Профилактика детской агрессивности.
статья (младшая группа) на тему

Статья рекомендована педагогам и родителя детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика детской агрессивности и формы ее преодоления.

Агрессивное поведение  - одно из распространенных форм поведения, так как является быстрым и эффективным способом достижения цели. Психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее врем объектам (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у ни психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающее готовность к агрессии.

Можно выделить множество факторов, влияющих на ее проявление:

а) стиль воспитания (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

д) социокультурный статус семьи.

Детская агрессивность – одна из значимых тем педагогики. Это в своем роде нормальное и даже необходимое явление. В агрессивности заключается общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он делал, но чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, представлений о том, что дети всегда должны быть мирными.

Нарушение правил, которые устанавливают взрослые, дети сопровождают громким протестом. Взрослые часто уже заранее воспринимают нарушение, как акт проявления агрессивности , ведь дети по-разному реагирую на запреты или предписания, одни - покорно и печально, другие – а таких большинство – сохраняют в себе достаточно жизненной силы, чтобы реагировать таким поведение, которое мы, взрослые, воспринимаем как агрессивное. А ведь без проявления агрессии жить невозможно.

Попытаемся выяснить, в какой степени агрессивность нормальна для ребенка младшего возраста и где именно следует устанавливать границы? В детском учреждении воспитатели обязаны запрещать проявления открытой агрессивности, хотя и эти проявления нормальны.  Вопрос не в том запрещать или нет, а в том, как это делать. Если двух-трехлетний малыш кусается, стоит задуматься, что заставляет его это делать. В таком возрасте ребенку очень тяжело взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок испытывает страх и в некоторых ситуациях бывает просто беспомощен, а кусаться - это чуть ли ни единственная возможность проявления агрессивности в этом возрасте. Вид выражения агрессивности во многом зависит от возраста. Поэтому большая разница, прибегает к такому способу двухлетний или шестилетний ребенок. В случае с шестилетним – это довольно тревожный знак.

Укусить или ущипнуть, а иногда и ударить – вполне нормальная потребность ребенка. Ведь он не еще не может ответить обидчику едким словом, а может лишь пожаловаться взрослому, но куда легче просто «дать сдачи».

Агрессивность может быть физически и психически обусловленной: часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса. Если же поведение нетипично для ребенка и взрослых, то оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих.

Возможными причинами агрессивности детей раннего возраста могут быть: слишком раннее высаживание на неудобный или холодный горшок, насильно-обильное кормление, нарушение режима дня, категоричность взрослого к вредным привычкам  (сосание пальца или пустышки, навязчивые движения), неприятные для кожи малыша вещи (тесные или колючие). Вот далеко не полный список причин, провоцирующий реакции протеста. Этот протест выражается не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Ребенок начинает делать «назло», а взрослый нередко стремится переломить упорство ребенка усилением строгости и требовательности. Возникающий конфликт приобретает затяжной характер и может повлечь за собой неприятные последствия:

  • внутреннюю неудовлетворенность собой в группе сверстников, особенно если у него присутствуют лидерские качества;
  • ощущение тревоги или страха нападения (особенно если ребенок подвергался физическим наказаниям, унижениям и оскорблениям);

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих по причине неудовлетворенности в любви, ласке и общении.

Оправданная агрессия возникает и по причине ограничения ребенка в движении, активной деятельности, т.е. в ограничении его естественных желаний.

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. В этом помогают беседы о конкретных случаях ее проявления, а так же игры направленные на проявление способностей ребенка. Особенно полезны игры в кукольный театр, где действуют злые герои, терпящие, в конце концов, поражение. Эти игры доставляют особенное удовольствие детям, так как избавляют от агрессивной энергии. Полезны и так называемые агрессивные игры, разыгрываемые самостоятельно, например, войнушки. Взрослый же должен направлять такие игры в ненавязчивой форме.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка, непосредственно перед их проявлениям (окликнуть, остановить занесенную руку).
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения. Осуждение  и демонстрация невыгодности такого поведения в отдельных случаях очень действенны.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение и периодически подкреплять.
  4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития импатии и сопереживания.
  5. Познакомиться с упражнениями, направленными с выходом агрессии через борьбу с подушкой, криком, рваньем бумаги, психогимнастики.

В статье были использованы материалы Г.Фигдор «Детская агрессивность», Л.Широкова «Справочник дошкольного психолога».



Предварительный просмотр:

Профилактика детской агрессивности и формы ее преодоления.

Агрессивное поведение  - одно из распространенных форм поведения, так как является быстрым и эффективным способом достижения цели. Психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее врем объектам (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у ни психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающее готовность к агрессии.

