Система планирования работы по театрализованной деятельности в ДОУ, с учетом его коррекционной направленности.
методическая разработка (старшая группа) по теме

В работе обобщены и  систематизированы материалы  по  развитию пантомимичех  навыков, планирование рассчитано на 2 года пребывания детей в ДОУ, разбито на 6 этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система планирования работы но театрализованной деятельности в ДОУ, с учетом его коррекционной направленности.

Учитель – дефектолог, старший воспитатель Алабина С.В.

1 год пребывания детей в ДОУ (возраст 4-5 лет)

1 этап(октябрь - ноябрь)        

• Понимание обращенной речи (выполнение совместных действий по показу, по речевой инструкции)

• Освоение основных движений: ходьба, приседания («пружинка»), хлопки, притопы; по тому же принципу (совместно, показ, речевая инструкция);

  • Ориентирование в пространстве (зал, групповые помещения) и «на себе», соотнесение пространственных представлений;
  • Обучение движению в различных направлениях (по прямой, по кругу, вперед-назад, изменение направления движений);
  • Движение в различном темпе;
  • Движения с предметами (флажки, мячи, кубики, куклы, др.игрушки);
  • Развитие мелкой моторики (обучение действиям с предметами, пальчиковые упражнения);
  • Развитие сенсорных способностей (эталоны, перцептивная деятельность);
  • Обучение восприятию различных по длительности, высоте звучания звуков музыки;
  • Ознакомление со словарем эмоций (по пиктограммам);
  • Ознакомление с графическими схемами-подсказками, обозначающими черты лица;
  • Установление взаимосвязи между изменением «выражения лица» и настроением (показ, совместные действия по показу, с опорой на пиктограммы, по речевой инструкции, самостоятельный подбор схем-пиктограмм по слуховом)' восприятию (т.е. по речевой инструкции) - оречевление своих действий и формирование основ аналитико-синтетической деятельности, ассоциативное восприятие и мышление (привлекается материал: музыкальные фрагменты, сюжетные картинки с выраженным настроением героев, портретная живопись);
  • Развитие слухо-речевой памяти на доступном для детей речевом материале (стихи А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака и др. авторов; потешки, заклички, попевки и т.д.);
  • Формирование способности к восприятию музыкальных произведений: мелодичность, темп (быстро - медленно), ритм, настроение «минор» - «мажор» (грустно - весело). Обучение навыку внимательного прослушивания и анализа музыкальных произведений (использование схем-пиктограмм) и оречевления своих впечатлений;
  • Формирование навыков ритмовоспрятия и звукоподражания (показ, совместные действия, самостоятельная деятельность по речевой инструкции) с учетом эмоциональной окраски предлагаемых материалов;
  • Обучение использованию графических схем-подсказок при воспроизведении и анализе ритма мелодико-интонационной окрашенности звуков, междометий, слогов и др.;
  • Развитие неречевого слуха (восприятие, анализ, оречевление (аналитико-синтетическая деятельность) с помощью педагога. Например: «Почему так звучит?»  «Потому что ...» - введение в пассиве конструкции сложноподчиненного предложения. Использование при объяснении опорных схем-пиктограмм черт лица и частей тела, настроений).
  • Ознакомление с русскими народными сказками «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и т.д., содержание, театр картинок, игрушек, последующее моделирование с помощью геометрических - фигур, анализ с опорой схем- пиктограмм настроений.

II этап (декабрь - февраль)

  • Развитие всех навыков и способностей (I этап).
  • Закрепление (повторение пройденного) и активизация словаря по пройденным логопедическим темам.
  • Обучение пантомимическим движениям (закрепление, активизация и расширение словаря предикатов). Показ совместных действий по речевым инструкциям.
  • Формирование понятий об интонационной выразительности речи (на ранее изученном материале - стихи, потешки, сказки, загадки и т.д. и новом). Установление взаимосвязи между восприятием содержания сюжетной картинки и ее интонационно-выразительным оформлением (т.е. оречевление с помощью жестов, мимики, интонации).
  • Работа над развитием речевого дыхания. Плавности речи, интонационной выразительностью.
  • Развитие памяти физических действий (с опорой на предметные картинки, схемы-подсказки) и установление аналитико-синтетических связей (классификация, обобщение).
  • Развитие навыков движений (основных) под музыку.

Формирование и развитие способности к цветовосприятию(развитее сенсорных способностей).

