Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"
статья по теме

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_giperaktivnye_deti.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования

Гиперактивные дети в детском саду

Автор: Петрова Анастасия Викторовна

ГБДОУ детский сад № 31

Санкт-Петербург

2013 год

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3-5
  2. Мнение специалистов о проблеме гиперактивности……………….6-7
  3. Гиперактивный ребенок в группе детского сада……………………8-9
  4. Консультация для родителей

«Гиперактивный ребенок. Что делать?»………………………………10-11

  1. Конспекты занятий с гиперактивными детьми…………………..12-17
  2. Организация работы с гиперактивными детьми…………………17-22
  3. Список используемой литературы……………………………………23

Введение


     
Что же такое гиперактивность? Если говорить детально, то в переводе из латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
     
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. По данным психолого – педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики». Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью».
     
По  данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и  во всем мире количество таких детей  неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только она сама, но и его окружение: родители, одногодки, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальное или даже психопатичное лицо: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.  Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.
     
Часто встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают  дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что  очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные  дети часто задевают и роняют различные  предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто  обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.
     
Как выявить гиперактивного ребенка?
     
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей  с повышенной тревожностью, поэтому  педагогу и родителям важно знать  основные отличия поведения одной  категории детей от другой социально  не разрушительно, а гиперактивный  часто является источником разнообразных  конфликтов, драк и просто недоразумений.

 Говоря  о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения  нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой  вариативности форм индивидуального  поведения и развития. Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» воспитанник, родителями – как «трудный» ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит к категории «гиперактивных».
     
У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности:

беспокойство (69,7%),
невротические привычки (69,7%),
нарушения сна (46,3%) и аппетита (35,9%),
тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

     Все это осложняет положение ребенка  в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой  ситуации доставляют окружающим много хлопот.
     
Гиперактивные крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
     
Таким образом, оценка отклоняющегося поведения  ребенка реально идет по описанию именно поведенческих комплексов – синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты, относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранности интеллектуальной сферы. Ребенок становится «трудным» не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что нарушается структура темперамента и, следовательно, поведения, причина которого в особенностях его воспитания, взаимоотношениях с родителями, и прежде всего с матерью.
     
Гиперактивного  ребенка (а бывает, что их двое, трое и больше в группе) можно также  заметить, если понаблюдать, как дети приступают к деятельности, которую  им предлагает психолог в центре.

Такой  ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через  некоторое время, когда другие дети обычно уже активно включаются в  работу, он не знает, что нужно делать.
     

Гиперактивный ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько  раз в ходе выполнения задания  он меняет цель, а в некоторых  случаях может и вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается, причем нередко по поводам, совершенно не связанным с выполнением деятельности. Ребенок не пытается хоть как – то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которых не видит и не исправляет.
     
Гиперактивный ребенок постоянно находится  в движении, независимо от того, чем  он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в  один миг успевает начертить мелом  полосу для бросков мяча, построить  группу и стать впереди всех для  выполнения задания. Однако результативность подобной «брызжущей» активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца.
     
Внешне  создается впечатление, что ребенок  очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких – то навязчивых движений.
     
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями  поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движений (заезжает за контуры  рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются». 

Мнение специалистов о проблеме гиперактивности.

Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкур в книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык эта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников.

С тех пор многие ученые изучали проблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научного определения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатры попытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей с трудностями в учебе.

При описании одних и тех же симптомов, исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическим хроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детской энцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.

На совещании международных экспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературе появилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100 клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию (нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточную концентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.

Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.

В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии).

По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. - 2000, а в 1977 -1980 гг. - 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.

Современные исследования говорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Но большинство исследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признаки расстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения .

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует.

Гиперактивный ребенок в группе детского сада.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.

Необходимо направлять деятельность ребёнка, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Игры должны способствовать:

снятию напряжения;

снижению агрессивности;

развитию умения концентрировать внимание.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

«не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;

хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок.

Что делать?»

Вначале необходимо установить причину гиперактивности, для чего нужно проконсультироваться со специалистами. В случае назначения невропатологом лечебного курса, массажа и соблюдения особого режима, необходимо строго следовать его рекомендациям.

Создать вокруг такого ребенка спокойную, благоприятную обстановку, поскольку любые разногласия в семье лишь заряжают ребенка отрицательными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению родителей и близких ему людей.

Необходимо соблюдать единую линию поведения родителей и всех членов семьи в воспитании ребенка.

Очень важно не допускать переутомления ребенка, не стоит превышать нагрузку и усиленно заниматься с ним. Например, отдавать ребенка сразу в несколько секций или кружков, перескакивая через возрастные группы. Все это приведет к капризам и ухудшению поведения ребенка.

Чтобы не допустить перевозбуждения ребенка, очень важно соблюдать режим дня, в который входит обязательный дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, небходимо сменять подвижные игры и прогулки спокойными играми и т.д.

Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Количество запретов должно быть адекватным возрасту. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь. Но хвалить следует не слишком эмоционально, чтобы не вызвать перевозбуждения ребенка.

