрации Тамбовского района;

    ТОГОАУ ДПО ИПКРО;

    ТОГБУ Межрегиональный центр возрождения духовно – нравственного наследия «Преображение»;

    Тамбовская епархия;

    МУК ДК «Молодёжный»;

    Тамбовский областной краеведческий музей;

    Тамбовский государственный театр кукол;

    ТОГАУК «Тамбовконцерт»;

    Студенческий театр ТГУ им. Г.Р. Державина;

    Творческое объединение  «Артист»;

    МБОУ ДОД ЦРТДЮ Тамбовского района;

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок»;

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Машенька»;

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Непоседы»;

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Рябинка»;

    МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Василёк»;

    МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Колокольчик»;

    МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Ручеёк»;

    МАДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Радуга»;

    МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»;

    МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»;

    МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Журавлик»;

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Планета детства»;

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств п. Строитель»;

    МБОУ ДОД ДЮСШ №2;

    МБОУ «Цнинская СОШ №1»;

     МБОУ «Цнинская СОШ №2».


    Приложение 1


    I:\конкурс)ДОУ\модель_Центр ДНВ.jpg



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

    Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...

    Адаптированная образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2018 -2019 учебный год

    Предлагаю Вашему вниманию Адаптированную образовательную программу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка»...