Можно выделить множество факторов, влияющих на ее проявление:

а) стиль воспитания (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);

д) социокультурный статус семьи.

Детская агрессивность – одна из значимых тем педагогики. Это в своем роде нормальное и даже необходимое явление. В агрессивности заключается общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он делал, но чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, представлений о том, что дети всегда должны быть мирными.

Нарушение правил, которые устанавливают взрослые, дети сопровождают громким протестом. Взрослые часто уже заранее воспринимают нарушение, как акт проявления агрессивности , ведь дети по-разному реагирую на запреты или предписания, одни - покорно и печально, другие – а таких большинство – сохраняют в себе достаточно жизненной силы, чтобы реагировать таким поведение, которое мы, взрослые, воспринимаем как агрессивное. А ведь без проявления агрессии жить невозможно.

Попытаемся выяснить, в какой степени агрессивность нормальна для ребенка младшего возраста и где именно следует устанавливать границы? В детском учреждении воспитатели обязаны запрещать проявления открытой агрессивности, хотя и эти проявления нормальны.  Вопрос не в том запрещать или нет, а в том, как это делать. Если двух-трехлетний малыш кусается, стоит задуматься, что заставляет его это делать. В таком возрасте ребенку очень тяжело взаимодействовать с окружающим миром. Ребенок испытывает страх и в некоторых ситуациях бывает просто беспомощен, а кусаться - это чуть ли ни единственная возможность проявления агрессивности в этом возрасте. Вид выражения агрессивности во многом зависит от возраста. Поэтому большая разница, прибегает к такому способу двухлетний или шестилетний ребенок. В случае с шестилетним – это довольно тревожный знак.

Укусить или ущипнуть, а иногда и ударить – вполне нормальная потребность ребенка. Ведь он не еще не может ответить обидчику едким словом, а может лишь пожаловаться взрослому, но куда легче просто «дать сдачи».

Агрессивность может быть физически и психически обусловленной: часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса. Если же поведение нетипично для ребенка и взрослых, то оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих.

Возможными причинами агрессивности детей раннего возраста могут быть: слишком раннее высаживание на неудобный или холодный горшок, насильно-обильное кормление, нарушение режима дня, категоричность взрослого к вредным привычкам  (сосание пальца или пустышки, навязчивые движения), неприятные для кожи малыша вещи (тесные или колючие). Вот далеко не полный список причин, провоцирующий реакции протеста. Этот протест выражается не только в крике и плаче, но и в сознательном осуществлении действий, противоположных тем, которых добивается взрослый. Ребенок начинает делать «назло», а взрослый нередко стремится переломить упорство ребенка усилением строгости и требовательности. Возникающий конфликт приобретает затяжной характер и может повлечь за собой неприятные последствия:

  • внутреннюю неудовлетворенность собой в группе сверстников, особенно если у него присутствуют лидерские качества;
  • ощущение тревоги или страха нападения (особенно если ребенок подвергался физическим наказаниям, унижениям и оскорблениям);

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих по причине неудовлетворенности в любви, ласке и общении.

Оправданная агрессия возникает и по причине ограничения ребенка в движении, активной деятельности, т.е. в ограничении его естественных желаний.

Профилактика агрессивности.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. В этом помогают беседы о конкретных случаях ее проявления, а так же игры направленные на проявление способностей ребенка. Особенно полезны игры в кукольный театр, где действуют злые герои, терпящие, в конце концов, поражение. Эти игры доставляют особенное удовольствие детям, так как избавляют от агрессивной энергии. Полезны и так называемые агрессивные игры, разыгрываемые самостоятельно, например, войнушки. Взрослый же должен направлять такие игры в ненавязчивой форме.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка, непосредственно перед их проявлениям (окликнуть, остановить занесенную руку).
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения. Осуждение  и демонстрация невыгодности такого поведения в отдельных случаях очень действенны.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение и периодически подкреплять.
  4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития импатии и сопереживания.
  5. Познакомиться с упражнениями, направленными с выходом агрессии через борьбу с подушкой, криком, рваньем бумаги, психогимнастики.

В статье были использованы материалы Г.Фигдор «Детская агрессивность», Л.Широкова «Справочник дошкольного психолога».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения и профилактика детской агрессивности

В статье говорится о проблеме детской агрессивности. Раскрыты причины возникновения. Представлены игры для агрессивных детей по работе с гнвом, даны рекомендации, правила и принципы взаимодействия с а...

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...

Профилактика детской агрессивности

Статья адресована родителям и содержит практические рекомендации по профилактике детской агрессивности...

"Профилактика детской агрессивности"

Бороться с агрессивностью нужно…...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

Памятка для родителей ,используется при проведении родительского собрания , или как материал для буклета....

Профилактика детской агрессивности

Профилактика детской агрессивности...