Старайтесь, чтобы ваши просьбы не несли сразу несколько указаний. Разговаривая с ребенком, необходимо смотреть ему прямо в глаза.

В целях развития тонкой моторики и общей организации движений необходимо гиперактивных детей приобщать в занятия хореографией, теннисом, танцами, плаванием, каратэ.Необходимо приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, планировать игру.

Воспитывая гиперактивного ребенка, не следует впадать в крайности: с одной стороны проявлять чрезмерную мягкость, а с другой - повышенных требований, которые он не в силах выполнить, в сочетании с жесткостью и наказаниями. Частая смена наказание и настроения родителей оказывает негативное влияние на гиперактивного ребенка.

Не жалейте времени и сил на то, чтобы сформировать у ребенка послушание, аккуратность, самоорганизацию, развить у него чувство ответственности за свои поступки, способность планировать и доводить до конца начатое.

Чтобы улучшить концентрацию внимания при выполнении домашних заданий необходимо убрать по возможности все раздражающие и отвлекающие факторы, это должно быть тихое место, где ребенок сможет сосредоточиться на работе. Во время подготовки домашних заданий необходимо заглядывать к ребенку, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Каждые 15-20 минут разрешайте ребенку делать пятиминутный перерыв, во время которого можно походить и отдохнуть.

Старайтесь всегда обсуждайте с ребенком его поведение и высказывать ему замечания в спокойной и доброжелательной форме.

Очень важно повысить у ребенка самооценку, уверенность в собственных силах. Сделать это можно за счет усвоения им новых навыков, успехов в учебе и повседневной жизни.

Гиперактивный ребенок очень чувствителен, он особо остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Таким детям иногда кажется, что родители его не любят. Такие дети больше других нуждаются в теплоте, заботе, внимании и любви, любви не за что-то, а потому что он есть.

Конспекты занятий с гиперактивными детьми.

Занятие 1.

Цель: установление контакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.

Ход занятия

Ведущий (В.). Я знаю, дети, что вы все любите музыку. Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит — весело или грустно — каждой придумает себе новое имя, которым его будут называть дети во время игры.

Беседа.

В. Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас весёлыми, грустными, заставить прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?

Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело или грустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, что музыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и счастливыми.

Двигательные упражнения «Деревья».

В. Давайте повеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться под ветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.

Звучит вальс И.Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки дети, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.

В. Теперь ветер подул к центру и все веточки потянулись туда. Сохраняя круг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.

Ритмичная двигательная игра «Шофёры».

Под звуки маршевой музыки дети вместе с ведущим расставляют в комнате «дорожные препятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На роль шофёра назначают в начале самых управляемых детей.

Их задача — провести свою «машину», огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». После преодоления препятствий группы разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие.

Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры ведущий подводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».

Музыкальная релаксация.

Используется музыка А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат в шезлонгах, в помещении полутемно.

В. Сейчас мы лежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнуть после таких игр.

Музыка звучит не более десяти минут, зачем ведущий предлагает детям открыть глаза и сесть на свои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли им занятие.

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания и воображения;

=> развитие координации движений;


  • снятие психоэмоционального напряжения;

  • развитие эмоционально-выразительных движений;


=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: три-четыре кубика средних размеров.

1. Игра
«Запретное движение» (5 мин). Дети стоят полукругом напротив психолога. Педагог говорит:

^ Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.

Сначала педагог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.

Затем педагог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».

■ Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.

2. Игра
«Зоопарк» (8-10 мин). Педагог говорит:

А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз прыгайте, как зайчики, хлопну два раза ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

3. Упражнение
«Я кубик несу и не уроню» (10 мин). На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей).

Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков.

Педагог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.

Упражнение повторяется несколько раз.

■ Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно.

4. Упражнение
«Шалтай-болтай» (2-3 мин).

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.

Педагог произносит: —
^ Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Дети приседают или падают на ковер.

5. Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Педагог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.

Занятие 3.


Задачи:

=> развитие произвольности и самоконтроля;

=> развитие внимания, наблюдательности и памяти;

=> снятие психоэмоционального напряжения;

=> развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Материалы к занятию: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина — 30 см).

1. Подвижная игра
«Светофор» (.5 мин).

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Педагог, изображая светофор, показывает « автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит:

^ А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

■ За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.

2. Игра
«Внимательные глазки» (5-7 мин). Педагог говорит:

Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.

Педагог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.

Упражнение повторяется несколько раз.

3. Упражнение
«Знаете ли вы цифры?» (2-3 мин). Педагог говорит:

Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.

Педагог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают.

4. Упражнение
«Расскажем и покажем». Педагог говорит:

Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится.

^ Вместе весело шагаем

И колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.

5. Упражнение
«Знаете ли вы буквы?» (2-3 мин). (Упражнение выполняется аналогично предыдущему — см. пункт 3.)

6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин). Педагог говорит:

Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и, припоминая кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.

■ Можно предложить детям поменяться местами, а водящему — расставить всех по-прежнему.

7. Телесно-ориентированное упражнение
«Штанга» (3 мин).

Педагог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.

8.
^ Заключительный этап (2-3 мин).

