Консультация для родителей "Как хорошо уметь писать"
консультация (подготовительная группа) по теме

Нина Михайловна Дмитренко

консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, а также пегагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

   Одним из наиболее важных уроков в первом классе является урок письма. Научить ребёнка читать, считать до школы могут родители, но письму, в силу его специфики, учит только педагог. Детям приходится работать по визуальным, т.е. зрительным образцам: списывать с доски, копировать палочки, элементы букв. Наиболее успешными оказываются те дети, у которых хорошо сформирована зрительно – моторная координация, а значит, движения руки осуществляются под чутким руководством глаз.

   Существуют всевозможные методики, которые позволяют оценить уровень зрительно – моторной координации детей. Это графические диктанты по клеточкам, копирование детьми домика и заборчика, хождение по лабиринту и др.

   Анализируя работы детей на протяжении нескольких лет, мы увидели, что дети с недостаточным развитием координации в системе «глаз – рука» всегда испытывают значительные трудности при воспроизведении рисунка.

   Можно ли избежать серьёзных трудностей при обучении письму? Да, конечно, но при условии, что систематическая работа будет начата в дошкольном возрасте, в 5 – 6 лет. Мы хотим поделиться опытом такой работы.

   В течение нескольких лет нами ведутся занятия по подготовке детей к школе. Одним из направлений работы является подготовка к письму.

   Содержание занятий включает три группы упражнений (игр, заданий):

1. Упражнения на развитие мелкой моторики рук, мускульной памяти, тактильных ощущений:

  • пальчиковые игры;
  • лепка, вырезание;
  • рисование по заданному контуру;
  • обводка шаблонов, трафаретов, лекал;
  • штриховка и раскрашивание картинок;

  • обводка по контуру печатных букв и их штриховка.

   

   Напомним правила штриховки:

  • Точка – начало движения, стрелка – направление движения.
  • Не выходить за контур фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть одинаковым.

   При выполнении упражнений необходим постоянный контроль за посадкой ребёнка и способом держания карандаша.

   Для развития тактильных ощущений используем такие задания:

  • Игра «Волшебный мешочек» (дети ощупывают лежащие в мешочке пластмассовые буквы или фигуры и называют их).
  • Игра «Узнай букву» (дети рисуют букву пальчиком друг у друга на спине, на руке или в воздухе).
  • Письмо букв мокрым пальчиком на доске, обведение указательным пальчиком «пушистых букв из бархатной бумаги.
  • Игра «живые буквы» (показ букв движениями рук, ног одного ребёнка или группы ребят).

2. Упражнения в пространственно – временной ориентировке на листе бумаги.

   Данные упражнения учат ребёнка правильно располагать фигуры или буквы в пространстве, не путать понятия «правый», «левый», «вверху», «внизу».

  • Игра – задание «Дорисуй правую половинку букв».

  • Игра – задание «Дорисуй верхнюю половинку букв»

                   Игра «Карлсон».

   Карлсон передвигается по буквенному полю. Букву, на которой Карлсон делает остановку, дети записывают в тетрадь. По окончании путешествия в тетради появляется слово, обозначающее место, куда прилетел Карлсон. Передвижения могут состоять как из одного, так и из нескольких «перелётов»

   «Карлсон гостил у своей приятельницы на букве Ш – запишите первую букву. Дальше следите за остановками Карлсона.

     Вверх, вверх, вверх, остановка.

     Вниз, остановка.

     Вправо, вверх, остановка.

     Влево, влево, вниз, остановка.

   Кто догадался, куда прилетел Карлсон? Правильно, в школу».

   Очень важно для предупреждения зеркального письма отработать умение передвигать руку слева направо по линии письма. Для этого применяем такие задания:

  • «Пусти стрелу»,
  • «Нарисуй дорожку»,
  • «Волны для кораблика»,

  • «Горочка для санок»

   Также полезны графические диктанты. Графический диктант – это узор, который выполняется на клеточном поле. Сначала дети отыскивают точку, из которой нужно начинать рисовать узор. Мы называем её «домом жука». После того как «дом» обозначен, «жук» начинает путешествие под управлением взрослого, который диктует: «Одну клеточку направо, одну клеточку вверх, три клеточки направо, одну клеточку вниз» и т.д., при этом в тетрадях получаются различные узоры или замкнутые фигуры – слон, собака, и т.д.

3. Упражнения на развитие зрительно – моторной координации, на запоминание и дифференцировку зрительного образа печатных букв.

  • Нахождение букв в геометрических фигурах или рисунках

  • Копирование фигур

  • Копирование букв

   Хотим уточнить, что гак как мы работаем с дошкольниками, то для предупреждения зеркального письма дополняем рисунок стрелкой – помощницей. Обязательно делается подробный разбор траектории направления движения

   Мы постарались в рамках консультации показать некоторые виды заданий, которые помогут нашим малышам подготовиться к школьным урокам письма. Безусловно, уважаемые родители, вы можете придумывать и новые игры. Главное для нас – обозначить наличие серьёзной проблемы и пути её решения.

   Предлагаем литературу, которая содержит много полезной информации, в том числе и упражнения по подготовке руки и глаз к письму.

Литература

  1. «Прописи для дошкольников» Н.В. Нищева, СПб., «Детство – пресс», 2003.
  2. Грек В.А. Рисую штрихом. Минск: Скарына, 1992.
  3. Козырева Л.М. Как научиться читать/серия  «Детский сад день за днём». – Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. – СПБ.: Стройлеспечать, 1995.
  5. Потапова Е.Н. радость познания. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Синицина Е.И. Умные пальчики. – М.: Лист, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

Консультация для родителей «Как хорошо уметь читать!»

Некоторые родители полагают, что если ребенка научить читать в раннем детстве, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение......

Консультация для родителей дошкольников "Как хорошо уметь читать!"

Консультация для родителей по подготовке детей  к чтению...

Консультация для родителей "Как хорошо уметь читать"

Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинае...

"Как хорошо уметь писать..."

Письмо - сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения....