развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
опыты и эксперименты на тему

катенева наталья михайловна

опыт работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ, и творческих способностей дошкольников через знакомство с нетрадиционными изобразительными техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pyt.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

По словам замечательного педагога Василия Александровича Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, фантазии, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Пояснительная записка

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность  и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного  общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.

        В своей работе старшего воспитателя я  использую разнообразные методы  развития творческих способностей не только детей дошкольного возраста, но и педагогов. Изучая современные технологии и  вводимые образовательные стандарты, я пришла к выводу, что развитие детского творческого просто не возможно без развития творческого потенциала педагогического коллектива и повышения его профессионального уровня. И поэтому моя работа строилась в двух параллельных направлениях.

  1. Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства в работе с дошкольниками.
  2. Развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

         Актуальность моей работы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. В условиях модернизации российской системы образования возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве. Общественно востребованной становится актуализация его творческого потенциала, который проявляется в умении нешаблонно мыслить и действовать, выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, уметь работать в инновационном режиме. От уровня развития творческого потенциала каждого педагога во многом зависит уровень успешности и творческой активности его воспитанников и, как следствие этого, динамика инновационных процессов в России.

В соответствии с вступившими в силу образовательными стандартами ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.  

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество – одна из главных задач дошкольного воспитания.  Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными психическими функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В процессе художественного творчества осуществляются  задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Творческие процессы в каждом человеке вызывает положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ. Кроме того, проявляются интересы, темперамент, развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Новизна заключается в возможности интеграции различных техник изобразительной деятельности, что позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшений станицы, рекламе), и опираться на них в процессе его творческого развития.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста и педагогов в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • организация  методической работы, способствующей педагогическому росту

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ для художественно-творческой деятельности;

 •         развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • совершенствование  художественно-творческих способностей;

•         использование нетрадиционных техник;

  • развитие умений создавать художественные образы;

  • способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;

•         привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

Основными условиями реализации творческого развития являются:

•         создание обстановки эмоционального благополучия;

•         создание и обновление предметно-развивающей среды;

•         творческий подход к содержанию образования;

•         вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;


Творчество — форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

Творчество - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. 

Работа основывается:

- на проведении анализа специальной  литературы по проблеме;
- на разработке путей развития творческих способностей в  доступной и  интересной   деятельности;
- на апробировании инновационных техник  для развития художественных способностей детей  дошкольного возраста.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому, просто необходимо, использовать систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для всех форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки.  Отрабатывать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

В работе с детьми необходимо широко  использовать фольклорные традиции, пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Ведь еще Сухомлинский В. А.  сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Предполагаемые результаты

В работе с педагогами

- продуктивное участие педагогов в профессиональных творческих конкурсах;

- обогащение опыта педагогов  использования в работе с детьми нетрадиционных  

   изобразительных техник

В работе с детьми:    

к концу обучения дошкольники должны знать:

- названия разнообразных техник изобразительной деятельности

- название материалов и инструментов изобразительной деятельности и их назначение

- использовать знания и умения в самостоятельной продуктивной деятельности

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

в работе с дошкольниками.

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят педагоги, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество).

Другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий).

Я поставила перед собой цель развивать творческий потенциал каждого педагога, ведь от этого во многом зависит уровень успешности и творческой активности его воспитанников. Практиками доказано, что педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие разнообразными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы  добиваются в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

 Использовала  в  работе  знания  психологии. Работа с каждым педагогом велась с учетом темперамента, их уровня образования, стажа работы, увлечений и индивидуальных особенностей, учитывала, что у кого лучше всего получается, что ему больше всего нравится.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно педагога побуждать творить, самореализовываться в детях, и этот процесс должен быть бесконечным.

Изучив критерии развития творческого потенциала педагога, а это:

1 Мотивационный - Стремление к повышению профессионального уровня, творческая направленность, стремление к достижению успеха в педагогической деятельности, богатство потребностей и интересов личности

2 Когнитивный -  Наличие профессиональных знаний, умений, эрудированность, умение использовать современные педагогические технологии

3 Личностно-креативный - Способность управлять мышлением и поведением в нестандартных педагогических ситуациях, генерировать новые идеи и менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, стремление к познанию нового, умение заинтересовать обучающихся в образовательном процессе, способность к аналогиям, к прогнозированию результатов творческой деятельности, к взаимодействию в творческом процессе

4 Рефлексивный - Способность к самоанализу, умение преодолевать психологические затруднения в конкурсных условиях, эмоциональная уравновешенность.