  • Развитие речевого слуха (основные понятия (по схемам, а затем анализ с оречевлением)).
  • Обогащение словаря эмоций, развитее способности к их восприятию, развитее эмпатийных способностей.
  • Ознакомление и работа над художественными произведениями: анализ, оценка эмоций персонажей, художественнаядеятельность,        интонационная выразительность при пересказе, установление аналитико- синтетических связей (обобщения, классификация, сравнение), театр картинок, игрушек, театр «Би-ба-бо», драматизация сцен их художественных произведений. Сказки: «Рукавичка», «Гуси-Лебеди», «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Снегурочка», «Бабушка Вьюга», «Морозко», «Два мороза» и др.
  • Формирование навыков диалогической формы речи. Введение понятия «речь от автора».
  • Обогащение знаний художественных произведений (стихи, потешки, рифмовки, скороговорки, загадки, литературные художественные произведения повествовательного характера).
  • Разучивание текстов песен с последующей их пантомимической интерпретацией.
  • Обучение детей навыкам загадывания загадок посредством соответствующих схем-пиктограмм и использования наводящих слов и пантомимических действий.
  • Накопление эстетического опыта путем ознакомления с новыми музыкальными и живописными произведениями.
  • Анализ слухо-зрительного восприятия, обобщение исистематизация, развитие слухо-зрительно-моторного праксиса (графические упражнения, подбор пиктограмм, изображение воспринятого с помощью пантомимики, интонации и др.).
  • Развитие навыков пантомимических движений в играх с текстом (игры с движениями, логоритмические игры).
  • Обогащение сенсорного опыта детей.
  • Игры на развитие познавательных способностей и формирование аналитико-синтетической деятельности (с опорой на схемы, пиктограммы и по речевой инструкции), общеразвивающие игры, способствующие развитию ВПФ и ЭВС.потешки, сказки. Упражнения на  интонационную  выразительность речи (на ранее изученном материлае - стихи, анализ с опорой на  схемы – пиктограммы  настроений.

III этап (март - май)

  • Закрепление активизация и обогащение словаря по пройденным логопедическим темам (загадки, скороговорки, чистоговорки, предметные и сюжетные картинки).
  • Совершенствование сенсорного восприятия и на его основе приемов аналитико-синтетической деятельности.
  • Формирование грамматически правильного строя речи (игры и упражнения по темам с музыкальным сопровождением).
  • Развитие фонематического слуха (по плану логопедической работы в группе).
  • Развитие просодических навыков речи.
  • Обогащение эмоционального восприятия (музыка, цвет, слово), т.е. синтез искусств.
  • Отработка и совершенствование ранее изученных движений

(танцевальные, танцевальные импровизации, имитациядействий в соответствии с настроением, ритмико-мелодические рисунки, развитие мелкой моторики – образные действия и т. п. ).  

  • Обогащение памяти физических действий.
  • Упражнения в пантомимах, психогимнастика (по плану,предметных картинках - показ, по речевым инструкциям).
  • Театр картинки, игрушки, «Би-ба-бо», по пройденномуматериалу.
  • Повторение и закрепление ранее изученных речевыхматериалов (стихи, загадки, потешки, песни, русские народныесказки), их драматизация, показ содержания с помощьюпантомимических средств действий.
  • Логоритмические игры и упражнения.
  • Работа над материалом сказок, дидактические иразвивающие игры (по плану).
  • Ознакомление русскими народными сказками и другимихудожественными произведениями стихи, проза, «СестрицаАленушка и братец Иванушка», «Вершки и корешки»,«Смоляной бочок», «Красная шапочка».
  • Пантомимические этюды на заданные темы (педагог идети)
  • Развитие сенсомоторных навыков и координаций впространстве и на себе.
  • Формирование диалогической формы речи на основеситуативно-бытового словаря (темы:«Транспорт»,«Поликлиника», «Магазин», «Прием гостей», «Общение потелефону», «Ситуации в группе детского сада») - этюды,сцены по инструкции.

II год пребывания детей в ДОУ (возраст 5-7 лет)

1 этап(октябрь - ноябрь)        

  • Повторение пройденного материала (содержание сказок, стихи, игры типа «Подскажи словечко», загадки, речевки, скороговорки и т.п.; словарь по темам его закрепление, расширение и активизация в самостоятельной речи детей).
  • Развитие фонематического слуха и просодики (слоговая структура слова, интонационная выразительность междометий, слов, словосочетаний, предложений).
  • Логоритмические упражнения.
  • Развитие ритмопластики, пантомимические этюды.
  • Танцевально-песенные импровизации (развитие творческих способностей).
  • Развитиеи совершенствование пантомимических способностей преображения эмоций, действий (простых сюжетов) и при восприятии и анализе сложных музыкальных, живописных и художественных произведений (дети должны дать речевой анализ).
  • Развитие способности к эмпатии.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Ознакомление с новыми художественными произведениями (авторские сказки К.Чуковского, С.Маршака, Ш.Перро и др.).
  • Развитие ассоциативного восприятия и мышления на основе схем-пиктограмм (времена года, явления природы, настроение и т.п.). Отображение в виде пантомим, оречевление в формеответов на вопросы.
  • Самостоятельная постановка вопросов и ответы в виде показов действий.
  • Распространение предложений.
  • Интонационное оформление (мотивация).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Система планирования работы по развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности.

В данном материале представлена моя разработка планирования театрализованной деятельности детей для средней группы....

Планирования работы по театрализованной деятельности

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3 – 5 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...

Педагогический совет "Театрализованная деятельность в ДОУ с учетом ФГОС ДО"

quot;Через сказку, фантазию, игру - через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка"...

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы

Планирование работы по театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы...

Планирование работы по театрализованной деятельности в младшей группе.

Планирование работы по театрализованной деятельности в младшей группе....