Дети садятся на пол, образуя круг. Педагог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.

Организация работы с гиперактивными детьми

Диагноз «синдром двигательной гиперактивности» (СДВГ) ставит детский психоневролог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Психолог и педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дают рекомендации его родителям.

Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, музыкальный руководитель) ведут за ним целенаправленное наблюдение.

Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому психоневрологу.

Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

  • наблюдение за ребенком.
  • данные анамнеза.
  • анкетирование родителей.
  • анкетирование педагогов.
  • анализ успеваемости.
  • беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка.
  • беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.
  • диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
  • диагностика подвижности нервной системы.
  • углубленная диагностика внимания.

Диагностика познавательных процессов

Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широко распространенные методики.

Углубленное исследование внимания

При углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов:

  • "корректурная проба" (концентрация, работоспособность, объем внимания).
  • "тест переплетенных линий" (устойчивость внимания)
  • "запомни и расставь точки" (объем внимания)
  • "определение эффективности внимания" (А.А.Осипова "Диагностика и коррекция внимания").
  • "оценка уровня развития произвольного внимания" (см. там же)
  • "графический диктант" (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе).
  • "треугольники" (определение переключаемости произвольного внимания. см. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания").

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка

01. Каковы особенности раннего развития ребенка?
02. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
03. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
04. Трудно ли справляться с гневом?
05. Легко ли приходит в состояние гнева?
06. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?
07. Имеет ли привычку лгать?
08. Является ли чрезмерно экспрессивным?
09. Характерна ли низкая переносимость огорчений?
10. Каков уровень самооценки?
11. Насколько хорошо развита координация движений?

12. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?
13. Часто ли проявляет беспокойство?
14. Характерна ли роль «клоуна» в группе?
15. Является ли полной семья?
16. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?
17. Часто ли приходит в ярость?
18. Склонен ли к депрессиям?
19. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?
20. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
21. Способен ли длительное время ждать вознаграждения?
22. Часто ли является инициатором конфликтных ситуаций?
23. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?
24. Как реагирует на замечания взрослых?
25. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?

Поведение ребенка

Предлагаемое решение

Задания

Неспособен завершить работу в заданное время.

Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.

Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы

Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала.

Попросите другого ребенка  помогать ему; задавайте гиперактивному ребенку вопросы, чтобы поддержать его участие в деятельности.

Жалуется, что на занятиях ему скучно.

Старайтесь вовлечь ребенка в ведение занятия.

Легко отвлекается.

Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.

Неспособен понять главное в задании.

Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.

Нуждается в поощрении.

Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время занятий.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

Настроение / Общение

Не понимает норм социального поведения.

Поставьте перед ребенком цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей.

Другие дети его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии других детей группы.

Неуверенность в себе.

Хвалите ребенка за хорошее поведение; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в себе.

Поощряйте его взаимодействие с детьми; планируйте коллективные виды работы под руководством воспитателя.

Легко отчаивается.

Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.

Легко раздражается.

Поощряйте ребенка обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с ним.

Список используемой литературы.

1. Горелова Н. Современные дошкольники: Какие они? – ж. Обруч №1,2009.

2. Коган Б. Гиперактивность как фактор риска- ж. Обруч…№6, 2005

3. Мурашова Е. дети- «тюфяки» и дети- «катастрофы». -ж. Обруч №6, 2003

4. Соболева А.Е. Гиперактивный ребёнок: когда бить тревогу.-ж. Современное дошкольное образование.-№4, 2010

5. Шипицына Л.М., Хильно А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/Под науч. ред. проф. Л.М, Шипицыной.-СПб.Речь, 2005.

6. Двойнова А.Ф. Особенности работы с гиперактивными  детьми.- ж. Справочник старшего воспитателя для дошкольного учреждения №6, 2010

7. Арцишевская И. Л.
Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. — М.: Книголюб, 2005

Интеренет-сайты:

http://doshvozrast.ru

psychologos.ru

nsportal.ru

maaam.ru

festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей " Трудовое воспитание детей в детском саду ".

"Трудовое воспитание детей в детском саду".Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов не упустить этот момент, ведь дошк...

Оформление информации и объявлений, которые нужно донести до педагогов, родителей или детей в детском саду.

Оформление информации и объявлений, которые нужно донести до педагогов, родителей или детей в детском саду....

Статья" Консультация родителей по адаптации детей в детском саду " в помощь воспитателям .

Как сделать своему малышу хорошее вхождение в новый коллектив....

Семинар-практикум для педагогов дошкольных групп "Театрализация в детском саду"

Семинар-практикум по театрализации для педагогов дошкольных групп...

Статья о развитии конструкторских способностях детей в детском саду.

Как научить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения: выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соо...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей в детском саду летом"

В консультации рассматриваются самоценности дошкольного возраста, принципы работы по эколгическому воспитанию. Предложены методы и формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию летом....

Статья "Развитие ситуации успеха у детей в детском саду"

Главный принцип в дошкольном учреждении считается создание условий для развития успешности ребенка. ФГОС ДО ставит перед нами задачу-создать благоприятные условия для развития и формирования успешност...