я поняла, что развитие творческого потенциала педагогов лучше происходит в условиях конкурса профессионального мастерства, во время проведения мастер классов среди педагогов ДОУ,  при активном участии в методических мероприятиях различного уровня, при распространении положительного опыта работы.  Эта система факторов, определяет поведение педагогов, побуждает их к деятельности на достижение определенной цели.

На первом этапе работы с педагогическим коллективом по развитию творческого потенциала было проведение разнообразных конкурсов внутри учреждения:

  1. конкурс «Мой участок»  - лучшее оснащение участка к летнему оздоровительному периоду
  2. конкурс на лучшее оснащение предметно-развивающей среды группы.
  3. Конкурс на лучшее украшение группы к Новому году.
  4. Конкурсы народных промыслов.
  5. Мастер-класс «Дидактическая игра своими руками»
  6. Мастер-класс по использованию в работе нетрадиционных изобразительных техник и т.д.

Для обогащения педагогического мастерства в работе с детьми были привлечены и родители. Педагогами был проведены конкурс для родителей совместно с детьми «Мы ищем таланты» и круглый стол с родителями. На одном из таких мероприятий педагоги и дети познакомились с возрождаемой в России изобразительной техникой «Скрапбукинг», которая в дальнейшем получила свое достойное применение в работе с детьми при изготовлении поделок, открыток, альбомов, в оформление предметов интерьера.

С данными работами педагоги стали проявлять себя на конкурсах муниципального, краевого и федерального уровня. Материалы были представлены на федеральном конкурсе «Новогодик», на краевом конкурсе «Воспитатель года 2014».

С целью уточнения факторов, способствующих развитию творческого потенциала педагогов в конкурсах профессионального мастерства,  был проведен  опросы, беседы.  В результате были выявлены две группы факторов, способствующих развитию творческого потенциала педагога в условиях конкуренции.

• внутренние - стремление педагога к самосовершенствованию, способность к воспроизведению нового, гибкость мышления, потребность в освоении педагогических инноваций, коммуникативность, способность использовать по своему новые идеи, умение управлять собственным психическим состоянием, умение представлять свои педагогические идеи, умение работать с большой аудиторией и др.,

• внешние - конкурсная среда, отношение коллег, условия работы в команде, нестандартное, творческое содержание конкурсных испытаний, возможность проявить свои способности в условиях конкуренции.

В последние годы наши педагоги стали более активно принимать участие в профессиональных конкурсах различного уровня и направленности, отдавая приоритет творческим конкурсам. Проявляют инициативу по эстетическому оформлению групповых, спальных комнат. Оформлению нестандартной развивающей среды на участке. Проведению дней открытых дверей для педагогов и специалистов МО г.-к. Анапа.

Вся работа методическая  направлена на создание условий повышения профессионализма и продуктивности деятельности педагогов, на поиск путей развития  профессионального творчества и личностного творческого потенциала.

Творческие педагоги  проявляются в умении нешаблонно мыслить и действовать, выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умением работать в инновационном режиме.

От уровня развития творческого потенциала каждого педагога во многом зависит уровень успешности и творческой активности его воспитанников и, как следствие этого, динамика инновационных процессов в России.

«Развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста»

Цель– развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Задачи:
совершенствовать художественно-творческие способности детей;
способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
развивать умение создавать художественные образы;
развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

Творчество — форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.
Творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. 

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому нами используется система творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отрабатывать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.

Широко  используются фольклорные традиции, пальчиковые игры с речевым сопровождением.

Ведь еще Сухомлинский В. А.  сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Используем в работе разнообразные методы  развития творческих способностей детей.

Организовывали   с детьми дизайн-деятельность по благоустройству и оформлению интерьера детского сада в технике коллаж,  выставки детского творчества, участвовали в  фестивалях, конкурсах творчества различного уровня. 

В  работе с детьми так же активно используем развивающий эффект аппликации из бумаги и бросового материала.  Индивидуальный характер общения с ребенком, отсутствие любого давления со стороны взрослого помогает  развивать у детей умения передавать свои чувства, эмоции, свой внутренний мир.

Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяют познанию в процессе специально организованной деятельности. Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

Вопросы, просьбы детей, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают  часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, иногда на всю жизнь.

Путь индивидуального общения  считается самым необходимым и поэтому мы идем по нему каждый день. Игра максимально насыщает жизнь детей во всём её разнообразии. Перед занятиями эмоционально настраиваем детей. Помогаем понять значимость стоящей перед ними цели, стараясь, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощряем за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включается педагог в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.

Форму организации детей приближаем к свободной. Предлагаем ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети свободно отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом. 

Для более эмоционального восприятия детьми используются игровые или сказочные персонажи, которые допускают неточности, делают ошибки, путаются. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе, самоутверждаются, осознают важность и полезность своих знаний, умений.

Оценивая работы, не сравниваем результаты разных детей, помня, что каждый идёт неповторимым путём познания, своим темпом развития. Сравниваем только с тем, как у него было раньше и как теперь, т.е. с самим собой.

Планирование осуществляется, исходя из климатических особенностей Кубани, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, народных традиций, из того, что детям близко, дорого и интересно. Занятия проводятся в форме игры, с использованием сказки. На занятиях царит особая творческая обстановка. Педагоги сами увлечены художественным трудом и стараются вовлечь  детей в этот увлекательный мир красоты. 

Занимаясь с детьми художественным трудом,  используются различные техники.

Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа.

С лепкой и коллежем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги –видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.
Работа на плоскости листа, с помощью ножниц и клея, сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытки с детьми,мы продолжаем творческие эксперименты.

Оригами – в этой технике можно делать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, коврики, картинки. Данная техника способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Бумагокручение –  основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней использую и комбинирую между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы и не стандартнее приёмы мы используем, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнить с игрой.

Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон.  Использую  различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой мозаичным и другими способами).

Скрапбукинг,  или скрэпбукинг — это слово английского языка (Scrapbooking), оно состоит из Scrap — вырезка и Book — книга. Основная идея этого ручного творчества заключается в изготовлении и оформлении фотоальбомов, включающих в себя, помимо фото, газетные вырезки, рисунки, записи от руки и прочие памятные вещицы, связанные с историей семьи или отдельного человека.

История возникновения скрапбукинга корнями уходит в стародавние времена, когда еще не существовало фотографий и жители Древней Греции пользовались особой тетрадкой для заметок, в нее записывались дела и мысли, о которых не хотелось забыть и различные понравившиеся высказывания. В настоящее время популярность скрапбукинга растет, к тому же в этом виде творчества появились ответвления, такие как изготовление открыток, коробочек, шкатулок и других эксклюзивных творений.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ направлена на раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Мы стараемся сделать  каждый  день ребенка праздником, наполнив его творчеством, и тем самым дарим радость окружающим.

Перспективное планирование 
«Развитие творческих способностей педагогов  МБДОУ д/с № 8 «Огонёк»

2011-2012 учебный год

Анкетирование педагогов «Моё представление о современном дизайне группы»

развивать фантазию, творческое воображение и ассоциативное мышление

Индивидуальная образовательная траектория для каждого педагога

 Нацелить на поиск, разработку и обобщение опыта по направлениям

Организация и проведение конкурса «Лучшее оснащение группы к новому учебному году»

Повысить творческую активность педагогов

 Конкурс дизайнерских проектов «Мой участок зимой»

Поддержать творчески работающих педагогов

Организация и проведение конкурса «Лучшее оснащение группы к Новому году

Повысить творческую активность педагогов

Практикум «Дидактическая игра своими руками»

 Стимулировать желание проявлять инициативу, творчество

2013-2014  учебный год

Смотр-конкурс групп по готовности к началу учебного года

Нацелить на поиск, на расширение, наполнение новым интересным и позновательным по направлениям.

Открытый показ «Работа по изучению правил дорожного движения

Активизация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Выставка народно-прикладного искусства «Мастерская волшебников» организация совместной творческой работы детей, родителей и педагогов

Конкурс «Педагог МБДОУ д/с № 8 «Огонёк» 2014 года»

Выявление и поддержка творческого потенциала педагогов

Фестиваль педагогических идей «Развивающая среда на участке»

Повысить творческую активность педагогов




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Семинар для педагогов "Развитие художественно - творческих способностей детей путем повышения компетенции педагогов в изобразительной деятельности"

Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности.Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Наиболее эффективным средством дос...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник рисования»

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство ...